Логопедическое занятие. Тема: "Звуки [з], [з,]. Буква З".
методическая разработка по логопедии (1 класс)

В методической разработке представлен сценарий логопедического занятия  "Звуки [з], [з,]. Буква З" для учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedich._zanyatie_1_klass.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие. Тема: Звуки [з], [з,]. Буква З.

Класс: 1

Форма организации занятия: групповая

Группа: ФФН

Цель: Формирование осознанного отношения к языковой действительности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Развить фонематическое восприятие (дифференцирование звуков[з], [з,] по артикуляторным и акустическим признакам, обозначение их соответствующей буквой).

Коррекционно - развивающие:

Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование:предметные картинки, сюжетная картинка, зеркала, схемы для звукового анализа, карточки

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на занятие. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Артикуляционные упражнения

Начнем мы наше занятие с разминки.Выполним артикуляционные упражнения. Приготовили зеркало.

«Улыбка»

Рот до ушей, показываем зубы.

«Чистим зубки»

Чистим нижние зубки с внутренней стороны.

«Горка»

Улыбаемся, широким языком упираемся в нижние зубы. Ставим язычок горкой.

«Ветерок»

Отложили зеркала, приготовили полоски.

Широким кончиком языка упираемся в нижние зубы. Дуем на полоску бумаги так, чтобы холодный воздух шел посередине языка.

- С-с-с!

Послушайте внимательно это звук: «С-с-с!».  Этот звук нам пригодится на занятии!

Ш.    Актуализация имеющихся знаний.

Работа со словами

Прочитайте написанные слова:слон, слива, сок, сено, семья, сом

Что вы заметили? Что общего имеют написанные на доске слова?

  1. Начинаются на С;
  2. Слива, сено, семья – оканчивается на гласный звук; слон, сок, сом - оканчивается на согласный.
  3. Сок, сом – состоит из 3 букв; слон, сено – состоит из 4 букв; слива, семья – из 4 букв.

Назовите еще раз первые звуки в словах. Сравните [с], [с,] по произношению.

  • Какие они: гласные или согласные? Согласные. Почему? (Встречается преграда: зубы, язык)
  • Звонкие или глухие?  Глухие. Почему?  (Горлышко не дрожит. Состоят из шума)
  • Чем отличаются? (Звук [с] - твердый, [с,]-мягкий).

Закрепим наши знания. Я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

  1. Как на тоненький ледок

Выпал беленький … (снежок). На какой звук начинается слово снежок? [с]

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири). На какой звук начинается слово снегири? [с]

  1. Лесники её котят

Взять домой не захотят

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»

Потому, что это … (рысь). На какой звук оканчивается слово рысь? ,]

  1. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку). На какой звук начинается слово зарядка? [з]

Обратите внимание еще раз на последнее слово и повторите первый звук. Отличается ли он от [с], [с,]?            

  • 3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

На этом занятии мы познакомимся с этим новым звуком и его парой. Выделим новые звуки. В этом нам поможет чистоговорка.

Работа с чистоговорками.

Повторите чистоговорки:

За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя -  обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи - раз нельзя-не привози.

  • Какие звуки часто повторяются в первых двух строчках? [з]
  • Назовите его мягкую пару.  [з,]
  • Так с какими звуками будем работать на занятии? [з], [з,]

Тема нашего занятия: Звуки [з], [з,]. Буква З.

Учитывая тему занятия, сформулируйте задачу занятия.

Познакомиться… (со звуками [з], [з,] и буквой, которая их обозначает).

Учиться отличать … (звуки [з], [з,]; букву З от других букв).

IV. Открытие нового знания.

  1. Фонетическая зарядка.

Приготовили зеркала.

  • Как звенит большой комар?- З-з-з.
  • Какой звук произнесли? [з]
  1. Артикуляционная характеристика.
  • Что делают губы, когда произносим этот звук? (Улыбаются)
  • Где находится кончик языка? (Внизу) Упирается в нижние зубы.

Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

Попробуйте ощутить струю выдыхаемого воздуха (З-з-з).

  • Какая воздушная струя? Она прохладная, идёт посередине языка.
  1. Характеристика по звучанию.
  • Встречается ли во рту преграда, когда произносим этот звук? Что мешает произносить свободно? (зубы, язык). Так какой этот звук гласный или согласный? (Согласный).
  • Проверим работу голосовых связок.
  • Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Произнесите звук (З-з-з).
  • Горлышко дрожит или нет? (Дрожит). А теперь плотно закройте уши руками. Протяните (З-з-з). Как произнесли звук? (Звонко). С голосом и с шумом.               Так какой же он? (Звонкий). Аналогичная работа со звуком [з,]

4. Фонетическая зарядка.

