Конспект индивидуального логопедического занятия "Морское путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Проведение занятий во второй половине дня крайне проблематично с детьми с интеллектуальными нарушениями. Утомляемость, отсутствие мотивации. Использование дидактических игр поможет преодолеть эти проблемы и в занимательной форме провести коррекционно-развивающую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy_konsp.docx | 51.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия с обучающейся 4б класса с ОВЗ (ИН)
Тема: Морское путешествие. Антонимы
Цель: обогащать активный и пассивный лексический запас словами-антонимами, формировать умения подбирать слова противоположные по смыслу.
Задачи:
1. Обучающие:
- расширять знания об антонимах, формировать умение их подбирать и правильно употреблять в речи;
- учить понимать смысл пословиц;
- развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи и построение связного высказывания;
- развивать орфографическую зоркость с целью предупреждения ошибок.
2. Воспитательные:
- способствовать формированию нравственных качеств, умение дружить, ценить дружбу;
- воспитывать доброжелательность;
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей;
- развивать познавательную мотивацию, активность, желание трудиться, добывать новые знания.
3. Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие, представление, операции мышления (анализ и синтез);
- обогащать словарный запас словами-антонимами, развивать грамматический строй речи;
- развивать общую и мелкую моторику.
Формирование БУД
Личностные учебные действия
-Доброжелательно относиться к товарищам, взрослым людям,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Коммуникативные учебные действия
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (вступать в контакт и работать в системе учитель - ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия ученика и
учителя;
-обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию
к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослым.
Регулятивные учебные действия
-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
Познавательные учебные действия
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное изображение, предъявленные на бумажных и электронных носителях). Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (пословица)
массажный шарик, интерактивная игра «Чудесная картина», индивидуальная карточка с кроссвордом, большие карточки со словами на доске.
Форма работы - индивидуальная
Ход занятия.
- Организация начала занятия.
Прозвенел звонок,
Начинается занятие.
Друг на друга мы посмотрим,
Улыбнемся и садимся за парту.
-Сегодня мы отправимся в морское путешествие и посетим один остров, а как он называется, ты узнаешь чуть позже.
- Для нашего круиза нам понадобится тетрадь и, конечно же, знания.
- Чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.
2. Пальчиковая гимнастика с массажным шариком.
- круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.
3. Чистописание.
-Наша яхта берёт курс на пролив Чистописания.
-Открой свою тетрадь и красиво запиши дату нашего отплытия.
- У тебя есть упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что нужно прописать. Это сочетание Чк. Припомни орфограмму.
-Напиши одну строку.
-Сравни свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцени своё письмо на полях.
4. Сообщение темы занятия.
-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наша яхта приближается к таинственному острову. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будь очень внимательна.
1. Я от ветра надуваюсь, но ничуть не обижаюсь, пусть меня он надувает, яхте скорость прибавляет. ПАРУС
2.Он морской, но добрый волк, в синем море знает толк, приводил во много стран свой корабль ... КАПИТАН
3. Так бушует море! волны самых разных форм… что же с морем? В море … ШТОРМ
4. Плаваю на корабле, иногда лежу на дне, на цепи корабль держу, судно в море сторожу, чтобы ветер не угнал, на волнах лишь покачал. ЯКОРЬ
5. Это судно у причала. В трюмы нефти накачало. Больше трюм, чем баки в танке. И зовётся судно … ТАНКЕР.
6. Чтоб увидеть мне вдали, как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу и всем ребятам расскажу (бинокль)
7. Шторм на море иль туман, знает каждый капитан. Но где краешек земли? Что горит для них вдали? МАЯК
8. В тихую погоду нет нас нигде, как ветер подует - бежим по воде. (волны)
-Как же называется таинственный остров?
-Итак, мы сегодня будем изучать антонимы. Припомни, антонимы, это какие слова?
4. -Давай прочитаем стихотворение.
ВЫСОКИЙ -НИЗКИЙ
Высокий дом многоэтажный,
Как великан — большой и важный.
Маленький и низкий домик
В сравнении с великаном — гномик.
-Что ты заметила? Есть ли тут антонимы?
-Что такое антонимы? Это слова, противоположные по смыслу.
5. Первичное закрепление.
Посмотри на доску и найдите здесь антонимы (Работа устно)
6. Словарная работа.
-Теперь мы можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажи, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)
-Как называются такие слова? (синонимы)
-Запишите новое словарное слово лестница.
-Прочитай слово внимательно и найди ошибкоопасное место. Подчеркните опасность. (на доске)
А сейчас предлагаю тебе составить из данных слов предложение.
Ребята, дружные, на, берег по деревянной, спустились, лестнице.
-Запиши предложение в тетрадь.
-Найди и подчеркни подлежащее и сказуемое в этом предложении. (Работа у доски)
-Какая часть речи является у нас подлежащим? (Имя существительное) А сказуемым? (Глагол)
-Подберите к сказуемому слово антоним. (Спустились-поднялись)
-Молодец! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.
7. Работа над новым материалом. Работа над пословицами.
И на нашем пути встречается Клумба рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.
- (Пословицы разрезаны)
Возьми конверт и собери пословицу. Будь очень внимательна.
Платье лучше новое, - друг старый.
-Теперь проверим, что у тебя получилось. Запиши эту пословицу. Найди слова, противоположные по значению.
-Объясни, как ты понимаешь эту пословицу? Припомни еще пословицу про дружбу.
А чтобы были друзья, нужно быть человеком жадным? Злым? Лживым? Грубым?
А у тебя есть друзья? Значит ты добрая, щедрая и вежливая.
-Молодец! Мы можем смело двигаться вперёд.
-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.
8. Физминутка а) для глаз и тела
Закрой глаза, открой (2 раза)
Посмотри вверх-вниз (2 раза)
Далеко-близко (3 раза)
Налево-направо (3 раза)
Какие слова-антонимы я тебе называла?
б) Музыкальная физминутка. «Плакали игрушки»
9.- Скажи, а почему плакали игрушки? Давай найдем для них друзей. А для этого соберем картину из пазлов. Интерактивная игра «Чудесная картина»
-Скажи, лучше жить в дружбе или в ссоре с другими?
-Рассмотри картину. Звери, которые плывут на зонтике дружат между собой или ссорятся? Почему ты так решила? Конечно, у них весёлые мордочки. И в такое опасное путешествие можно отправляться только с друзьями, ведь только друзья никогда не подведут.
10. Работа в тетради
-На нашем пути встала Пещера Знаний.
- перед тобой карточка. Прочитай задание.
Напиши слова антонимы.
-Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться. Посмотри, на какой яхте мы поплывем обратно. Была яхта маленькая, а стала ..? А почему? Потому что мы везем назад огромный багаж знаний.
11. Итог.
-Что мы изучали сегодня?
- Какие слова называются антонимами?
-Скажи, как ты думаешь, для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной).
12. Рефлексия
Тебе понравилось путешествие? Если понравилось,
нарисуй на доске улыбающееся солнышко, если нет - грустное.
Оцени свою работу по светофору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"
На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....
Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з\'] - [с\']"
Индивидуальное логопедическое занятие...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказке"
Представлен конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука р в слогах и словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами театрализации «Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р» для детей с ОВЗ ЗПР
Цели:Коррекционные:Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую мот...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...