Статья на тему: "Игровые методы обогащения словаря обучающихся прилагательными"
статья

Тимошина Александра Вадимовна

Учитель-дефектолог: Тимошина Александра Вадимовна

В статье рассмотрены аспекты развития лексико-грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью на примере имени прилагательного. Описаны возможные варианты коррекционной работы по обогащению словаря  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прилагательными. А также представлена разработка коррекционно-развивающего курса занятий во  внеурочной деятельности. Приведены начальные результаты её частичной апробации.

Ключевые слова: имя прилагательное, грамматический строй речи, обучающиеся с умственной отсталостью, игровые методы коррекции, речевая деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obogashchenie_slovarya_prilagatelnymi.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты развития лексико-грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью на примере имени прилагательного. Описаны возможные варианты коррекционной работы по обогащению словаря  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прилагательными. А также представлена разработка коррекционно-развивающего курса занятий во  внеурочной деятельности. Приведены начальные результаты её частичной апробации.

Ключевые слова: имя прилагательное, грамматический строй речи, обучающиеся с умственной отсталостью, игровые методы коррекции, речевая деятельность.

Речь – одна из уникальнейших способностей, присущая человеку. Богатство  и устройство системы русского языка исключительны.

Значение имени прилагательного как в литературе, так и в бытовой речи, достаточно велико, при том, что прилагательные не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от существительных, с которыми согласованы, от их рода, числа и падежа [7]. Имя прилагательное является незаменимым спутником в достижении ясности, развернутости и полноты высказывания.

У обучающихся с умственной отсталостью вследствие органического поражения головного мозга диффузного характера нарушается развитие высших психических функций, в том числе и всех сторон речи. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявляется как в количественном, так и в качественном аспекте. В устной речи и, как следствие, на письме наблюдаются ошибки в словообразовании и словоизменении имени прилагательного, крайне редкое его употребление, неточности в понимании значения.

Низкая частота употребления прилагательных обучающимися с умственной отсталостью в речи обусловлена совокупностью  характерологических свойств данной части речи и особенностей нозологии обучающихся. Грамматически правильное употребление имени прилагательного затруднено ввиду общего  недоразвития аналитико-синтетической деятельности [6]. С большим трудом формируются языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка, на что влияет слабость замыкательной функции коры головного мозга и медленная выработка новых дифференцировочных связей [4]

Исследованиями в данной области занимались А. Н. Гвоздев [1], Т. Н. Ушакова [5], Д. Б. Эльконин [8] и другие отечественные ученые.

Проведение констатирующего эксперимента на базе государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» подтвердило актуальность теоретических сведений. Исследование проводилось с группой обучающихся 4-го года обучения в формате тестирования. Комплекс упражнений направлен на выявление уровня развития грамматических способностей и  умения находить имя прилагательное в ряде других слов. Результаты проанализированы с количественной и качественной стороны. Выявлены значительные нарушения в словообразовании (преимущественно относительных и притяжательных прилагательных) и словоизменении прилагательных, проявляющиеся в смешении категорий рода, числа, падежа. Выделение прилагательных в тексте также затруднено. По итогам исследования,  из восьми обучающихся двое показали низкий уровень развития имени прилагательного, пятеро – средний и один обучающийся – высокий, где:

  • низкий уровень – 0 – 40 баллов;
  • средний уровень – 41 – 70 баллов;
  • высокий уровень – 71 – 100 баллов.

Значение имени прилагательного в структуре языка и выявленные закономерности развития прилагательных в речи обучающихся указывают на необходимость поиска путей решения данной проблемы. Самопроизвольное формирование и развитие имени прилагательного у детей с умственной отсталостью в повседневной жизни крайне затруднено. Необходима организованная работа. С целью коррекции и развития речевых способностей в программу школьного курса русского языка В. В. Воронковой [4]  входит материал по изучению имени прилагательного. Ознакомление со словами, обозначающими признаки предмета,  начинается в 3-ем классе. Далее объем материала нарастает по концентрическому типу [7].

