«Повышение орфографической зоркости»
методическая разработка по логопедии

Жаденова Татьяна Валерьевна

       Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельность всех высших психических функций – внимание, восприятие, память, мышление.  Мы должны работать в команде!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dlya_sayta_povyshenie_orfograficheskoy_zorkosti.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

   

                

                                                     Тема:

«Повышение орфографической зоркости»

        Подготовила:

                                                                                 Учитель-логопед

                                                                           Жаденова Татьяна Валерьевна

г. Наро-Фоминск  2021-2022 год

      Хотелось бы сказать,что ….Главным условием эффективности помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элементам предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение, так как неправильная посадка, неправильное положение ручки, неумение дифференцировать строку и т.п. могут стать непреодолимым препятствием в процессе обучения.

       Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельность всех высших психических функций – внимание, восприятие, память, мышление.  Мы должны работать в команде!

    Многие проблемы формирования навыков обучения письму и чтению связаны именно с методикой обучения, с ее соответствием функциональным особенностям и возрастным возможностям детей, с условиями организации учебного процесса и требованиями, которые предъявляются ребенку. К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать.

      Снижение эффективности обучения, неуспеваемость – это, как правило, результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных. При этом коррекция либо не проводилась вообще, либо проводилась неправильно. Никто не обратил внимания на характер нарушений (зеркальное письмо), свидетельствующий о явном нарушении зрительно-пространственного восприятия и требующий специальной коррекции. Никто не поинтересовался индивидуальным темпом деятельности ребенка и общим темпом работы на уроке

    У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность, что может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных структур ствола мозга, характерных для многих детей 6–7 лет. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей (до 70%) еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности.

       В формировании «технической части» этих навыков можно выделить три основных этапа:

Первый – аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия. Второй – синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля. Третий – автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.

Это все необходимо учитывать при работе над орфографической зоркостью!

    Работа над орфографической зоркостью и знакомство с первыми орфограммами начинается в период обучения грамоте.  В данный период первоклассники не только учатся читать, но и слышать звучащее слово, соотносить звуки и буквы, замечать различия слов, определять ударные и безударные гласные, обозначать соответствующим знаком в схеме, знакомятся с признаками звуков в слабой позиции, с понятием «опасные места». В учебнике 1 класса сразу обращается внимание на то, что написание слов иногда расходится с произношением, а иногда нет

      С первого класса ведется работа по формированию умения обнаруживать орфограммы безударных и парных согласных («опасные места при письме»). Осознанные же орфографические действия предполагают: а) обнаружение орфограмм; б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку написанного.

     Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии, вводится понятие орфограмма – это «место в слове, где при письме нужно выбирать букву», уточняются признаки сильных и слабых позиций фонем (термин не вводится), широко применяется прием моделирования. Со 2 класса вводится прием письма с «окошками» - пропуск учеником во время письма сомнительной для него буквы и продолжается в 3 классе, это способствует последовательному совершенствованию орфографической зоркости и основанному на ней действию орфографического самоконтроля. Задания в учебниках 3 - 4 классов рассчитаны на самостоятельное выполнение, необходимо чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих ошибок.

     Нам же необходимо  учитывать психофизические особенности учащихся, так как  у логопеда в школе 90% составляют  учащихся  с ОВЗ.

    Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической  грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

      Попробуем ответить на вопрос:   какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов? Для этого надо рассмотреть структуру осознанно выполняемого орфографического действия.

     Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинаем на ранних этапах.

  1. ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
  2. устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
  3. применять правило
  4. проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;        
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

      Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается? Ограничусь перечислением частных умений:

  • выделять отдельные звуки и определять их характер;
  • устанавливать последовательность звуков;
  • ориентироваться в звуках – «соседях»;
  • проводить полный звуковой анализ слов.

Примеры упражнений

    Многолетняя практика ряда учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения.  Орфографическое  чтение это побуквенное проговаривание слов: слово читается так, как оно написано. Когда ребенок  читает по слогам, он читает так,  как написано, то есть -  орфографически. При орфографическом чтении темп замедлен, артикуляция  работает с напряжением, четко произносится каждый звук в слове. Этот вид чтения мы прошли, обучаясь чтению и сопровождая шептанием про себя написание слов и предложений.

В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти.

При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти - слуховой. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется. Чем раньше учить орфографическом чтению, тем легче оно усваивается. На первом этапе орфографическое произношение не только облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.

Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишешь, читай, как говоришь.

При орфоэпическом чтении картина меняется: чтение имеет цель передать мысли и чувства. Слова сливаются, отдельные звуки неясны, только ударный слог выделяется на фоне безударных.

Обучая двум видам чтения, мы преследуем две цели:

  • Передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением;
  • Отработка звуковой графической формы орфографическим чтением.

Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Педагог  читает слово или словосочетание слов, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слоги на слова. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Педагог  читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова орфографическим чтением. Если в каком-то слове допускается ошибка, то это слово нужно повторить.

    Тем более, практика показывает, что дети, хорошо владеющие орфографическим чтением, читают намного лучше, правильнее и обычным, орфоэпическим чтением. Значит, если мы научим ребенка читать орфографически, нам надо будет соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала?  Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка. Но этот же текст или слово надо прочитать и по-другому, орфоэпически. Дети принимают это легко, как само собою разумеющееся:

раз будешь писать – читай так, как пишешь;

будешь слушать – читай по-другому, выразительно, орфоэпически.

  “А как же правила?” – скажете вы. Правила – это теоретическая часть правописания, их  применение необходимо. Но если перед написанием слово не будет произнесено орфографически, то часто не поможет ни шрифт, ни его размер, ни цвет букв, ни само знание правила. Хотя все это имеет значение. 

   Моторика, то есть движение руки, тоже не самое главное, что влияет на орфографию. Рука фиксирует уже готовое, приобретенное произношением. Поэтому дети, умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее. Важнейшим из всех рецепторов, информаторов сигналов является звук. Хорошо произнесенное слово перенимается слушателем тут же и копируется артикуляцией. Это самое экономное средство обучения грамотному письму. Звуковая графическая форма слова навсегда остается в памяти, если слово повторено многократно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение орфографической зоркости

Таблица дана схематично. КАК РАБОТАТЬ С ней:Сначала пишем слова из книги, учебника и пр. ребенок "разносит" по колонкам слова:  в каждой колонке должно быть слово с определенной, уже проходи...

Повышение орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Данный материал, собранный мною ,  помогает учителю подготовиться к уроку....

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы

Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы....

Использование приема какографии для повышения орфографической зоркости учащихся

Описание приема какографии и 20 карточек для работы учащихся 3 класса....

"Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка"

Очень часто бывает так, что ученик хорошо знает правила, а всё же допускает ошибки. В статье предложены приёмы, которые помогут учителю научить своих учеников видеть и узнавать орфограммы. Умение обна...