проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».
проект по теме

Смирнова Татьяна Арсентьевна

 

: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.

В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности и образовательной кинезиологии.

У детей развивается  умение переносить навыки творческого поведения из экспериментальной ситуации в житейскую; повышение способности к произвольному контролю, снижение тревожности, снятие напряжения, развитие мелкой и крупной моторики рук, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы левого и правого полушария, профилактика дислексии и дисграфии

 

Цель: развитие интеллектуальных способностей ребенка через раскрытие эмоциональной сферы.

Задачи.

  • предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими собственной индивидуальности в различных областях,
  • воспитание и развитие творческих способностей и навыков,
  • расширение диапазона чувств, воображения, фантазии,
  •  воспитание эмоциональной отзывчивости,
  • формирование навыков практического решения задач.

Ключевые понятия: творческость, кинезиология, эмоциональная сфера, интеллектуальная сфера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizaciya_programmy.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы.

Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
               От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки,

которые питают источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков и практического решения задач.

Проблема творческости является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Однако творческость чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях посвященных изучению креативных процессов (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник и другие), креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Лидер помогает выявить и проявить собственную индивидуальность другим людям с помощью своей индивидуальности. Таким образом, выявление и проявление собственной индивидуальности одновременно является: а) психологической предпосылкой лидерской одаренности; б) как было показано ранее, сутью творческости.

Была выдвинута гипотеза о том, что развитие психологических предпосылок лидерской одаренности способствует проявлению творческости как личностной характеристики.На основе этой гипотезы была разработана программа творческого развития личности, апробированная на учащихся школьного возраста. Целью этой программы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих возможности выявления и проявления ими собственной индивидуальности в различных областях.

 При этом имеются в виду не готовые средства, предлагаемые взрослыми и направленные на решение поставленных ими же задач, а те средства, которые находит сам ребенок и которые позволяют ему полнее выразить собственный внутренний мир; отношение к чему бы то ни было вообще так, как он считает нужным в данный момент.

Задачи программы:

  1. создание условий, обеспечивающих свободное выражение учащимися собственных эмоциональных состояний;
  2. обучение учащихся способами группового взаимодействия;
  3. развитие у учащихся способности планирования и прогнозирования;
  4. развитие у учащихся навыков использования имеющихся знаний в новых условиях

Работа по программе была направлена на осознание детьми того, что мир человека состоит прежде всего из разных людей, что, собственно говоря, мир - это и есть разные люди.

В программе прорабатываются следующие основные темы:

  1. составление перечня личностных черт - своих и близких людей;
  2. определение детьми своих собственных привязанностей и предпочтений;
  3. определение своих суждений по поводу чего-либо;
  4. определение привязанностей, суждений, предпочтений близких людей.

Усилия педагогов в ходе работы направляются на то, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать детям широкий веер индивидуальных различий, а с другой - оказать безусловную поддержку этим различиям и показать безусловную самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию собственной индивидуальности и ее отличия от индивидуальности других людей.

Выражение собственной индивидуальности является не чем иным, как выражением своих чувств, относящихся к какому-либо событию, какой-либо ситуации. Поэтому необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались до сих пор и которые не могли им предложить ни родители, ни учителя.

Для обеспечения возможностей эмоционального самовыражения используются ощущения всех сенсорных модальностей: запах, вкус, цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Дети обучаются распознавать свои ощущения. Средством развития творческости, помимо всего прочего, такое обучение является еще и потому, что ребенок видит возможность реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию. В результате ломка шаблонов обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального, неповторимого  «Я».

Для оснащения детей средствами эмоционального самовыражения используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматизация ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни или литературы, различные игры.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Создание условий учебной деятельности, позволяющих раскрывать резервы организма, способствовать росту, развитию ребенка, сохранению его здоровья - важная задача образования.

Поэтому на занятиях по РТПЛ обязательно включаются упражнения по образовательной  кинезиологии. Программа включает следующие виды упражнений: растяжки; дыхательные; глазодвигательные; телесные перекрестные; для развития мелкой моторики рук; релаксационные; для развитие коммуникативной и когнитивной сферы; игры по правилами.

Данные виды упражнений способствуют: развитию мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей, активизации различных отделов мозга, поддержанию и развитию нейрофизиологических связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии

Развитие и активизация перечисленных функций помогают весьма успешно проводить групповую коррекцию в различных областях психики детей: саморегуляции, концентрации внимания, снижения тревожности, повышения стрессоустойчивости; адаптационных возможностей.

Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Методика включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение)

При выполнении всех упражнений перед ведущим встает задача контроля точности фиксации пальцев, головы, глаз, координации работы рук и ног ребенка.

Образовательная кинезиология (или "гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Поэтому при помощи простых и доставляющих удовольствие упражнений активизируется деятельность головного мозга в различных направлениях.

Упражнения подобраны таким образом, что в процессе тренировок решаются следующие задачи:

  1. синхронизируется работа левого и правого полушария;
  2. развиваются: мелкая моторика; творческие способности; память, мышление, внимание; речь;
  3. снимается напряжение;
  4. повышает способность к произвольному контролю.

Все упражнения можно разделить на группы:

  1. развивающие активное слушание, понимающее чтение, быстрое чтение;
  2. развивающие правописание, способность работать с многонаправленными системами;
  3. развивающие способность интерпретации внутренней речи, образов, относящихся к мышлению, способность выпустить из себя творчество в ответственный момент;
  4. развивающие творческое мышление, навыки самосознания, координацию тела.

Упражнения помогают повысить устойчивость к стрессам, стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.  Всё это направлено на развитие у детей умения распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  1. обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
  2. занятия проводятся утром;
  3. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  4. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  5. от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  6. упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  7. упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  8. длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от пробл...

Конструирование как развитие творческого потенциала личности

Программа по конструированию с использованием педагогических технологий...

Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"

Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...