В качестве дополнительной формы работы возможна реализация  программы коррекционно-развивающего курса во внеурочной деятельности.

Курс «В гостях у Птицы-говорун» разработан на основе результатов констатирующего эксперимента и направлен на развитие лексико-грамматического строя речи на примере имени прилагательного.

Целью курса является коррекция и расширение знаний об имени прилагательном, развитие умений словообразования и словоизменения, активизация употребления  прилагательных в речи.

Курс включает себя 4 раздела, в основе которых заложена последовательность изучения материала по программе русского языка В. В. Воронковой [4] по тому же концентричному типу. Он рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Учитывает особенности памяти, мышления и восприятия обучающихся (вариативность модальности подачи информации) [2].

Главной особенностью данного курса является использование преимущественно игровых методов взаимодействия и изучения материала. Данный вид деятельности доступен и более привлекателен для обучающихся; способствует созданию комфортной для общения и благоприятной для реализации коррекционного воздействия обстановки. Акцентирование внимания на игровой деятельности в рамках данного курса позволяет сочетать работу по развитию личностных качеств и предметных знаний, умений и навыков. Реализуется такой подход путём слияния учебного материала и конкретных игровых приёмов.

Например, игра «Волшебный мешочек».

Суть: в мешочек набираются предметы, различные по форме, размеру, цвету, качеству материала и качеству покрытия наощупь. Обучающиеся по очереди нащупывают предмет (либо не подглядывают, либо вынимают, но никому не показывают), описывают словами, обозначающими признак предмета, так, чтобы другие отгадали этот предмет.  

Коррекционно-образовательные задачи: развитие умения подбирать и называть ряд признаков (качеств) данного предмета и определять предмет по ряду признаков (качеств).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речевых способностей путем стимулирования тактильных ощущений, развитие коммуникативной инициативы с целью донесения информации до соучастников.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание активности и самостоятельности, воспитание терпеливости и дружественных отношений.

Предварительные результаты в ходе частичной апробации программы указывают на потенциальную эффективность курса. Проявляемый интерес со стороны обучающихся достаточно высок. Также отмечается повышение активности и проявления инициативы в межличностном взаимодействии и познавательной деятельности. Задания обучающимся понятны и доступны. Результативность выполнения игровых упражнений оказалась на среднем и высоком уровне, на что указывает количество использования прилагательных и качество словообразования и словоизменения в момент речи (с минимальными поправками и помощью педагога).

Таким образом, путем частичной апробации курса внеурочных занятий «В гостях у Птицы-говорун» подтверждается эффективность использования игровых методов в процессе обогащения словаря  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) прилагательными.

Список использованных источников

  1. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 206 с.
  2. Кубасов А. В. Личностно-ориентированный подход в формировании лингвистического компонента при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. В. Кубасов, Л. В. Христолюбова, А. В. Цыганкова // Специальное образование. — 2018. — № 4 (52). — С. 67-77.
  3. Логопедия [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 4-е издание. – Москва :  Просвещение, 2006. – 192 с.  
  5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 36 с.
  6. Федина, Г. Н. Формирование грамматической способности учащихся при изучении темы "Имя прилагательное" на уроках русского языка в средней школе [Текст] / Г. Н. Федина. – г. Орел, 2005. – 215 с.
  7. Христолюбова Л. В. Русский язык с основами языкознания. Морфология. Синтаксис [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. В. Христолюбова, А. В. Цыганкова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 249 с.
  8. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательство академии пед. наук РСФСР, 1958. – 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте."

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Презентация к статье на тему "Игровая деятельность, как вид самостоятельной работы учащихся на уроках".

Показаны некоторые игровые момнеты, используемые на уроках в начальной школе....

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"...

Статья на тему: "Игровые технологии в процессе образования".

Игровые технологии: виды, функции, группы и методики проведения...

Статья по теме «Игровые педагогические технологии».

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...

Статья на тему «Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС»

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены ...

Статья на тему "Игровой метод обучения на уроках английского языка"

Игры позволяют найти подход к обучающимся, вовлечь каждого в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатления...