Физкультурные минутки для младших школьников на уроках с элементами письма
картотека по логопедии

Андреева Наталья Александровна

Физкультурные минутки для младших школьников

на уроках с элементами письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурные минутки для младших школьников

на уроках с элементами письма

Требования к физминуткам:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

- содержание физминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия, урока;

- упражнения для физминуток должны быть занимательны, хо-рошо знакомы детям;

- комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

-необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.

Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворений.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо,

2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить

голову назад, б - и. п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак,

2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опус¬тить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.

И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. Упражнения для мобилизации внимания.

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-4 хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

В рекомендациях "Минуты здоровья" предлагаются вниманию формы работы в учебно-воспитательном процессе, которые направлены на использование здоровьесберегающих технологий. Минуты здоровья можно отнести к таким технологиям. В отличие от традиционных физкультминуток они позволяют регулировать психическое состояние детей, оказывают положительное воздействие на физиологические процессы, снимают интеллектуальную и эмоциональную напряженность, формируют коммуникативные навыки детей.

Проведение минут здоровья в режиме дня детей дошкольного и младшего школьного возраста может способствовать решению более широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Многие упражнения и задания, входящие в комплексы минут здоровья, являются психотехническими приемами.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении.

Педагог не допускает физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению;

- заботится о физическом и психологическом благополучии детей;

-доводит до понимания детей, что физические упражнения являются одним из источников крепкого здоровья.

Дети смогут:

- с удовольствием выполнять различные упражнения и двигательные задания в любую погоду и время года;

- заниматься физическими упражнениями, игрой в подвижные игры;

- осуществлять контроль за своим самочувствием в процессе выполнения физических нагрузок.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных и физических способностей.

Педагог формирует у детей потребность в результативных занятиях физическими упражнениями; целенаправленно развивает основные физические и нравственно-волевые качества; развивает положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками; поощряет двигательное творчество и игровую деятельность.

Дети смогут научиться:

- сознательно относиться к выполнению различных физических упражнений и двигательных заданий;

- самостоятельно организовывать подвижные игры, используя свой двигательный опыт;

- подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных упражнений и игр.

Основные образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков о физических упражнениях и двигательных заданиях для их всестороннего развития.

Педагог расширяет у детей представления и знания о здоровом образе жизни;

- формирует у детей интерес к соревнованиям, конкурсам как форме максимального проявления их физических и психических возможностей;

- поощряет у детей стремление к выражению своих возможностей в процессе выполнения различных заданий;

- учит правильно оценивать свои силы;

- развивает у детей физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость;

- закрепляет приобретенные навыки и умения, наблюдать, сравнивать и анализировать свои движения и движения сверстников;

- культивирует у детей ценностные отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям.

Дети учатся:

- уверено владеть "азбукой" движений;

- основам здорового образа жизни;

- ставить задачу и находить рациональные способы ее решения.

В основу рекомендаций "Минуты здоровья" положены принципы фасцинации (от англ. fascination - очарование) и творческой направленности (автор Л. Д. Глазырина).

Они помогут педагогу осуществлять деятельность, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Минуты здоровья в режиме начальной школы

Вариант 1.

1.Растереть ладонь о ладонь до появления тепла. Помассировать пальцы. Согретыми ладонями растереть ушные раковины. Затем более тщательно пальцами промассироватъ их миллиметр за миллиметром. После этого указательные пальцы вставить в ушные

отверстия и повибрироватьими, как бы освобождая от воды.

2. Написать в воздухе носом и подбородком цифры от 1 до10 или буквы. Делать это с максимальными поворотами головы (цифры или буквы должны получаться высокими и широкими). Можно рисовать в воздухе предметы, фигуры животных, "писать" добрые слова.

3. Божественная поза. Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соединить их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Удерживать 20-30 секунд. Затем медленно вернуться в исходное положение.

4. Принять удобную позу и выполнить дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука "у-У-У"- Сделайте энергичный выдох. Повторите 3-4 раза.

5. Расскажите стихи руками. "Две мартышки" (см.: Расскажи стихи руками.М.: Север, 1992.)

Вариант 2.

1.Массаж лица "Летели утки...".

Летели утки над лесной опушкой,

(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз).

Задели ели самую верхушку,

(Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз).

И долго елка ветками качала...

(Указательными пальцами слегка помассировать по кругу от себя).

Отдохнули и начали сначала.

(То же в другую сторону в такт речевки).

2.Дыхательные упражнения:

повороты головы налево и направо; на каждый поворот - шум¬ный короткий вдох носом;

повороты туловища налево и направо, при каждом повороте "яростно'' нюхайте воздух.

3.Наклоны головы к плечам: энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом (10-12 раз).

4."Наказалка". Перешагивая на месте с ноги на ногу, делать резкие махи расслабленной ногой назад, сгибая ногу в колене. Стараться выполнить хлесткие удары по ягодице (6 раз).

5.Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза согнутыми ладонями и в этом "темном домике" делать движения глазными яблоками вверх-вниз, влево-вправо, круговые движения.

Вариант 3. (Сидя за столами.)

1.Божественная поза (см. вариант 1).

2. Потанцевать (сплясать), не вставая, вальс, русский перепляс, "Ламбаду", "Барыню", танго.

3. Упражнения на профилактику плоскостопия: поочередное поднимание носков и пяток (8 раз); поочередное разведение носков и пяток (8 раз); движения, напоминающие захват пальцами ног песка на пляже.

Вариант 4.

1. Быстро потереть друг о друга пальцами ладони - 5 секунд.

2. Быстро потереть разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5 секунд.

3. Расскажи стихи руками. "Пять малышей" (см.: Расскажи стихи руками.М.: Север, 1992).

