ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .
статья по теме

 

Примеры  домашних   заданий  с  учетом  психофизиологических  особенностей  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_domashnih_zadaniy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ДОМАШНИХ  ЗАДАНИЙ  С  УЧЕТОМ

ОСОБЕННОСТЕЙ  АССИМЕТРИИ  ПОЛУШАРИЙ  ГОЛОВНОГО   МОЗГА

                                                                          Бояринцева Валентина Владимировна,

                                                                          учитель начальных классов,

                                                                         начальная общеобразовательная школа № 119

   Асимметрия межполушарная – характеристика распределения психических функций между полушариями левым и правым: при выполнении одних функций психических ведущим является полушарие левое, других – правое.  Ассиметричная  организация  мозга  прослеживается  на различных  уровнях:  от  молекулярного  до  поведенческого. Полушария  по-разному обрабатывают  информацию, поступающую  из  внешнего  мира.  Левое  отвечает  за  аналитическое  мышление;  люди  с  доминирующим  левым  полушарием,  как  правило,  рациональны, расчетливы  и,  что называется,  не  поддаются  власти  эмоций. Левое  полушарие  -  база  абстрактного  мышления  -  ищет  и  находит  в  этом  мире  гармонию  причин  и  следствий.  Правополушарные  обладают  образным  мышлением,  им  свойственно  не  аналитическое  целостное  восприятие  мира.  Правое  полушарие -  база  образного  мышления - охватывает мир  явлений  во  всем  его  богатстве  и  разнообразии.

Основы  функциональной  специализации  полушарий  мозга  является  врожденной,  однако  по  мере  развития  ребенка  происходит  усложнение  механизмов  межполушарной  симметрии.

Если  в  процессе  обучения  учитывать  индивидуальные  психофизиологические  особенности  учащихся,  то  потенциальные  возможности  самого  учащегося  будут  реализовываться  наиболее  полно.

Существует  три  типа  функциональной    организации  полушарий  мозга:

- отсутствие  ярко  выраженного  доминирования  одного  полушарий -  смешанный  тип.              - доминирование  левого  полушария ( словесно- логический  характер  познавательных  процессов,  склонность   к  абстрагированию  и  обобщению)                                                           - доминирование  правого  полушария  (конкретно - образное  мышление,  развитое  воображение)

Левополушарный   ученик: видит  символы  (буквы,  слова),  необходимы  ясные  письменные  инструкции,  повторяет  фактическую  информацию,  дискомфорт  с  незавершенными  творческими  инструкциями,  любит  проверять работу, информацию  принимает  в  письменной  форме,  анализирует  от  части  к  целому,  переживает  реальность  после  чтения,  любит  смотреть  фильм  после  прочтения  книги.

Правополушарный  ученик: видит  конкретные  объекты  и  рискует  отставать  в  чтении, отвлекаемость,  способность к  саморазвлечению, отвечает  на  личностные  отношения, а  не  авторитарные,  любит  самостоятельный  выбор,  информацию  предпочитает  в  виде  графиков,  карт,  демонстраций,  фокусирован  на  внешнее,  анализирует  от  целого  к  части,  переживает  реальность  до  чтения,  любит  смотреть  фильм  до  прочтения  книги.

                          Подход в  обучении  с  учетом  психофизиологии

«левополушарные»  дети

 «правополушарные» дети

математика

анализ,  вневременные  задания, работа  в  одиночку, доказательство  теорем,  оперирование  знаками  на  плоскости, задания  в  символах, алгебра,  многократное  повторение

синтез,  задания  на  время,  работа  в  группе,  формулировка  теорем,  оперирование  пространственными  связями,  задания  в  картинках,  геометрия,  схемы,  таблицы

словесность

анализ  рассказа,  разбор  слов  и  предложений  по  составу,  обучение  других,  применение  правил,  понятийное  понимание  слов.

сочинение,  составление  слов  и  предложений  из  частей,  чтение- нахождение  взаимосвязи  пересказ,  чтение  по  ролям,  инсценировка,  творческие  работы

естественные  науки

аналитическая  работа, логические  задания,  выявление  различий,  выделение  деталей,  создание  категорий

мозговой  штурм,  просмотр  фильмов,  предсказание   результатов, творческие  задания, выявление  сходств,  сопоставление  фактов,  выделение  сути,  выделение  важных  моментов,  использование  речевых  и музыкальных  ритмов,  экскурсии,  походы,  путешествия

в  соревнованиях

индивидуальная  борьба,  рассчитывает  только  на  свои  силы

командная  борьба,  обостренное  чувство  честной  борьбы  «один  за  всех  и  все  за  одного»

     Ученики  с  противоположными  стилями  обучения  могут  реально  помочь  друг  другу.  Ученик  правополушарного  типа  мышления,  работая  в   паре  с  левополушарным  над  заданием,  связанный  с  оценкой  значимости  текста,  может  показать  своему  товарищу  такие  стратегии  в  обучении,  как  синтез,  применение  схем,  выделение  сути,  поиск  и  выделение  информации,  и  сопоставление  фактов.  Левополушарный  ученик  может  поделиться  со  своими  партнерами  способом  выделения  нужных  деталей,  выявления  различий,  создание  категорий.

