Статья на тему «Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС»
статья на тему

Шендо Светлана Ильинична

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Статья на тему «Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС»

Автор:  Шендо Светлана  Ильинична

Санкт-Петербург

2017

ТЕМА:  Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС.

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.

На сегодняшний день игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Если мы обратимся к словарю, в нем дано определение, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность» Основная цель начальной школы - помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом.

Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, вступления в значимую личностную связь со взрослыми, а также установления отношений со сверстниками. Через игру дети получают возможность для развития полноценной личности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.

Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.

Игротерапия появилась, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике. Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустаций. Игровая психо терапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми.

Современный учитель – не только самоотдача. Учитель – это постоянное самосовершенствование; поиск новых идей, методов и приемов; творчество, сотрудничество; рост профессионального мастерства. В процессе моей работы я приобрела такие черты как мудрость, мобильность, долготерпение, вариативность, изобретательность, сердечную щедрость.

Основная идея игротерапии призвана донести до сознания учащихся золотое правило: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе, т.е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе.

В связи с тем, что при диагностике состояния ребенка с паталогией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом необходимо применять одинаковые критерии для определения уровня развития как у детей младшего возраста, так и у более старших. Набор методик зависит от реального возраста ребенка, от его интересов и мотивации.

Сначала используются методики, предназначенные для познавательной и мотивационной сферы, затем, когда устанавливается контакт с ребенком, диагностируется эмоционально – личностная сфера.

Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно- – педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обусловлено тем, что игра является самым действенным средством коррекции психо – физического развития детей. Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, речи, познавательной деятельности, совершенствование опорно – двигательной и эмоциональных сфер. В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее. Это проявляется в положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия, позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

Психо – коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны учителя с воздействием на все органы чувств, строго учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.

Неотъемлемой частью в своей работе с детьми я считаю соблюдение естественности, безусловного принятия и понимания.

Для достижения хороших результатов мне помогает принцип: «Успешный учитель – успешный ученик».

Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: игрушки ,реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.

Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую всевозможные игры в зависимости от темы урока, занятия и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Это – дидактические игры, развивающие, сюжетно –ролевые, театрализованные, игры – драматизации, ролевые, психогимнастические, конструкторные, подвижные и др.

Цель игры – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.

Ситуация успеха – это условия, при которых результаты деятельности ребенка соответствуют его ожиданиям. Иными словами ученик должен испытать радость от того, что его надежды сбылись, усилия не пропали даром, а впереди – ожидание новых радостей. Дети огорчаются, если что- то не получается. Поэтому когда я замечаю, что первые неудачи вызывают у них раздражение или разочарование, я стараюсь обеспечить ребенку возможность пробовать, искать, эксперементировать, ошибаться. Не получилось на этот раз – не беда, выйдет в следующий. А на данный момент обращаю внимание на то, что у ребенка уже получилось. Самое главное, чтобы непринужденно, дружески относиться к ребенку, принимать его таким, какой он есть.

В настоящее время мнения всех ученых совпадают в том, что наиболее эффективная помощь может быть оказана в опоре на сильные стороны ребенка. Иными словами, нужно использовать его способности, а не исправлять его слабости. Игра является именно тем инструментом, с помощью которого можно выявить именно эти сильные стороны, потому что когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат.

Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат а знания его будут крепнуть и углубляться.

И. В. Гете сказал: «Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. Через познание мира мы можем познавать себя и развиваться». Активное взаимодействие с окружающим миром через игру помогает ребенку ощутить себя частью реальности, ее полноправным членом. А мы, взрослые, должны быть зеркалом, в котором ребенок видит самого себя.

Познание мира и самого себя способствует формированию необходимых в современном обществе качеств личности для более успешной адаптации в социуме.

. В настоящее время в ФГОС школьного образования отмечается приоритет деятельностных технологий,  одной из которых является технология игрового обучения

   Успешной реализации игровой деятельности и повышению у школьников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

   Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя  достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе , создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

 Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.

 Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии :

Творческая активность педагога.

Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.

 - Учет особенностей участников игры.

- Учет времени проведения игры.

    В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.  выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

1.Игра как культурная практика :  свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.

2.Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.    

  Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:

Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.

Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.

Процессуально- содержательный- побуждение к активности  содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

1.Игровая

2. Мотивация в условиях помощи  взрослому

3.Мотивация личной заинтересованности.  

              Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

         Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.                                                                         

3 тип мотивации  основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

Учет структуры дефекта;

Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

Соответствие коррекционной цели занятия;

Учет принципа смены видов деятельности;

Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк....

Презентация к статье на тему "Игровая деятельность, как вид самостоятельной работы учащихся на уроках".

Показаны некоторые игровые момнеты, используемые на уроках в начальной школе....

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"...

Технологическая карта занятия, соответствующая требованиям ФГОС Тема: «От добрых слов к добрым делам»

Технологическая карта занятия, соответствующая требованиям ФГОС Тема: «От добрых слов к добрым делам» Возраст воспитанников:  9-10 лет.Воспитатель: Коневега Валентина ...

Статья по теме: Игровая деятельность на уроке математики

В статье освещены основные понятия,связанные с игровой деятельностью...

Доклад «Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС»

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, игровая деятельность....

Статья по теме "Игровая деятельность в группе продлённого дня. Из опыта работы."

Статья посвящена игровой деятельности в группе проднённого дня. Из опыта работы воспитателя ГПД....