4. Перекручивание рук: вытянуть руки перед собой, перекрестить, повернув ладони навстречу друг другу, и переплести пальцы рук. Переплетенные руки перекинуть, не разжимая пальцев, от себя вниз к полу. Поменять местами положение рук и повторить (4 раза).

5. "Восточный танец". Переплести руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, перемещать голову влево-вправо в плоскости плечевого пояса (6-8 раз). Варианты: по 2 раза в каждую сторону, по 3 раза в каждую сторону.

Вариант 5.

1. Оздоровительный массаж всего тела:

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потерли руки,

А затем ладошкой в лоб -

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди.

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут.и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу,

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше. (Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова.)

2. Упражнения сидя за столами.

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать, опускать (4 раза).

"Веселые ножки" - выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул; другой ногой... (4 раза).

3. Гимнастика для глаз:

медленно вращать глазами по кругу слева направо и обратно (3-5 раз); смотреть вверх-вниз, влево-вправо; закрыть глаза, открыв, часто-часто поморгать.

Вариант 6.

1. Выполнение упражнений для глаз по схеме (приложение 1):

вверх-вниз (2-3 раза);

влево-вправо (2-3 раза);

по большому овалу (по часовой стрелке) - 2 раза;

по внутреннему (против часовой стрелки) - 2 раза;

по кругам (упражнение "восьмерка") - 2 раза.

Для удержания интереса у детей можно применить указку, на конце которой крепится небольшая игрушка (бабочка, самолет, птички и т. п.).

2. Педагог произносит слова, дети выполняют упражнения, задания:

Подул сильный ветер (дети размахивают поднятыми вверх руками, произносят: ими).

Сверкнула молния (резко выбрасывают кулаки вверх и разжимают пальцы).

Грянул гром (хлопают в ладоши, топают ногами).

Пошел крупный дождь (часто-часто громко стучат пальцами по столу).

Дождь затихал, затихал и затих (реже стучат пальцами по столу).

Выглянуло солнце (показывают руками большое круглое солнце).

Дети улыбаются.

Солнцу рада детвора (бодро маршируют на месте).

В добрый час - физкультура!

Вариант 7.

1."Молоточек".

Катя ... играет с одним молотком.

С одним молотком, с одним молотком.

(Ударять кулаком правой руки по столу).

Катя ... играет с двумя молотками,

С двумя молотками, с двумя молотками.

(Ударять двумя руками).

Катя... играет с тремя молотками,

С тремя молотками, с тремя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать одной ногой).

Катя... играет с четырьмя молотками.

С четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать двумя ногами).

Катя ... играет с пятью молотками,

С пятью молотками, с пятью молотками.

(Ударять двумя кулаками, топать двумя ногами и кивать головой).

2. Массаж ушей:

загнуть уши вперед (4 раза); прижать ушные раковины к голове, затем отпустить; потянуть мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза); указательным пальцем освободить слуховые отвороты "от воды".

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МИНУТ ЗДОРОВЬЯ

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Мои пальцы все расскажут,

Все сумеют, все покажут

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Упражнения

1. Сжимание и разжимание пальцев (по 10-20 раз). Возможны

различные варианты выполнения задания: руки держать ладонями

вверх, вниз? сжимать одновременно обе руки, правую и левую поочередно.

2. Вращать кистью правой руки в разные стороны (вправо и влево), повторить то же левой рукой, вращать одновременно обе кисти вовнутрь и наружу.

3. Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполняется одновременно обеими кистями или поочередно правой и левой рукой.

4. "Ножницы". Развести пальцы правой руки в стороны, свести вместе, проделать то же левой рукой, затем двумя руками одновременно (10 раз).

5. "Замок". Соединить ладони вместе, пальцы переплетены.

6. Солнечные лучики. Руки в "замке" подняты вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы (5-10 раз).

7. "Фонарики'. Вращение кистями рук (10-20 раз).

8. "Игра на фортепиано".

9. "Футболисты". Забивать шарики одним, двумя или несколькими пальцами.

10. "Бегуны". Указательным и средним пальцами правой руки "бегать" по столу вперед и назад". Проделать то же левой рукой, двумя руками одновременно.

11. Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.

12. Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.

13. Выполнение двух предыдущих заданий одновременно

двумя руками в обычном и максимальном темпе.

14. Пальцами правой (левой) руки "здороваются" по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

15. "Пальчики здороваются". Поочередно, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук.

16. Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.

17. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца.

18. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с большого пальца.

19. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с мизинца.

20. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

21. Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.

22. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

23. Нанизать бусы на нить и завязать ее концы бантиком.

24. Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).

25. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расстановки точек произвольный).

26. Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).

27. Одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой - соединены кольцом.

28. Пальцы горизонтально вытянутых рук описывают в воздухе

круги правильной формы, любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении.

29. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

30. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым пальцем правой (левой) руки описывать в воздухе небольшой круг.

Пальчиковые игры

1 "Птичка".

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движением кисти "вверх-вниз", "влево-вправо" отвечают на вопрос:

- Птичка хочет есть? (Да).

- Птичка хочет пить? (Да).

- Птичка хочет спать? (Нет).

- Птичка хочет играть? (Нет).

2. "Лесная история".

Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:

- Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по парте, изображая зайчиков.)

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

- Лиса шла не только тихо, но еще и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону.)

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)

3. "Ребро, ладонь, кулак".

Поочередно на стол кладется ребро ладони, открытая ладонь, пальцы, сжатые в кулак.

4. "Семья".

Пальцы обоих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Одновременно, начиная с мизинца дети раскрывают кулачок на обеих руках, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - мама.

Этот пальчик - пала.

Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья.

5. "Домик".

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)

- Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

- В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение.)

6. "Замок'.

- На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

- Потянули.

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)

- Покрутили.

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

- Постучали.

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друз о дружку.)

- И открыли! (Пальцы расцепились.)

7. "Засолка капусты".

- Мы капусту рубим.

