Доклад «Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС»
методическая разработка

Терещенко Екатерина Константиновна

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

 

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, игровая деятельность.

         

В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний,  уменьшается.  Учащиеся  1 класса входят в период адаптации после детского сада, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе проведения начальной диагностики. Вследствие этого подбираются материалы, планируются уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.

В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска.

Главная задача школы - не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», - говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаются элементы новизны на уроке; используются различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяются ИКТ; подбирается содержание дидактического материала; применяются элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков.  Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуются требования к современному уроку, используя в совокупности элементы  образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников начального звена считаю использование игровой деятельности.

 

Презентация.

 

• Актуальность применения игровых технологий

•- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

•- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету,  оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

 

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • Развлекательную (развлечение, пробуждение интереса)
  • Коммуникативную (освоение диалектики общения)
  • Игротерапевтическую (преодоление трудностей)
  • Диагностическую (самопознание в процессе игры)
  • Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей)
  • Социализации (усвоение норм человеческого общежития)
  • Самореализации

Квалификация педагогических игр

•1. По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.

•2. По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие.

•3. По игровой методике предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

•4. По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.

•5. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные.

 

Дидактическая игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

 

Требования к организации игры на уроке:

• Игра должна быть построена на интересе.

• Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.

• Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, а цель игры – достижимой.

• Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

• В играх должен присутствовать элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся.


Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по  основным направлениям:

•- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

•- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

•- учебный материал используется в качестве её средства;

•- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

•- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Виды дидактических игр, используемые на уроках

   - игры – упражнения;

   - игры – путешествия;

   - сюжетные (ролевые) игры;

   - игры – соревнования.

 

Игры по характеру познавательной деятельности

• 1. Игры, требующие исполнительской деятельности.

• 2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

• 3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

• 4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

• 5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока по адаптивной физкультуре.

Дата: 22.03.18

Образовательное учреждение: МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»

Классы: 1 «Б» и 2 «Б»

Учителя: Ковальчук Ирина Сергеевна

                  Терещенко Екатерина Константиновна

Тип урока: закрепление навыков работы с мячом.

 

Результат использования игр в процессе обучения

• Приобретение детьми опыта адекватного эмоционального реагирования.

• Происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02

Доклад

«Игровая деятельность

как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС»

ШМО учителей начальных классов

Подготовил:

Учитель начальных классов

Е.К.Терещенко

28. 03. 2018 г.

Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, игровая деятельность.

        

В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний,  уменьшается.  Учащиеся  1 класса входят в период адаптации после детского сада, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе проведения начальной диагностики. Вследствие этого подбираются материалы, планируются уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.

В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска.

Главная задача школы - не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», - говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаются элементы новизны на уроке; используются различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяются ИКТ; подбирается содержание дидактического материала; применяются элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков.  Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуются требования к современному уроку, используя в совокупности элементы  образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников начального звена считаю использование игровой деятельности.

Презентация.

• Актуальность применения игровых технологий

•- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

•- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету,  оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • Развлекательную (развлечение, пробуждение интереса)
  • Коммуникативную (освоение диалектики общения)
  • Игротерапевтическую (преодоление трудностей)
  • Диагностическую (самопознание в процессе игры)
  • Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей)
  • Социализации (усвоение норм человеческого общежития)
  • Самореализации

Квалификация педагогических игр

•1. По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.

•2. По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие.

•3. По игровой методике предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

•4. По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.

•5. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные.

Дидактическая игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Требования к организации игры на уроке:

• Игра должна быть построена на интересе.

• Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.

• Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, а цель игры – достижимой.

• Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

• В играх должен присутствовать элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся.


Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по  основным направлениям:

•- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

•- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

•- учебный материал используется в качестве её средства;

•- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

•- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Виды дидактических игр, используемые на уроках

   - игры – упражнения;

   - игры – путешествия;

   - сюжетные (ролевые) игры;

   - игры – соревнования.

Игры по характеру познавательной деятельности

• 1. Игры, требующие исполнительской деятельности.

• 2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

• 3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

• 4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

• 5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Технологическая карта урока по адаптивной физкультуре.

Дата: 22.03.18

Образовательное учреждение: МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»

Классы: 1 «Б» и 2 «Б»

Учителя: Ковальчук Ирина Сергеевна

                  Терещенко Екатерина Константиновна

Тип урока: закрепление навыков работы с мячом.

Результат использования игр в процессе обучения

• Приобретение детьми опыта адекватного эмоционального реагирования.

• Происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях ФГОС-2

В презентации указаны принципы построения современного урока, показаны отличия современного урока от традиционного....

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......

Требования к современному уроку в условиях ФГОС

Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самост...

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....

Требования к современному уроку в условиях ФГОС.

1   Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» ...

Статья на тему «Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС»

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены ...