"Волшебные кнопки" нейроигры для тренировки мозга
методическая разработка по логопедии

Балданова Людмила Александровна

Нейроигры для тренировки мозга

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Мой ребёнок»

Добрый день, уважаемые родители!

Рады приветствовать вас на семинаре-практикуме педагогов –психологов «Нейропсихологические игры в школе и дома»!

В рамках данного семинара хотим презентовать школьный родительский клуб «Мой ребенок».

Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических, духовных сил, поэтому важно найти оптимальный грамотный подход в воспитании и обучении собственного ребенка, для того чтобы сохранить физическое и духовное равновесие. От того как дальше поведут себя родители зависит судьба ребенка и самой семьи.

 В нашем учреждении все обучающиеся – это дети с ОВЗ, а 30% имеют статус инвалид детства.

Мы понимаем, что многие из вас сталкиваются с трудностями развития и социализации ребенка. Поэтому существует необходимость осуществления деятельности родительского клуба «Мой ребенок» на базе нашей школы, как процесса взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

Основная задача - приобщить родителей к участию в коррекционной работе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

У клуба есть свой девиз “Отдыхая - познавай!”

В своей деятельности клуб опирается на разные формы работы

  • индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
  • занятие в мини-группе;
  • обучающие семинары;
  • психологические тренинги;
  • встречи со специалистами;
  • круглые столы;
  • занятия в системе “Ребенок - Родитель - Специалист”
  • участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Функционирование родительского клуба «Мой ребенок» будет происходить под руководством педагогов коррекционного блока нашей школы педагогов-психологов и учителей логопедов школы.

Надеемся, что клуб поможет привлечь вас родителей к активному сотрудничеству, вы получите определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевых и психических нарушений ваших детей.

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми - это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;

- Развивать слухоречевое внимание детей;

- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока: Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Нейроигры и упражнения применяю для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т.д.

1.   «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках)

Развитие межполушарного взаимодействия.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

Са-са-са – на дворе роса.

Са-са-са – в лесу бывает лиса.

Са-са-са – у меня лиса.

Су-су-су – даю Саше лису.

Са-са-са – у кого лиса?

2.   «Колено – локоть» (автоматизация в словах)

Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

3. «Голова – живот» - сложное, но в тоже время любимое задание многих детей.

3. Нейрозарядка для сбалансированного, удобного и приятного метода стимулирования мозга, способствующая повышению многофункциональности головного мозга у детей, развитию у них процессов межполушарного взаимодействия.



Предварительный просмотр:


«Волшебные точки». Нейроигры для тренировки мозга».

У детей с речевыми нарушениями наблюдается неустойчивая психика, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких ребят — это тяжелый труд.

Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения   (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах речевых нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

  • Игры на развитие межполушарного взаимодействия.

 Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

1.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков.

2. «Симметричные рисунки или двуручное рисование» Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками.  Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

3. «Кулак-ребро-ладонь».  Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.  

4. «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка.

5. «Зеркало». Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.

По   этому же принципу строится нейроигра: «Попробуй повтори». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

6. Игры с тарелками – ловушками.  Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

  • Игры на мозжечковую стимуляцию.

 Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

1.Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками:

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот;  (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много»)

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая). 

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

-броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;

 -броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками. 

Использую эти упражнения на автоматизацию звуков, живое-неживое, летает-не летает и т.д.   Например: на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук   Ж левой.

 Также существуют такие нейротренажеры,   как: Нейроскакалка и нейровосьмерка,  развивающие  межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Тренажеры развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов

Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. 

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

1. Брейн Джим «Гимнастика мозга»

2. Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»

3. Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.

3. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»

4. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .

Примеры  домашних   заданий  с  учетом  психофизиологических  особенностей  учащихся....

ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение  и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...

АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВС РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

В работе представлены результаты изучения адаптационного потенциала и антистрессорных реакций у дошкольников и первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга. Установлено, что ...

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

Адаптационные возможности первоклассников с различными типами профилей латеральной организации мозга (ПЛО). Установлено, что в начале учебного года   14-21% детей с  различными ти...

"Гимнастика мозга"

Кинезиология. "Гимнастика мозга"...

Нейробика-тренировка для мозга.

Нейробика — это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться. Их разработал американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац на основе результатов исследований, проведе...