(Ребром ладони дети показывают движение, как они рубят капусту.)

- Мы капусту трем.

(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)

- Мы капусту солим.

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

- Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

8. "Мы шьем".

Нитку вдеть - для пальца Непосильный труд,

Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей

Пишут хоть куда. Десять поле пашут, Строят города.

9. "Сестрички". Две сестрички, две руки.

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА

1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. Повторите 5-10 раз.

2. "Прятки". Спрячьте губы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам - предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

3. "Хоботок". Сомкнутые губы вытяните вперед, удержите на 10-15 секунд, расслабьте. Повторите 5-10 раз.

4. "Улыбка". Сомкнутые губы растяните в улыбке, как можно сильнее. Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз.

5. Последовательно вытяните верхнюю и нижнюю губы на зубной ряд. Удерживайте их в таком положении 5-10 секунд. Повторите несколько раз.

6. Сомкнутые губы переместите вправо, влево. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд. Повторите несколько раз.

7. "Барабан". Плотно сомкните губы, надуйте щеки. Кулаками аккуратно ударяйте по надутым щекам, пока не выйдет весь воздух. Повторите несколько раз.

8. Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица.

9. Согнутыми пальцами обеих рук похлопайте по лицу в направлении от подбородка вверх, от носа в стороны. Это упражнение делайте почаще после умывания. Оно хорошо укрепляет мышцы лица.

10. Возьмите пластмассовые бигуди с маленькими пупырышками (колючками). Прокатите ее по лицу. Может быть, в первый раз ощущения будут не очень приятными. Но затем вы наверняка станете проделывать эту процедуру с удовольствием. Такой массаж полезен для укрепления нервной системы, улучшения кровообращения.

11. "Отбойный молоток". Произносите звук "д. д, д, д".усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. Выполняйте сначала в течение 30 секунд, постепенно доведите до 2 минут.

12. "Красим потолок". Представьте, что язык - это кисть, а верхнее небо - потолок, который вы "красите". Выполняйте упражнение тщательно, с усердием. Две-три минуты пролетят незаметно.

13. "Перекличка зубов". Кончиком языка коснитесь каждого зуба в верхнем ряду, затем - в нижнем.

14. Массаж десен. Кончиком языка массируйте десны верхней челюсти, затем нижней. Движения выполняйте в разных направлениях.

15. Массаж внутренней части губ. Кончиком языка проведите вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) - вдоль нижней.

ИГРЫ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Упражнения способствуют снятию напряжения, общего и локального утомления, переключению внимания.

1. Расслабление мышц рук.

Ход игры.

Педагог: Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Внимание!

Все умеют танцевать,

Но не все пока умеют

Прыгать, бегать, рисовать.

Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится педагогом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая

Замедляется движенье. Исчезает напряженье...

И становится понятно: Расслабление - приятно!

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. (Показывает, руки лежат на коленях.) Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза.) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох-выдох, еще раз: вдох-выдох...

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

большой палец прижимаем к остальным.

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.)

2. Расслабление мышц ног.

Ход игры.

Педагог: Дети, примите позу покоя. Руки - на коленях... Успокоились. Слушайте и делайте, как я (Повторяют упражнения "Кулачки", "Олени" под команду и показ педагога).

"Пружинки". Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ваших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Педагог показывает движения.) Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело!

Ноги напряжены... Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем... Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! (2 раза)

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.)

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай.

Нет пружины - отдыхай! (Повторить 2 раза)

Представьте себе, что ваши ноги загорают. Ноги поднимаем, держим... держим... Ноги напряглись! (Педагог подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и теперь отдыхают, расслабились!

Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим... Держим... Напрягаем... Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол.) Ноги не напряжены и расслаблены.

Упражнение повторить три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение

мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.

РЕЧЕВКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

1. Азбука.

Зайка азбуку учил. Зайка буквы позабыл. Тут заплакал наш зайчонок, подошел к нему котенок, говорит: "Не плачь, зайчонок, буквы выучим с тобой".

2. "Витамины - наши друзья".

Пейте все томатный сок, кушайте морковку! Все, ребята, будете сильными и ловкими. Грипп, ангину, скарлатину - все прогонят витамины!

3. "Лежебока".

Раз, два, три, четыре, пять, любим числа мы считать. Про ленивого кота всем хотим вам рассказать. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, лень ворочаться. Вот и ждет ленивый кот, может, миска подползет!

4. "Важные правила" (для письменных уроков).

Сяду ровно, не согнусь. За работу я возьмусь. Я тетрадь свою раскрою, уголочком положу. И от вас.друзья, не скрою, ручку правильно держу.

5. "Друзья".

Никогда и ни в чем мы друзей не подведем. Нашу радость и успех делим поровну на всех. Мир и счастье всей планете! Пусть не будет войн на свете!

6. "Первоклассники".

Время тратим не напрасно. Чтоб всегда все было ясно, знаем азбуку на пять! Любим строить, рисовать. Книги, ручки и тетрадки держим мы всегда в порядке.

7. "Отличники".

По бульвару, напевая, наш Данилка - прыг да скок! Три пятерки на уроках заработал паренек! Стоп! Красный свет - дороги нет! На желтый - подожди. Когда горит зеленый свет - счастливого пути!

8. "Зарядка".

Одолела нас дремота,

Шевельнуться не охота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре.

Наклониться - три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

9. "Буратино".

