Главные вкладки

    Учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
    Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

    Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

                                                                                                Выполнила:                                      

                                                                                                 Каракулина  О.В.              

                                                                                   учитель МОУ «СОШ №8» г. Ржева                      

     «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

    Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

    Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

    Мы будем говорить об уроке завтрашнего дня…т.е. о современном уроке.. это о каком таком уроке?

    • кстати, что есть современный (урок)?

    • современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени

    • Сегодня (современный) урок  скажем в начальной школе - это УРОК соответственно требованиям Ф…ГОС… и это будет современный урок…
    • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения влечет за собой переход на новую – деятельностную – парадигму образования.

    Парадигма - образец, тип, модель

    Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения…

    Значит мы будем говорит об уроке , который проводится в деятельностной парадигме..

    Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде

    всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают

    основой образовательного и воспитательного процесса.

    Универсальные учебные действия

    Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

    Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить

    • поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
    • Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
    • Познавательные  - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.
    • Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают

    возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

    компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта

    возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные

    действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных

    областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были

    результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять,

    развивать их познавательную деятельность

    Важные аспекты урока.

                                       

    В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

    Первый аспект — Мотивационно – целеполагающий.

    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

    К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

    Второй аспект современного урока — Деятельностный аспект

    Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

    Какие требования предъявляются к современному уроку:
    -  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
    -  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    -  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    -  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    - вывод делают сами учащиеся;
    -  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    -  времясбережение и здоровьесбережение;
    -  в центре внимания урока - дети;
    -  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    -  умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    -  планирование обратной связи;
    -   урок должен быть добрым.

    На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
    -    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
    -     открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    -    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    -    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    -    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

    Меняется и сама типология урока

    : если в традиционной системе в

    образовательном процессе выделялись уроки:

    - изучения(объяснения) нового материала

    - закрепления знаний и формирования умений и навыков

    - повторительно-обобщающего характера

    - коррекции знаний, умений и навыков

    - Комбинированный

    - Контроля знаний, умений и навыков,

    То с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:

    - «открытия» нового знания

    -рефлексии

    - общеметодологической направленности

    - развивающего контроля

    Основополагающие принципы проектирования современного урока

    1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

    2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

    3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

    4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

    5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

    6. Рефлексия результатов образовательной деятельности

    Деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС.

    Виды деятельности

    Традиционный урок

    Урок современного типа

    Объявление темы урока

    Учитель сообщает учащимся

    Формулируют сами учащиеся

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

    Планирование

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

    Осуществление контроля

    Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

    Оценивание учащихся

    Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    Итог урока

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Вопросы:

    • Какую задачу ставили?

    • Удалось решить поставленную задачу?

    • Каким способом?

    • Какие получили результаты?

    • Что нужно сделать ещё?

    • Где можно применить новые знания

    Домашнее задание

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    какие ключевые слова современного урока …сами..ставят цель самостоятельно…самооценивание.самоконтроль саморефлексия…и все это организует у ч и т е л ь…учитель-организатор.

    С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами образовательном процессе.

    образовательном процессе.

    Что делает учитель?

    Что делает ученик?

    Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует,

    помогает

    Записывает, слушает, читает, решает,

    исследует, делает выводы

    Вывод.

    •Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,

    •на достижение личностных результатов;

    •Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

    •Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

    •Проектировать пути их реализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды деятельности учителя и обучающихся на уроке.

    Предлагаю краткий перечень видов деятельности учителя    и обучающегося на уроке русского языка в 1 классе. Эти же виды можно с успехом использовать на других уроках: математике, окружающем ...

    Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

    Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...

    Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного взаимодействия.

    Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия....

    Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.

    Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования....

    Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.

    В данной разработке можно найти полезную информацию об организации совместной деятельности учителя и ученика. Как организовать учебный диалог....

    Деятельность учителя и обучающихся на уроке (таблица)

    Деятельность учителя и обучающихся на уроке (примерная таблица)...