-  Как звенит маленький комарик?

- З,,,.

- Какой звук произнесли?[з,]

             

5. Артикуляционная характеристика.

Губы в улыбке, язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута.

6. Характеристика по звучанию. Какой этот звук гласный или согласный?

 Звонкий или глухой?

 7. Сравнение звуков [з], [з,], определение сходства и различия.

Чем похожи звуки [з], [з,], какие они? (согласные, звонкие)

Чем отличаются? ([з]-твердый, [з,]- мягкий).

8. Игра «Хлопай, топай».

На слова со звуком  [З] - хлопаем, со звуком  [З,] – топаем.

(Зубы, Зина, Зоя, корзина, зебра, забор, загадка, задача, магазин)

Физминутка

9.Пальчиковые игры

Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.
 

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

                                                     
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Шарик

 Надуваем быстро шарик. image

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
10.Работа по развитию речи. Посмотрите на сюжетную картинку. О какой букве мы построим рассказ? Что умеет делать буква? Как развлекается эта буква. Составьте одно предложение по картинке. А теперь послушайте мое стихотворение к этой картинке.

Буква З с зарей встает,

В зимний лес гулять зовет,

Зайца в зарослях укроет,

Горки для друзей построит.

- Что вы узнали про букву З?

- Что делает буква З на картинке? (Катается на лыжах)

- Что делают котята? (Катаются на санках)

- В какое время года катаются на лыжах и на санках? (Зимой)

11.Звуковой анализ слова (работа со схемами)

Составляем звуковую схему слова.

1 ряд – ЗИМА

2 ряд – ГОРКА

(взаимопроверка)

- сколько всего звуков?

- сколько гласных?

- сколько согласных?

В каком из данных слов есть З?

V.Закрепление знаний.

Какой буквой обозначаются звуки [з], [з,] на письме? (З)

1.Работа по карточке 

Подчеркните букву З в ряду букв

П О А З У В З Ф П З Т Д

А З У В З Ф Я З Г К Б С П

Т Д Я З Г А З У В З П О А

2. Дифференциация написания схожих букв. Буквы Е, З

Рассмотрите буквы. Назовите их.

Чем они похожи? Чем отличаются?

В какую сторону смотрит Е? Изобразите букву Е.

В какую сторону смотрит З? Изобразите букву З.

В какой домик поселим букву Е? (В красный) Почему?

В какой домик поселим букву З? (В синий) Почему?

3.Составление букв из подручных материалов по выбору (бобы, горох, конструктор, пластилин).

4. Рассказ о своей букве по плану:

  1. Назови букву.
  2. Дай ей характеристику.
  3. Приведи примеры слов, в которых встречаются звуки, обозначающие буквой.

Физминутка

Тише, тише, Зоя спит.

А вот злой комар летит. (Дети изображают спящего ребёнка).

Зою будет он кусать,

И не даст он Зое спать. (Произносят: ,], [з,], [з,]).

Мы прогоним комара, (Энергично машут руками).

Потому что спать пора (Снова «засыпают»).

Работа по карточке

Прочитать слоги. Найти лишние слоги (для слабочитающих учеников)

За – за – зи –за

Зу–зе – зу – зу

Зы – зы – зы – зо

Зи –зо – зо – зо

Зо – зо – зё– зо

Зи – зя – зи - зи

Найти слова (для хорошо читающих)

збязназрёзонтикзны

зёзгугвоздьзбёзрю

змизёзязипваза

зизипздегромздид

VI. Обобщение

Что узнали нового на уроке? С какими звуками работали на занятии? ([з], [з,])

Чем они похожи? (Согласные, звонкие)  

Чем отличаются? ([з]-твердый, [з,]- мягкий)

Какое задание было трудным?

Какое задание вам понравилось?

О чем вы сегодня расскажите своим родителям о нашем занятии?

VII. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Поднимите цветную карточку с  вашим настроением. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Логопедическое занятие. Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс

Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к. 1 класс    Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [к’] и определять мест...

Логопедическое занятие . Тема "Звуки ш-ж. Буквы ш,ж".

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 классов, имеющих нарушения письменной речи. На занятии дети  различают на слух звуки ш-ж в словах, предложениях.Закрепляют навык звуко-буквен...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»

- закрепить  четкое произношение звука С  в слогах, словах, предложениях и связной речи....

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).

Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...