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

10. "Мое тело"

- Головушка - соловушка (гладят голову),

- лобик - бобик (выставляют вперед свой лобик, как бычки),

- носик - абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа),

- щечки - комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками),

- губки - голубки (вытягивают губки в трубочку),

- зубочки - дубочки (стучат тихонько крепкими зубами),

- бородушка - молодушка (гладят подбородок),

- глазки - краски (раскрывают пошире глазки),

- реснички - сестрички (моргают ресничками),

- ушки - непослушки (трут тихонько пальчиками свои ушки),

- шейка - индейка (вытягивают свою шейку),

- плечики - кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз),

- ручки - хватучки (хватают вокруг себя),

- пальчики - мальчики (шевелят пальчиками рук),

- грудочка - уточка (выпячивают вперед свою грудку),

- пузик - арбузик (выставляют животик вперед),

- спинка - тростинка (вытягивают спинку),

- коленки - поленки (сгибают ножки в коленках),

- ножки - сапожки (топают ножками).

11. "Что я могу".

Глазками могу смотреть,

Носиком дышать, сопеть,

Ушками могу я слушать,

Ротиком - зевать и кушать.

Зубками могу жевать,

Язычком - весь день болтать.

Бегать, прыгать и играть,

Маму с папой обнимать!

Петь могу и танцевать,

Папу с мамой целовать. (М. Костина).

РЕЧЕВЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель этих игр - помочь маленькому человеку поверить в свои силы и возможности, по-новому взглянуть на тех, с кем ему приходиться общаться. Перед педагогом поставлена задача - понять, как бесконечно разнообразны способы творческих действий в игровом общении. По ходу игры текст считалки повторяется. Для краткости описания там, где нужно повторить считалку от начала до конца, ниже будет поставлен знак.

"Шел Егор".

У нас Егор внимательный, заботливый, трудолюбивый. Узнал, что у бабушки Федоры забор покосился-повалился, решил отремонтировать.

Рыбак Е. В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников: Методические рекомендации. Архангельск, 1996.

Шел Егор через двор, Нес топор

Чинить забор.

(Дети в кругу, у каждого воображаемый топор: кто на весу держит, кто на плече, кто подмышку взял...)

Тяжелой поступью, большими шагами идет Егор....

А может быть, очень торопиться, других дел много....

Топорик легонький, маленький, острый и слова так звучат....

Топор тяжеленный, Егор сгибается под его тяжестью.....

На крыше соседнего дома мальчишка сидел, в подзорную трубу глядел, приговаривал....

Спозаранку Егорка поднялся, подтянул ремень на брюках.

Топор вместо гимнастической палки взял, идет, по дороге зарядку делает. (Под ритм скороговорки выполняются любые упражнения.)

Спохватилась бабушка Егора, что он даже не позавтракал. Бегает по двору, ищет, где Егор. А ребята с дороги кричат... .

Осинка во дворе увидела, как Егор за топор взялся, задрожала от страха, думает, что сейчас ее срубят. Листочками трещит:

Шел Егор через двор,

Нес топор...

А береза ее успокоила:

Чинить забор!

Прилетел Ветерок-Проказник, посмотрел на Егора, разнес по всей округе: "Шел Его-о-о-о-р, через дво-о-о-о-р, нес топо-о-о-о-о-р, чинить забо-о-о-о-рГ

А по дороге солдаты строем шли. Все песни уже перепели. По душе пришлись им слова про трудолюбивого Егора, они и запели....

БУКВОУПРАЖНЕНИЯ

Цель занятий буквоупражнениями - познание ребенком букв и развитие двигательных способностей его организма.

Цель достигается во взаимосвязи с решением следующих задач:

1. Освоение разнообразных буквенных обозначений звукоречи.

2. Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины и живота.

3. Формирование хорошей осанки.

Разучивая 33 буквы буквоупражнений, малыши осваивают все буквы русского алфавита, ни разу не присев за парту и не взяв

в руки карандаш. Одновременно они укрепляют свои мышцы, развивают двигательные способности организма и учатся лучше

управлять своим телом.

Приведенные здесь буквоигры делают занятия еще более занимательными для детей.

Буквоигры

«Чужеземцы в России». Выбираются один-два Чужеземца. Дети начинают бегать на носочках. Чужеземец кричит: "Русские буквы явись - чужеземец обучись!" Каждый останавливается и замирает в позе, соответствующей задуманной им букве. Чужеземец переходит от одного ребенка к другому и отгадывает изображаемую им букву. До приближения Чужеземца ребенок находится в исходном положении или с опущенными руками. При приближении к нему Чужеземца ребенок выполняет буквоупражнение беззвучно и без задержки дыхания.

"Отгадай слово". Воспитатель разделяет детей на группы.

Они загадывают слово и изображают буквы характерными для них

позами без произношения звуков. Каждый ребенок старается прочесть про себя слово. Ответы дети говорят наставнику тихо на ушко.

ОЗОРНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Для игры необходимо изготовить буквы. Взрослый (ведущий), рассказывая стихотворение, манипулирует буквой и движется сам:

он и буква - одно целое. Дети повторяют движение или импровизируют. Все движения можно делать произвольно, придумать свои оригинальные решения.

БУКВА "А" БУКВА "Б

Вот какая буква А! А вторая буква Б,

Озорная буква А! Озорная буква Б!

Говорила: А-А-А! И бурчала: Б-Б-Б!

И шутила: А-А-А! И ворчала: Б-Б-Б!

И смеялась: А-А-А! И бодалась: Б-Б-Б!

Закалялась: А-А-А! Барабанила: Б-Б-Б!

И плясала: А-А-А! И буянила: Б-Б-Б!

И стояла: А-А-А! И болтала: Б-Б-Б!

И стояла: А-А-А! Вот какая буква Б,

Вот какая буква А, Не больная буква Б!

Озорная буква А!

БУКВА "В"

Вслед за ними буква В

Озорная буква В,

Выступала: В-В-В,

Воевала: В-В-В,

Выла волком: В-В-В,

Волновалась: В-В-В,

Верещала: В-В-В,

И визжала: В-В-В,

Вот какая буква В!

Озорная буква В.

БУКВА "Г

Говорила буква Г

Озорная буква Г.

