Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.
статья по логопедии

Ирина Ивановна Агаркова

В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно проводимые специалистами  в игровой форме, позволяют гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятиях ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико – грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. Практика показывает, что использование ресурсов среды кабинета, оснащённого материалами Монтессори, в логопедической и дефектологической работе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога

в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.

Общеизвестная фраза: язык – это средство человеческого общения. Речью мы пользуемся, чтобы обменяться информацией, понять друг друга, организовать взаимодействие. Речь является и средством логического мышления, помогает управлять своим поведением и своими психическими процессами. Таким образом, речь выполняет достаточно сложные функции в нашей жизни.

Освоение ребёнком русского языка в любом случае невозможно без естественного впитывания его мелодии, его звукового строя, в котором важнейшую роль играют гласные звуки, образующие слоги и вариативность звучания согласных.

Не секрет, что нет особого периода в жизни человека, когда он только  и делает, что изучает язык. Это происходит в каждый момент со дня его появления на свет. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития.

У детей с интеллектуальными нарушениями имеется ряд отклонений в развитии речи:

  • Запаздывание и замедленный темп развития речи;
  • Ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь;
  • Отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя;
  • Нарушения устной речи усугубляется недоразвитием познавательной деятельности детей данной категории.

В свою очередь речевые расстройства ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально – волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты: они нуждаются в дополнительной стимуляции, им нужна среда, одновременно развивающая сенсорную сферу и стимулирующая речевую активность. К такой среде, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, можно отнести  кабинет, оснащённый материалами М. Монтессори.

Поиск наиболее эффективных методов и приёмов организации работы над развитием речи привёл нас к сотрудничеству: логопеда и дефектолога, работающего с использованием элементов системы М. Монтессори.

Целью своей работы мы поставили:

Обогащать кругозор и развивать речь учащихся до уровня, позволяющего им  включиться в учебный процесс, сознательно воспринимать учебный    материал.

Для достижения цели решали следующие задачи:

  1. Выявление потенциальных возможностей в обучении.
  2. Развитие психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематический слух, артикуляционный  аппарат, мелкие мышцы руки.
  3. Активизация обиходно – бытового словаря, обогащение словарного запаса детей.
  4. Обучение построению основных грамматических конструкций.
  5. Коррекция слоговой структуры слова.
  6. Создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в   совместной деятельности педагога и учащихся для достижения  оптимального восприятия материала.
  7. Повышение педагогической культуры родителей, разъяснение специальных знаний среди педагогов.

На наш взгляд, аспекты педагогики Монтессори отвечают потребностям детей с нарушенным интеллектом, хотя раскрыть их потенциал – трудновыполнимая задача.

На начало учебного года совместно решаем задачи обследования речи. Каждый специалист знакомится с документами ребёнка, проводит диагностику,  исследует все компоненты речевого развития. Далее составляется перспективный план, в котором обязательно все темы согласованы, а так же включены совместные комбинированные занятия 1-2 раза в месяц.

Мы считаем, что комбинированные занятия, проводимые в игровой форме, позволяют гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. На занятиях ведется работа над подвижностью артикуляционного аппарата, развитием фонематического слуха, звуковой культурой и лексико – грамматическим строем речи, развитием графомоторных навыков и высших психических функций. 

Логопед  развивает  не  только  речь  ребенка,  но  и  обращает  внимание  на  формирование психических и познавательных процессов.  Он  развивает  у  них  самоконтроль,  умение  анализировать  результаты  своей  деятельности,  а также  прививает  другие,  необходимые  ребенку  навыки и  умения. Все игры и упражнения предлагаются с опорой на зрительный материал, который используется не только на занятиях, но и вносится в тетради домашних заданий в виде рисунков, которые дети раскрашивают, тем самым корригируют мелкую моторику и ориентировку на листе. На занятиях систематически используется рассматривание объектов, сюжетных картинок, составление простых предложений и их распространение, пересказ коротких текстов.

Дефектолог,  в  свою очередь,  при  взаимодействии  с  ребенком  с  нарушениями  речи,  особенно  тщательно    следит  за  своей  речью,  а  также вовремя  поправляет  ребенка,  даёт  ему  как  можно  больше  говорить,  всеми  доступными средствами развивая его речь. В связи с этим немаловажная роль отводится на занятиях речевому дыханию. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.  Ведётся работа по преодолению нарушений фонематического слуха у детей. Регулярно проводятся занятия с детьми артикуляционной гимнастикой, которая является основой формирования речевых звуков.

Хочется подчеркнуть, что все наши новации, почерпнутые из Монтессори-метода, прямо или косвенно решают задачи развития речи учащихся. Какой бы материал не брали дети, какие бы формы организации не использовались, везде решаются, прежде всего, речевые задачи. Особенно полезным для решения этих задач оказался трехступенчатый урок – технический приём для введения понятий, который длится 2-3 мин. и состоит из трёх фаз:

  1. Ознакомление ребёнка с предметом, вследствие чего происходит соединение чувственного восприятия с именем (Это….);
  2. Узнавание предмета по названному имени (Покажи, где…);
  3. Называние предмета (Что это?).

Вся логопедическая и дефектологическая работа с этими детьми была бы малоэффективна при отсутствии тесного продуктивного контакта со всеми педагогами школы, работающими с данными детьми, а также родителями. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми  мы работаем. 

Наше сотрудничество происходит через регулярные семинары, собрания, консультации. Систематически разрабатываются рекомендации по развитию речи для педагогов, готовятся буклеты, отражающие речевой материал, используемый на логопедических и дефектологических занятиях, который удобно использовать во всех видах деятельности.

Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в сентябре. Обозначая цели и задачи совместной работы, рассказываем о системе логопедических и дефектологических занятий (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в работе и значимости их помощи. До сведения родителей доводятся результаты обследований. Аналогичные собрания проводятся 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и мае. На каждом из них подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и те родители, которые занимаются с ними. В мае даются рекомендации на летний период.

Практика показывает:

- использование ресурсов среды кабинета, оснащённого материалами Монтессори, в логопедической и дефектологической работе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала;

- положительно влияет на их психоэмоциональное состояние;

- даёт возможность расширения жизненного пространства учащихся, смены впечатлений и видов деятельности;

- является дополнительным инструментом, значительно повышающим эффективность мероприятий коррекционной деятельности учителя – логопеда;

- взаимодействие с педагогами и родителями позволяет улучшить результаты коррекционно – развивающей работе по формированию речевых навыков у обучающихся.

Таким образом, используя комплексный подход к обучению, где органично сочетаются традиционное содержание работы и её организация (в основном - это реализация индивидуально-ориентированного подхода), удалось достичь положительных результатов и избежать некоторых трудностей.

     

Список использованной литературы:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеренбург, 2003 г.
  2. Монтессори М. Дети – другие. М., 2007 г.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М., 2001 г.
  4. Образовательная программа для детей 3-6 лет по методу Монтессори. Снежинск, 2002 г.
  5. Хилтунен Е. Монтессори – педагогика. М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для работы по развитию речи обучающихся в начальной школе

Методический материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и изобразительного искусства. Представляет собой сборник памяток и опор для работы  обучающихся...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся

В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в освоении младшими школьниками с нарушениями речи ООП НОО

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя н...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса, будь то учитель, родители, психологи (врачи) и сам ребенок....

Взаимодействие учителя – логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся.

Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет  очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с про...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....