Методика  преподавания в  средней  школе  построена  с  «левополушарным»  акцентом.  Для  того  чтобы  создать  ситуацию  успеха  нужно  учитывать  индивидуальные  психофизиологические  особенности  учащихся.  Создать  оптимальные психолого-педагогические  условия  для  реализации  потенциальных возможностей  ребенка,  с  учетом  мозговой  организации  познавательных  процессов,  не только  в  урочной  деятельности,  но  и  при  подборке  домашних  заданий.

    Домашняя  работа  учащихся – это  «составная  часть  процесса  обучения.  Главная  цель  ее – расширить  и  углубить  знания,  умения,  полученные  на  уроке,  предотвратить  их  забывание,  развить  индивидуальные  склонности  и  способности».                                   Домашняя  работа - это  самостоятельное  выполнение  учащимися  заданий  учителя  по  повторению  и  более  глубокому  усвоению  изучаемого  материала  и  его  применению  на  практике,  развитию  творческих  способностей    и  дарований,  совершенствованию  учебных  умений  и   навыков.  Домашняя  работа  представляет  собой  необходимый элемент  обучения.                                              

 - Она  способствует  переходу  знаний  обучающихся  из  оперативной  памяти  в  долговременную.                                                                                                                                            - Выравнивает  знания  и  умения  ребенка,  его  навыки  в  том  случае,  если  он  долго  болел  и  много  пропустил.                                                                                                                                          - Стимулирует  познавательный  интерес  учащихся,  желание  знать  как  можно  больше  по  предмету  или  по  теме.  В  этом  случае  положительную  роль  играют  дифференцированные  домашние  задания.                                                                                                                                      - Развивает  самостоятельность  ученика,  его  усидчивость  и  ответственность  за  выполняемое  учебное  задание.                                                                                                                           Выполнение  домашнего  задания  будет  результативным  если:                                                                                  - ученик  будет  владеть  алгоритмом  действия  при  выполнении  задания;

- домашнее  задание  будет  учитывать  возрастные  особенности  и  интересы  учащихся,  индивидуальные  качества  личности  и  психофизиологические  особенности  ученика;

- четко  определены  сроки  выполнения  домашнего  задания;

- выполнение  домашнего  задания  будет  оценено  по  достоинству  и  в  срок;                                               В  школьной  практике  используют  следующие  виды  домашней  учебной  работы:                        - индивидуальная ;                                                                                                                                             - групповая;                                                                                                                                                      - творческая;                                                                                                                                                      - дифференцированная;                                                                                                                                      - одна  на  весь  класс;                                                                                                                                      - составление  домашней  работы  для  соседа  по  парте;                                                           Индивидуальная  учебная  домашняя  работа    задается,  чаще  всего,  отдельным  учащимся  класса.  Такая  работа  может  быть  выполнена  на  карточках  или  с использованием  тетрадей  на  печатной  основе.                                                                                                                                При  выполнении  групповой  учебной  домашней  работы  группа  учащихся  выполняет  какое-то  задание,  являющееся  частью  общего  классного  задания. Такие  задания  целесообразно  давать  заранее.                                                                                    Дифференцированная  домашняя  работа -  такая,  которая  может  быть  рассчитана  как  на  «сильного»,  так  и  на  «слабого»  ученика,  как  для  левополушарных,  так  и  для  правополушарных  учащихся.                                                                                                                 Одна  на  весь  класс  -  самый  распространенный  вид  домашней  работы.  Постоянное  применение  таких  заданий  не  ведет  к  развитию  творческих  способностей  учащихся,  однако  исключать  их  из  перечня  педагогических  средств  не  следует,  так  как  в  ходе  их  выполнения  у  учащихся  отрабатываются  различные  навыки  и  формируются  умения.   Составление  домашней  работы  для  соседа  по  парте -  новаторский  вид  домашней  работы,  «составь  соседу  два  задания аналогично  тем,  что  рассматривались  на  уроке». Творческая   домашняя  работа  задается не  на  следующий  день,  а  на  несколько  дней  вперед.                                                                                                                                                               Таким  образом,  чтобы  обучение  было  эффективным,  необходимо  использовать  различные  виды  домашней  учебной  работы. Больше  уделять  внимание   дифференцированным,   творческим  заданиям,  заданиям  и  упражнениям  с  учетом  право -  и  или  левополушарного  подхода, т.е.  индивидуальных  особенностей  личности  школьника,  их  восприятия.  