Как гимнастка Г-Г-Г

Гнула шею: Г-Г-Г

Гарцевала: Г-Г-Г

Под горой и на горе

Громко пела: Г-Г-Г,

Грохотала: Г-Г-Г.

Вот какая буква Г,

Озорная буква Г.

БУКВА "Д"

Дремлет дома буква Д,

Озорная буква Д!

Достучимся? Д-Д-Д...

Докричимся? Д-Д-Д...

С добрым утром Д-Д-Д!

Дорогая буква Д!

Добрый день тебе! Д-Д,

До свиданья, Д-Д-Д

Вот какая буква Д,

Озорная буква Д.

БУКВА Ё

Ёжик тащит букву Ё,

Озорную букву Ё,

Ёлки шепчут: Ё-Ё-Ё,

Ветлы плачут: Ё-Ё-Ё,

Засмеялась буква Е -

Что за слезы - Ё-Ё-Ё,

Рассмешу я всех еще -

Я смешная буква Ё,

Озорная буква Ё.

БУКВА "Е

Едет в гости буква Е –

Озорная буква Е.

Едет тихо: Е-Е-Е,

Едет быстро: Е-Е-Е,

Едет в гору: Е-Е-Е,

Едет с горки:Е-Е-Е.

Едет скоком: Е-Е-Е,

Едет боком: Е-Е-Е,

Вот какая буква Е

Озорная буква Е.

БУКВА "Ж"

Жук жужжит про букву Ж,

Озорную букву Ж.

Обжигалась буква Ж.

Обижалась: Ж-Ж-Ж,

Уезжала Ж-Ж-Ж,

Приезжала Ж-Ж-Ж,

И жасмином Ж-Ж-Ж,

Наслаждалась Ж-Ж-Ж,

Вот какая буква Ж,

Озорная буква Ж.

БУКВА "3"

Зазвенела буква 3 –

Озорная буква 3,

И запела 3-3-3,

Заревела: 3-3-3

Звонко вдруг сказала: 3.

Завязала узел 3,

Закружилась 3-3-3

Заблудилась 3-3-3

Закричала 3-3-3

Замолчала...

Вот какая буква 3,

Озорная буква 3.

БУКВА "И"

Ищет имя буква И,

Озорная буква И.

Игорь - имя? И-И-И?

Ира - имя? И-И-И?

Инга - имя? И-И-И?

Инна - имя? И-И-И?

Имя больше не ищи –

Имя "И" у буквы И!

Вот какая буква И -

Озорная буква И.

БУКВА "К"

Королева буква К...

Без короны... К-К-К!

Колдовала - К-К-К

И кричала К! К! К!

Ключ искала К-К-К-

К королевству К-К-К,

Но короны К-К-К

Не нашла еще пока.

Вот какая буква К –

Озорная буква К!

БУКВА "Л"

Вот красотка буква Л -

Озорная буква Л!

Льет водичку Л-Л-Л -

Моет личико Л-Л,

Лобик гладит Л-Л-Л,

Лаком ногти красит Л,

В волосах у буквы Л

Лучший в мире новый гель.

Ох, красотка буква Л,

Озорная буква Л.

БУКВА "М"

Мимоходом буква М

Помахала ручкой всем.

Вот какая буква М –

Озорная буква М!

Подметала М-М-М,

Мыла с мылом М-М-М

И мычала М-М-М,

И молчала...

Вот какая буква М,

Озорная буква М.

БУКВА "Н"

Наша гостья буква Н –

Напевала Н-Н-Н,

Вот какая буква Н,

Озорная буква Н.

Говорила Н-Н-Н,

Насолила Н-Н-Н,

Насорила Н-Н-Н,

Насмешила Н-Н-Н,

Вот какая буква Н,

Озорная буква Н!

БУКВА "О"

Озорная буква О –

Очень круглая, О-О!

Объедалась - О-О-О!

Отдыхала 0-0-O

Одевалась 0-0-0,

Обувалась О-О-О,

Осмотрелась О-О-О

И куда-то делась О!

Вот какая буква О,

Озорная буква О.

БУКВА П

Подходила буква П,

Озорная буква П.

Запыхтела П-П-П,

Песни пела П-П-П

С паровозом П-П-П,

С поросенком П-П-П,

С попугаем П-П-П,

В зоопарке П-П-П...

Вот какая П-П-П,

Озорная буква П.

БУКВА Р

Зарычала буква Р,

Озорная буква Р:

Разбудили: Р-Р-Р,

Рановато: Р-Р-Р,

Разревелась: Р-Р-Р,

Разрычалась: Р-Р-Р,

Расходилась: Р-Р-Р,

И разбилась Р-Р-Р,

Вот какая буква Р,

Озорная буква Р.

БУКВА С

Спорит с нами буква С,

Озорная буква С.

Совершу я сто чудес -

Я такая буква С!

Сказка - это буква С,

Солнце - тоже буква С.

Слово скажет буква С –

Совершится сто чудес.

Вот какая буква С,

Озорная буква С.

БУКВА Т

А теперь и буква Т –

Тараторит Т-Т-Т,

Вот какая буква Т,

Озорная буква Т.

Тронет кошку Т-Т-Т,

Топнет ножкой Т-Т-Т.

Молоточком Т-Т-Т

Тихо стукнет Т-Т-Т,

Вот какая буква Т,

Озорная буква Т!

БУКВА "У"

Улыбнулась буква У,

Озорная буква У.

Угостила У-У-У!

Укусила У-У-У!

Укачала У-У-У!

Ускакала У-У-У!

Вот какая буква У,

Озорная буква У!

БУКВА Ф

Зафырчала буква Ф –

Озорная буква Ф.

Фантазерка буква Ф:

У фонтана Ф-Ф-Ф,

Словно филин Ф-Ф-Ф,

С фонарями Ф-Ф-Ф,

Вот какая буква Ф,

Озорная буква Ф.

БУКВА X

Хохотала буква X –

Озорная буква X.

