Конспект индивидуального логопедического занятия "Морское путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Сорокина Марина Владимировна

Проведение занятий во второй половине дня крайне проблематично с детьми с интеллектуальными нарушениями. Утомляемость, отсутствие мотивации. Использование дидактических игр поможет преодолеть эти проблемы и в занимательной форме провести коррекционно-развивающую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_konsp.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия с обучающейся      4б класса с ОВЗ (ИН)

Тема: Морское путешествие. Антонимы

Цель: обогащать активный и пассивный лексический запас словами-антонимами, формировать умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Задачи:

    1. Обучающие:

- расширять знания об антонимах, формировать умение их подбирать и правильно употреблять в речи;

- учить понимать смысл пословиц;
- развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи и построение связного высказывания;
- развивать орфографическую зоркость с целью предупреждения ошибок.

     2. Воспитательные:

- способствовать формированию нравственных качеств, умение дружить, ценить дружбу;

- воспитывать доброжелательность;

- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей;

- развивать познавательную мотивацию, активность, желание трудиться, добывать новые знания.

    3. Коррекционные:

- развивать фонематическое восприятие, представление, операции мышления (анализ и синтез);
- обогащать словарный запас словами-антонимами, развивать грамматический строй речи;
- развивать общую и мелкую моторику.

                                             

                                            Формирование БУД

         Личностные учебные действия

        -Доброжелательно относиться к товарищам, взрослым людям,

         сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

         Коммуникативные учебные действия

        -вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального      взаимодействия (вступать в контакт и работать в системе учитель - ученик);

         - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия ученика и

           учителя;

         -обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию        

           к учебному заданию в разных видах деятельности;

         - сотрудничать со взрослым.

           Регулятивные учебные действия

         -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения

            практических и учебных задач;

            Познавательные учебные действия

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное изображение, предъявленные на бумажных и электронных носителях). Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (пословица)

массажный шарик, интерактивная игра «Чудесная картина», индивидуальная карточка с кроссвордом, большие карточки со словами на доске.

Форма работы - индивидуальная

                                          Ход занятия.

  1. Организация начала занятия.

Прозвенел звонок,

Начинается занятие.

Друг на друга мы посмотрим,

Улыбнемся и садимся за парту.

-Сегодня мы отправимся в морское путешествие и посетим один остров, а как он называется, ты узнаешь чуть позже.   

- Для нашего   круиза   нам понадобится тетрадь и, конечно же, знания.

- Чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.

2. Пальчиковая гимнастика с массажным шариком.

- круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.

3. Чистописание.

-Наша яхта берёт курс на пролив Чистописания.

-Открой свою тетрадь и красиво запиши дату нашего отплытия.

- У тебя есть упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что нужно прописать. Это сочетание Чк. Припомни орфограмму.

-Напиши одну строку.

-Сравни свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцени своё письмо на полях.

4. Сообщение темы занятия.

-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наша яхта приближается к таинственному острову. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будь очень внимательна.

1. Я от ветра надуваюсь, но ничуть не обижаюсь, пусть меня он надувает, яхте скорость прибавляет. ПАРУС

2.Он морской, но добрый волк, в синем море знает толк, приводил во много стран свой корабль ... КАПИТАН

3. Так бушует море! волны самых разных форм… что же с морем? В море … ШТОРМ

4. Плаваю на корабле, иногда лежу на дне, на цепи корабль держу, судно в море сторожу, чтобы ветер не угнал, на волнах лишь покачал. ЯКОРЬ

5. Это судно у причала. В трюмы нефти накачало. Больше трюм, чем баки в танке. И зовётся судно … ТАНКЕР.

6. Чтоб увидеть мне вдали, как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу и всем ребятам расскажу (бинокль)

 7. Шторм на море иль туман, знает каждый капитан. Но где краешек земли? Что горит для них вдали? МАЯК

 8. В тихую погоду нет нас нигде, как ветер подует - бежим по воде. (волны)

-Как же называется таинственный остров?

-Итак, мы сегодня будем изучать антонимы. Припомни, антонимы, это какие слова?

4. -Давай прочитаем стихотворение.

ВЫСОКИЙ -НИЗКИЙ

Высокий дом многоэтажный,
Как великан — большой и важный.
Маленький и низкий домик
В сравнении с великаном — гномик.

-Что ты заметила? Есть ли тут антонимы?

-Что такое антонимы? Это слова, противоположные по смыслу.

5. Первичное закрепление.

Посмотри на доску и найдите здесь антонимы (Работа устно)

6. Словарная работа.

-Теперь мы можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажи, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)

-Как называются такие слова? (синонимы)

-Запишите новое словарное слово лестница

 -Прочитай слово внимательно и найди ошибкоопасное место. Подчеркните опасность. (на доске)

А сейчас предлагаю тебе составить из данных слов предложение.

Ребята, дружные, на, берег по деревянной, спустились, лестнице.

-Запиши предложение в тетрадь.

-Найди и подчеркни подлежащее и сказуемое в этом предложении. (Работа у доски)

 -Какая часть речи является у нас подлежащим? (Имя существительное) А сказуемым? (Глагол)

-Подберите к сказуемому слово антоним. (Спустились-поднялись)

-Молодец! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.

7. Работа над новым материалом. Работа над пословицами.

И на нашем пути встречается Клумба рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.

- (Пословицы разрезаны)

Возьми конверт и собери пословицу. Будь очень внимательна.

Платье лучше новое, - друг старый.          

-Теперь проверим, что у тебя получилось. Запиши эту пословицу. Найди слова, противоположные по значению.

-Объясни, как ты понимаешь эту пословицу? Припомни еще пословицу про дружбу.

А чтобы были друзья, нужно быть человеком жадным? Злым? Лживым? Грубым?

А у тебя есть друзья? Значит ты добрая, щедрая и вежливая.

-Молодец! Мы можем смело двигаться вперёд.

-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.

 8. Физминутка а) для глаз и тела

Закрой глаза, открой (2 раза)

Посмотри вверх-вниз (2 раза)

Далеко-близко (3 раза)

Налево-направо (3 раза)

Какие слова-антонимы я тебе называла?

б) Музыкальная физминутка. «Плакали игрушки»

9.- Скажи, а почему плакали игрушки? Давай найдем для них друзей. А для этого соберем картину из пазлов. Интерактивная игра «Чудесная картина»

-Скажи, лучше жить в дружбе или в ссоре с другими?

-Рассмотри картину. Звери, которые плывут на зонтике дружат между собой или ссорятся? Почему ты так решила? Конечно, у них весёлые мордочки. И в такое опасное путешествие можно отправляться только с друзьями, ведь только друзья никогда не подведут.

 10. Работа в тетради

-На нашем пути встала Пещера Знаний.

- перед тобой карточка. Прочитай задание.

Напиши слова антонимы.

-Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться. Посмотри, на какой яхте мы поплывем обратно. Была яхта маленькая, а стала ..? А почему? Потому что мы везем назад огромный багаж знаний.

 11. Итог.

-Что мы изучали сегодня?

- Какие слова называются антонимами?

-Скажи, как ты думаешь, для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной).

12. Рефлексия

Тебе понравилось путешествие? Если понравилось,

нарисуй на доске улыбающееся солнышко, если нет - грустное.

Оцени свою работу по светофору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказке"

Представлен конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука р в слогах и словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами театрализации «Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р» для детей с ОВЗ ЗПР

Цели:Коррекционные:Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую мот...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...