Примеры  домашних   заданий  с  учетом психофизиологических  особенностей  учащихся

 Фантазирование – сочинение  с  различными  заданиями;  составление  слов  и  предложений  из  частей; анализ рассказа,  разбор слов и предло жений по составу,  обучение других,  задания на поиск оши бок,  применение правил,  точность употребления слов  в  тексте  и  предложении,  сопоставление текстов,  составление  загадок,  шуток,  прибауток,  скороговорок;  составление  сказок;  метод  нового  героя (придумать  героя,  который  помог бы например: Аленушке,   Иванушке и т.д.);  прием  «до  сказки»,  (описать  то  место,  где жили  два  Мороза и т.д.);  метод  описания  (предложить  описать  дворец,  где  жила Золушка, Баба  Яга);  метод  изменения  в  подсистеме  главного  героя  (внести  вместо  одного  героя -  другого. Как бы  изменился  сюжет?);  описать  ощущения  главного  героя  (когда  ему  было  плохо,  хорошо);  словесное  рисование (придумать  свою  картинку);  метод  чудесных  описаний (описать  добрые  дела,  которые  могли  бы  помочь  принять  облик…);  прием  синтеза (выводы  после  наблюдений); проблемный  вопрос (как  можно  путешествовать  не  выходя  из  дома? и т.д.); метод  ассоциации  (на  что  похож  сугроб,  пень?);  проектная  деятельность;  письмо  по  памяти;  классификация  математических  объектов ( выражений,  геометрических  фигур); составление  задач  по  краткой  записи, по выражению, по  аналогично  решенной  задаче  в  классе,  обратной  данной;  преобразование  математического  объекта  в  новый(  например,  преобразование  простой  арифметической  задача  в  составную);  задания  с  недостающими  или  лишними  данными;  выполнение  задания  разными  способами,  поиск  наиболее  рационального  решения;  самостоятельное  составление  задач,  математических  выражений,  уравнений;  нахождение  закономерностей,  составление  своих  закономерностей;  творческие  задания  занимательного  характера;  задания  на  смекалку;

Все эти задания  направлены  на  развитие творческого восприятия.

Учитывая,  что  формирование  у  школьников  положительного  отношения  к  учению  в  процессе  выполнения  домашних  заданий является  важнейшей  задачей  учителя  в  любом  классе,  можно  сформулировать  следующие   правила,  которые  необходимо  знать  и  помнить  каждому  учителю:

- старайтесь  заботиться о  многообразии  домашних  заданий,  стремитесь  к  тому,  чтобы  задания  на  усвоение  основных  знаний  и  умений  одновременно  развивали  бы  определенные  качества  личности;

- задавайте  на  дом  только  тогда,  когда  вы  уверены,  что сможете  выделить  на  уроке  для  проверки  и  оценки  выполнения  задания,  при  планировании  урока  не  забывайте о  домашнем  задании;

- не  считайте  само  собой  разумеющимся,  что  все школьники  обязательно  выполнят  поставленное  вами   задание;

-  на  уроке  используйте  любую  возможность  для  самостоятельной  деятельности  школьников,  удостоверьтесь,  все  ли  учащиеся  поняли,  в  чем  заключается  их  домашнее  задание,  не  давайте  задание  на  дом  по  звонку  или  после  звонка,  сообщайте  задание  тогда,  когда  оно  наиболее  удачно  вписывается  в  логику  урока;

-на  уроке  учите  школьников  технике  и  методам  учения,  на  дом  давайте  задания,  при  выполнении  которых  учащиеся  сознательно  применяют  эти  методы;

-используйте  дифференцированные  домашние  задания  для  закрепления  материала,  для   развития  индивидуальных  способностей  учащегося;

- с  помощью  постоянного  контроля  добивайтесь,  чтобы  у  учеников  не  возникали  сомнения,  так  ли  обязательно  выполнение  домашнего  задания,  добивайтесь,  чтобы  не  сделанная  работа  в  срок  обязательно  была  выполнена  позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение  и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...

АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВС РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

В работе представлены результаты изучения адаптационного потенциала и антистрессорных реакций у дошкольников и первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга. Установлено, что ...

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

Адаптационные возможности первоклассников с различными типами профилей латеральной организации мозга (ПЛО). Установлено, что в начале учебного года   14-21% детей с  различными ти...

"Гимнастика мозга"

Кинезиология. "Гимнастика мозга"...

Гимнастика мозга на уроках в начальной школе

На уроках в начальной школе полезно использовать комплексы гимнастики мозга как физминутку....

проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».

: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...