Ха-ха-ха, да ха-ха-ха -

Вот какая буква X.

Ходит-бродит буква X,

Хороводит буква X,

Хлоп в ладоши Х-Х-Х –

Хороша я буква X!

Вот какая буква X,

Озорная буква Х

БУКВА "Ч"

Чертит мелом буква Ч

Свои черточки Ч-Ч.

Человечек Ч-Ч-Ч

И читает Ч-Ч-Ч,

И чихает Ч-Ч-Ч.

Что-то чистит Ч-Ч-Ч,

Чем-то мыслит Ч-Ч-Ч.

Вот какая буква Ч.

Озорная буква Ч.

БУКВА Ш

Шалунишка буква Ш –

Тоже очень хороша!

Шелестела - Ш-Ш-Ш

И шипела Ш-Ш-Ш,

Шила шилом Ш-Ш-Ш

И шутила Ш-Ш-Ш.

Вот какая буква Ш,

Озорная буква Ш.

БУКВА "Щ"

Изощрялась буква Щ:

Я изящна Щ-Щ-Щ,

Я хрустяща Щ-Щ-Щ,

Настояща - Щ-Щ-Щ,

Щиплет щечки - Щ-Щ-Щ

И щекочет - Щ-Щ-Щ,

Вот какая буква Щ.

Озорная буква Щ.

БУКВА 'Твердый знак (Ъ)"

Это буква - твердый знак.

Каждый знает - это так.

Только трудно твердым быть,

Раз один не можешь жить.

Твердый знак всегда твердит Твердо:

Вместе нужно жить

И друг другу помогать..."

Твердый знак Мы будем знать.

БУКВА "МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)"

Это буква - мягкий знак –

Каждый знает - это так.

Только трудно мягким быть,

Раз один не можешь жить.

Мягкий знак всегда смягчает,

Мягко буквам помогает.

Мягкий знак мы будем знать

И при встрече узнавать.

БУКВА Ы

Ы - сказала буква Ы,

Озорная буква Ы.

Я не просто буква Ы –

Я несчастная, увы...

Я в начале не бываю:

слов своих не начинаю –

Все в конце, увы, увы,

Ставят чаще Ы-Ы-Ы.

Вот какая буква Ы –

Невезучая, увЫ!

БУКВА "Э"

Э - дразнилась буква Э –

Озорная буква Э.

Это эхо -Э-Э-Э,

вот потеха - Э-Э-Э.

На последнем этаже

Проживает буква Э.

Вот какая буква Э,

Озорная буква Э.

БУКВА Ю

Ю запела: Ю-Ю-Ю –

Озорная буква Ю.

Вьюгой вьюжила: Ю-Ю

И утюжила - Ю-Ю,

И юлила Ю-Ю-Ю,

Заводила - Ю-Ю-Ю!

Вот какая буква Ю

Озорная буква Ю

БУКВА "Я"

"Я" - сказала: "Это Я" –

Озорная буква Я!

Я Последняя - Я-Я,

В алфавите Я-Я-Я.

Я качалась - Я-Я-Я,

Я смеялась - Я-Я-Я.

Я боялась: Я-Я-Я.

Я осталась просто Я.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей. Она помогает двигаться выразительно, ритмично, координирование. Музыкально-ритмические движения дают ребенку возможность почувствовать радость от слияния движения тела с музыкальным ритмом, выразить свое настроение.

1. "Вместе весело шагать"'. Музыка В. Шаинского.

Задачи: формирование навыков ходьбы, исполнения ритмических подскоков, развитие чувства ритма, координации движений.

Рекомендуется использовать как вводную часть физкультурного или музыкально-ритмического занятия, а также включать в комплекс утренней гимнастики.

И. п. - дети стоят в колонне друг за другом.

1 фигура, 1 куплет.

Припев: энергичные подскоки друг за другом.

Запев: переход на энергичную ходьбу.

1 фраза: на слова "спой-ка с нами" - не останавливаясь, руки в стороны, далее "перепелка" - руки вверх, "перепелочка" - руки в стороны и вниз.

2 3,4 фразы - повторить те же движения.

На слово "песенка" - шаг на месте, руки плавно через стороны вниз, в конце - поворот в другую сторону.

2 и 3 фигуры - движения повторяются с изменением направления.

Проигрыш: дети двигаются на подскоках врассыпную, с концом проигрыша останавливаются в свободном расположении.

2. "Два Барана"2. Шуточная парная композиция на песню М. Козлова "Два Барана".

Задачи: развитие внимания, творческого воображения, способности к импровизации, а также чувства юмора. Рекомендуется включать в музыкальные, физкультурные, интегрированные занятия, а также в программы праздников и развлечений.

И. п. - дети парами стоят в колонне по центральной линии зала. Стоящие в правом колонке - "Белые Барашки", стоящие в левой колонке - "Черные Барашки".

Вступление.

Дети расходятся маршем на две колонны вдоль боковых стен.

1фигура, 1 куплет.

Стоя на месте (вдоль боковых стен в шеренге), маршируют.

На слова: "И на мостике горбатом повстречался с белым братом" - становятся в позу "барана": руки согнуты в локтях, кисти в кулаках - у головы. В такой позе с притопом на сильную долю идут прямым приставным шагом вперед (навстречу друг другу). До конца этих слов стоять на месте, притоптывая и слегка вращая кулаками у головы.

2фигура, 2 куплет.

На слова "И сказал барашек белый..." - Белый Барашек опускает руки вниз, а Черный - руки на пояс. Белый Барашек далее выполняет движения по тексту:

Братец, вот какое дело (наклон вперед, руки вперед)

Здесь вдвоем нельзя пройти... (указательным пальцем правой руки размахивает перед Черным Барашком, жест "нельзя")

Ты стоишь мне на пути (как бы отталкивает правой рукой Черного Барашка).

