Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда:
статья по логопедии

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда:

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             Демченко Людмила Николаевна

                                                                                             Учитель-логопед ГБОУ школы 420

                                                                                             Колпинского района СПб

            Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда:

                             аспекты реализации требований ФГОС

     В настоящее время в школу всё чаще приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. Например, в классах с ТНР у большинства учеников речевые проблемы сочетаются с другими нарушениями здоровья, в том числе нарушениями зрения, осанки и т.д. Многие ученики моторно неловки, испытывают трудности с координацией, быстро утомляются, им трудно сконцентрировать внимание. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях — необходимое условие для того, чтобы обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность поддержания и сохранения здоровья, возможности сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни.

     Логопедические занятия организовываются индивидуально и в малых подгруппах, что позволяет учителю-логопеду реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого учащегося.

     В первую очередь, на занятиях необходимо создание благоприятной, теплой и доверительной для ребенка психологической атмосферы, установление контакта с педагогом, так как положительный эмоциональный фон очень важен для детей с ОВЗ и является необходимым начальным этапом для динамики коррекционных занятий. Ребенок не должен испытывать чувство тревоги, боязни ошибиться или обратиться к педагогу с каким-либо вопросом. Поэтому исключительно важное значение имеет мягкий доброжелательный тон логопеда, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.

    После уроков дети с ОВЗ испытывают значительную усталость, просидев несколько уроков за партой. Поэтому непосредственно логопедическое занятие необходимо строить таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся, так как охранительный режим является для детей с ОВЗ необходимым условием. В противном случае может произойти явление декомпенсации.

     Необходимо предлагать задания, которые сочетаются с физической активностью. При этом не только создается положительный эмоциональный фон, но и оказывается благоприятное воздействие на физическое развитие (профилактика сколиоза, сниженного мышечного тонуса).

      В каждое занятие я обязательно включаю физкультминутки с мячом, упражнения для пальцев рук, сочетающиеся с чистоговорками, гимнастику для развития аккомодации глаз (это особенно важно для детей с ослабленным зрением), часто меняю виды заданий, чтобы ребенок не уставал от однообразной деятельности.

     Для учеников с нарушением зрения письменные задания готовлю с увеличенным шрифтом.

      На логопедических занятиях с детьми с ОВЗ необходимо большое внимание уделять упражнениям на развитие мелкой моторики, пространственно-временных представлений, координации движений тела, развитию неречевых способов общения (мимика, позы), зрительного анализатора.

     

          Очень эффективно на занятиях по логоритмике использовать материал на основе русских народных песен и сказок, делать небольшие инсценировки в элементах костюмов. При этом речь сочетается с движением, развивается координация тела, зрительное и слуховое внимание, речь.

     На занятиях по развитию ориентировки в большом пространстве можно составить «карту-описание» конкретного маршрута по школе, например, как дойти из класса до столовой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Материал поможет учителям - логопедам правильно организовать свою работу. В статье рассматривается вопрос о внедрении в коррекционно-логопедический процесс здоровьесберегающих технологий....