Дифференциация звуков [с], [з].
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

План-конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у учащихся  с  ОВЗ (ЗПР ) 1- 2 х классов .    


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka.docx194.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции нарушений письменной речи

 у учащихся  с  ОВЗ (ЗПР ) 1- 2 х классов .    


Тема: Звуки [с], [з].

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • уточнить артикуляцию звуков [с], [з];
  •  закрепить умения на слух выделять место нахождения заданного звука;
  • дифференцировать гласные и согласные звуки;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • расширить словарный запас учащихся;

Коррекционно-развивающие

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и память;
  • развитие общей моторики, общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
  • развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, пространственное мышление, операции мышления: анализа и синтеза);

Коррекционно-воспитательные 

  • развивать потребность говорить правильно и красиво;
  • воспитывать доброжелательные отношения , веру в собственные силы;,
  • воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;

Оборудование:  зеркала, демонстрационные карточки для работы, цветные карандаши, пластилин ,буквы

Ход занятия

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Психологический настрой на урок.

Гимнастика.

Артикуляционная гимнастика .

Чтобы лучше заниматься, потренируем наши язычок и губы.

 

Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения  

« улыбка-трубочка»,                 «окошко», «лопатка»

 «чистим зубки»   « качели»                                      « часики»

 Дыхательная гимнастика

шумный вдох-кулачки,

 вдох –повороты головы,

«сдуваем бабочку» «сдуваем жука»

Учащиеся сдувают бабочку с цветка (с ладошки) слабой воздушной струёй, жука сильной.

Кинезиологические упражнения

«Ухо-нос»

«Флажок-рыбка-лодочка»

«Дом –ежик –замок»

Учащиеся вместе с учителем  выполняют упражнение.

2.Подготовительный этап.

Я вам буду говорить слова, когда вы услышите в слове звук [с],хлопните  1 раз,  

если услышите [з] хлопните 2 раза.

Телефон, сапог, кошка, арбуз, шапка, сова, лиса, солнце, коза, луг, река, стол, папа, морс, книга, зонт ,дождь, соловей,зима.

3. Основной этап.

Объявление темы через выделение звуков [с] [з]

На доске картинки.

C:\Users\PC6\Desktop\ЛОГО\картинки на звуки\с\redis.jpgC:\Users\PC6\Desktop\ЛОГО\картинки на звуки\з\vaza.jpgC:\Users\PC6\Desktop\ЛОГО\картинки на звуки\з\zamok.jpgC:\Users\PC6\Desktop\ЛОГО\картинки на звуки\с\samolet.jpgC:\Users\PC6\Desktop\ЛОГО\картинки на звуки\с\kapusta.jpg

- Называем картинки  вслух.

- Какой звук встречается в этих словах часто?

Определите позицию звука [с] в этих словах.

Определите позицию звука [з] в этих словах

Разделите слова на слоги. Сколько слогов в слове арбуз? (отхлопать )

- А какой слог ударный?  (второй)

-А сколько звуков в слове арбуз? (5)

Теперь составляем рассказ об этих предметах.

1…. –это

2.съедобный , несъедобный (если съедобный -вкус, овощ или фрукт)

3.форма

4. размер

5. для чего нужен?

Учащиеся читают.

Часто встречается в предложении звук [с] [з]

Редис-звук [с] в конце слова

 Самолет- звук [с] в начале слова

Капуста-звук [с] в середине слова

 Замок- звук [з] в начале слова

Ваза- звук [з] в середине слова

Арбуз- звук [с] в конце слова

 ар-буз ,ре-дис, са-мо-лет,ка-пус-та,  за-мок,  ва-за,

По схеме отрабатывают каждое слово

 

Учащиеся рассказывают  про каждый предмет. 

 

  Физкульт. минутка.

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

Учащиеся вместе с учителем выполняют движения.

Сравнение звуков по звучанию

Сравнение букв тактильно

Дадим характеристику звукам. [с] [з] Какие они?

Закройте уши, если при произношении идет вибрация, то звук звонкий. При ее отсутствии- глухой.

Какой 1–й звук?

Какой 2–й звук?

Ощупываем  деревянную букву С.

Ощупываем  деревянную букву З.

У каждого на парте есть пластилин .

Лепим букву с и з .

Сравниваем .

Учащиеся:

-с - согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

-з - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

Дети работают и проговаривают:

Буква с состоит из маленького полуовала и смотрит на правую сторону.

Буква З состоит из двух элементов, двух полуовалов смотрит на левую сторону

Дифференциация звуков в слогах.

   

  Чтение чистоговорок.

Прослушайте ряд слогов, повторите за мной и назовите слог, который повторяется дважды: са-за-са, за-са-за, со-со-зо, зо-зо-со, зла-сла-зла, слу-злу-слу

Зы-зы-зы - в углу стоят тазы.

 Су-су-су — мы увидели осу.

Су-су-су — сыро осенью в лесу.

Су-су-су — на лугу телят пасу.

Зой-зой-зой - бежит козленок за козой.

 Су-су-су — маме сумку я несу.

Учащиеся повторют и называют слог

Учащиеся повторяют за учителем.

4.Закрепление материала

Раздаются карточки с пропущенными буквами.

Вставь буквы    3 — зеленым цветом, С — синим.

На…тупила   …има.   Были …ильные  моро.ы.    …ина  в…яла  …анки и пошла на горку. Она катала…ь  на    … анках  с горки.  За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я   …ина    моро…а.

Зина куда пошла?

Что она взяла?

Кто за ней бегал?

Как звали собаку?

Учащиеся вставляют буквы, читают  проверяют правильность написания.

Учащиеся  отвечают на вопросы, затем пересказывают.

Путаница

C:\Users\PC6\Desktop\slide_13 (1).jpg

Учащиеся раскрашивают и считают.

5. Заключительная часть.

Итог

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какие звуки мы сегодня на уроке сравнивали?

– Чем схожи звуки?

– Чем различаются?

– Это гласные или согласные звуки?

Оцените свою работу на занятии. Выберите смайлик и объясните почему ты выбрал именно этот смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....