На повторение этих слов движения повторяются. Черный барашек в это время стоит в "угрожающей позе": правая нога впереди, корпус слегка наклонен вперед, брови насуплены, руки в кулаках либо у головы, либо на поясе (чтобы руки не уставали).

3фигура, 3 куплет.

Черный брат ответил: "Ме-е, (Черный Барашек поднимает руки со сжатыми кулаками к голове);

Ты в своем, баран, уме-е?" (крутит правым указательным пальцем у виска, левая рука на поясе, корпус слегка наклонен вперед);

Пусть мои отсохнут ноги... (наклон вперед, размахивая руками внизу - у ног);

Не сойду с твоей дороги (руки со сжатыми кулаками у головы, топающий шаг на месте).

При повторении фразы движения повторяются.

Белый Барашек в это время стоит в "угрожающей позе".

4фигура, 4 куплет.

И. п. - стоя парами лицом к лицу, ноги на ширине плеч, полу-присед, руки сцеплены, локти разведены.

На слова "Помотал один рогами, уперся другой ногами..."

и далее до конца всего куплета выполняются следующие упражнения: оба Барашка берутся за руки, наклоняясь вперед и, упираясь ногами, толкают друг друга вперед-назад.

Проигрыш - все расходятся маршевым шагом спиной назад, образуя круг.

5 фигура, 5 куплет.

На слова "Сверху солнышко печет..." - руки вверх;

"А внизу река течет..." - наклон вниз, руками покачать внизу;

"В этой речке" - выпрямиться, правая рука направо;

"Утром рано" - левая рука налево;

"Утонули два барана" - наклон вниз, раскачивая руками внизу.

На повторение слов движения повторяются, только в конце:

"Утонули..." - полуоборот направо, приподняв плечи и слегка разведя руками;

"Утонули..." - то же, налево;

"Утонули" - показать обеими руками на Баранов, лежащих по-среди круга (условно);

"Два барана!" - притоп и встать в позу "Барана".

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ РИТМОПЛАСТИКА

Принцесса на горошине (Г. X.Андерсен)

- Жил-был принц, и пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно настоящую принцессу. Сел он на лошадь и поскакал по свету искать себе невесту.

"Лошадка-1". И. п. - встать, ноги вместе, руки присогнуты в локте перед грудью, локти прижаты к корпусу, кисти собраны в кулаки (копытца). Выполнять поочередно каждой ногой имитацию бьющего копытца.

"Лошадка-2". - И. п. - см. "Лошадка-1", выполнять перескоки с ноги на ногу (лошадка скачет).

- Много он видел принцесс, но как узнать, настоящие они или нет. Так и пришел домой наш принц ни с чем.

"Стопы-1". Из положения сидя на полу, руки в упоре сзади, оттягивать носки ног и натягивать на себя.

- И очень загоревал, уж очень ему хотелось жениться на настоящей принцессе.

Однажды разыгралась буря, поднялся сильный ветер. "Ветер". Встать, ноги слегка расставить, руки поднять вверх ладонями друг к другу. Наклонять кисти рук вправо и влево, а затем корпус вправо-влево.

- Засверкала молния, загремел гром, и дождь полил как из ведра.

Сесть, руки в упоре сзади, ноги соединить и согнуть в коленях, ступни на полу. Приподнимая голени, выполнять удары стопами об пол поочередно каждой ногой (стучит дождь).

Встать, ноги вместе, руки на поясе. Педагог, выполняя притопы, задает ритмический рисунок, который должны повторить дети.

- Старый король открыл ворота.

"Ворота'. Встать, слегка расставив ноги. Прямые руки соединены ладонь в ладонь и вытянуты вперед (створки ворот закрыты).

. у ворот стояла принцесса. Вода ручьями стекала с ее волос и с платья прямо на туфельки. Она была такая мокрая, как будто бедняжку только что вынули из воды. И все уверяла, что она-то и есть самая настоящая принцесса.

"Ну, это мы сейчас увидим", - подумала старая королева, но ничего, ни кому не сказала, тихонько пошла в спальню.

Ноги вместе, руки на поясе, подняться на полупальцы и выполнять шаги: опорная нога прямая, рабочая нога поднимается, естественно сгибаясь в колене.

- В спальне королева положила на голые доски кровати горошину.

Сгруппироваться: сгибая ноги в коленях, прижать их к корпусу (ступни на полу), одновременно обхватить руками ноги в области колен и наклонить к ним голову, вернуться в и. п.

- Горошину королева накрыла двадцатью тюфяками и 20 перинами.

На эту постель и уложили принцессу спать. Утром ее спросили, хорошо ли она спала.

- Ах, я спала очень, очень плохо. Мне казалось, что я лежу на камнях и булыжниках, и я всю ночь ворочалась.

"Неваляшка". Лечь на спину, руки за голову, локти прижаты к полу; ноги вместе, согнуты в коленях, ступни на полу. Наклонить колени к полу вправо, принять и. п. Наклонить колени к полу влево, принять и. п.

- Тут все поверили, что она и в самом деле настоящая принцесса. Ведь она почувствовала маленькую горошину сквозь 20 тюфяков и 20 перин!

- Только настоящая принцесса могла быть такой нежной, - обрадовался и принц и приказал слугам бежать за музыкантами.

"Бег". Легкий спортивный бег.

- Прибежали музыканты и сыграли на гармошке.

Гармошка". Встать, ноги вместе, руки согнуты в локте, пальцы

рук собраны в кулачки на уровне груди (держим гармошку). Развести присогнутые в локте руки в стороны (растянули меха). Принять и. п.

- На дудочке.

"Дудочка". Встать, ноги вместе, кисти рук расположить около рта, одна на другой (держим дудочку). Имитировать игру на дудочке.

- И на барабане. "Барабан*.

- И женился принц на принцессе.

