Артикуляционная гимнастика (упражнения)
тренажёр по логопедии
Сборник упражнений для артикуляционной гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Омский педагогический колледж № 1»
Комплекс артикуляционных упражнений
Выполнила:
Головень Вероника Юрьевна
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков
- «Заборчик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
- «Качели»
Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
Описание: рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
- «Блинчик»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
- «Горка»
Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.
Описание: рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
- «Почистим нижние зубки»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Описание: сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Волшебная палочка»
Цель: напряжение и расслабление различных мышц артикуляционного аппарата
Описание: улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.
- «Наказать непослушный язычок»
Цель: способствовать расслаблению мышц языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
- «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».
Описание: рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
- «Чашечка»
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание: рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
- «Трубочка»
Цель: развитие подвижности губ.
Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
- «Грибок»
Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
- .«Хоботок»
Цель: учить губы вытягивать вперёд и смыкать их.
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.
- «Щеточка»
Цель: развивать подвижность языка.
Описание: рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.
- «Маляр»
Цель: отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание: сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.
Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л], [Л′]
«Заборчик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
2. «Улыбочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.
Описание: максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
3. «Иголочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким и напряжённым.
Описание: открыть рот, узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.
4. «Качели»
Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
5. «Индюк»
Цель: отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).
Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Р], [Р′]
1. «Улыбочка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми.
Описание: максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
2. «Хоботок»
Цель: учить губы вытягивать вперёд и смыкать их.
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.
3. «Грибок»
Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
4. «Барабан»
Цель: отрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
5. «Лошадка»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку, укреплять мышцы языка.
Описание: широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365029-1386695788.jpg)
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-196245-1420408170.jpg)
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955687-1507487708.jpg)
Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л
Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....
"Артикуляционная гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения"
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).Для выработки полноц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284724-1377431855.jpg)
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников
Упражнения артикуляционной гимнастики для младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-428650-1414474704.jpg)
«Играем дома – артикуляционная гимнастика (статические упражнения)»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для укрепления мышц речевого аппарата, отработки определенных п...
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...