Для пояснения: принц, буря, король, королева, тюфяк, неженка. Вопросы:

1. Что придумала старая королева, чтобы проверить, настоящая ли принцесса пришла к ним?

2. Почему все поверили принцессе, утверждавшей, что она настоящая?

3. Каких музыкантов позвал принц?

4. У какого инструмента голос выше (ниже)?

Предложите детям сыграть "голос" дудочки и барабана на фортепиано.

Потешки, которые можно связать с соответствующими движениями и музыкой

Мягкий пружинящий шаг. Как у нашего кота. Шубка очень хороша.

Как у котика усы Удивительной красы, Зубки белые, глазки смелые.

Топающий шаг.

Идет Кузьма из кузницы.

Несет Кузьма два молота.

Тук, тук, тук,

Вот ударим разом вдруг.

Для всех людей

Накуем гвоздей".

Переменный шаг.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Хороводный шаг.

Ну-ка русскую давайте,

Веселее начинайте!

Разгуляйся, народ.

Расступись, хоровод.

Прямой галоп.

Из-за леса конь бежит,

Он бежит, земля дрожит,

На земле трава шуршит,

На коне узда звенит.

"Козлик".

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит.

"Веревочка".

Я скачу, скачу, скачу

И веревочку учу:

Ты, веревочка, крутись,

Пляске русской поучись.

Упражнения-задания на развитие двигательного творчества

Цель: развитие воображения, обеспечивающее создание новых образов и вхождение ребенка в эти образы;

- психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

1. Мимикой, походкой, звуками изобразить:

- встревоженного кота,

- грустного пингвина,

- восторженного кролика,

- хмурого орла,

- разгневанного поросенка.

2. Изобразить походку.

- человека, который только что хорошо пообедал;

- человека, у которого жмут ботинки;

- человека, который неудачно пнул кирпич;

- человека, у которого начался острый приступ радикулита;

- человека, оказавшегося ночью в лесу.

3. Пофантазировать и изобразить движениями и мимикой:

- горячий утюг,

- будильник,

- чайник,

- телефон,

- кофемолку.

4. Представить, животных, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески. Любую хорошо знакомую песню - хором:

- прогавкать,

- промяукать,

- промычать,

- прокудахтать и прокукарекать,

- прокрякать и т. д.

5. Прочитать стихотворение А. Барто "Идет бычок, качается' но не так, как обычно, а словно:

- вы оправдываетесь перед товарищем,

- вы обиделись на бабушку,

- вы хвастаетесь перед ребятами,

- вы рассердились на младшего брата,

- вы испугались собаки.

6. Попрыгать, но не так, как обычно, а как-.

- воробей,

- кенгуру,

- лягушка,

- заяц,

- кузнечик.

7. Во время танца часто используются различные предметы: шары, мячи, ленты платочки. Придумать танец:

- со шваброй,

- со стулом,

- с чайником,

- с чемоданом,

- с подушкой...

8. Изобразить в движении транспортное средство:

- теплоход,

- вертолет,

- троллейбус,

- карету,

- дирижабль.

9. Представить, что многие животные решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумать и показать, как могли бы приветствовать друг друга:

- крокодилы,

- жирафы,

- антилопы,

- львы,

- гиппопотамы.

10. Самый простой конкурс: перенести стул из одного конца комнаты в другой, но:

- без помощи рук;

- как будто это таз, до краев наполненный водой;

- словно вы идете по минному полю;

- как будто вы - Чарли Чаплин;

- совершенно не касаясь, пола ногами.

МАССАЖ

Не боимся мы мороза,

И себя мы бережем.

Без массажа от простуды

На прогулку не пойдем.

Массаж является важным средством оздоровления организма ребенка. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ. Вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности.

В научно-методической литературе массаж достаточно хорошо разработан. Массажным приемам как одному из средств в системе формирования привычки к здоровому образу жизни можно обучать, начиная с дошкольного возраста. Ниже приведены примеры массажей, которые можно использовать в любой отрезок времени пребывания детей в школе.

Блиц-массаж Внимание! Этот комплекс блиц-массажа поможет освободиться от накопившейся усталости всего за 60 секунд.

Быстро потрите друг о друга пальцами ладони - 5 секунд;

быстро потрите теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5 секунд;

часто постучите барабанной дробью по макушке - 5 секунд;

сожмите руку в расслабленный кулак, энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья - 3 раза;

осторожно надавливайте на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами - 3 раза;

найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на артерию, сосчитав до пяти;

освободите;

дышите глубоко;

снова нажмите;

то же проделайте на другой стороне шеи; большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа - у места соединения головы с позвоночником; нажмите, сосчитав до трех;

отпустите; повторите 3 раза.

Массаж биологически активных зон при простудных заболеваниях

Первая из них начинается от уровня сосков до яремной ямки, вдоль переднее-срединного меридиана. Массируйте эту "дорожку" с усилием, снизу вверх по спирали, не отрывая пальцев; можно пройти ее несколько раз. Отдельно, легонько, - ямку.

Вторая - на шее, под челюстями, справа и слева. Очень удобно положить сюда большие пальцы рук и мягко поглаживать.

Третья - перед ушными раковинами и за ними. Сильно раздвиньте указательный и средний пальцы. Положите их перед и за ушами и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит ваше зрение и слух.

Четвертая - на носу. Сжав руку в кулак, возвышениями больших пальцев быстро-быстро разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом!

Пятая - середина лба. Положите три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массируйте, пока не почувствуете под рукой углубление. Теперь вы будете видеть невидимое и слышать неслышимое!

Массаж для профилактики простудных заболеваний

Да-да-да - есть у деда борода.

(Круговыми движениями массировать точки от середины груди к шее.)

Де-де-де - есть сединки в бороде.

(Большими пальцами мягко провести по шее сверху вниз.)

Ду-ду-ду - расчеши бороду.

(Массировать точку под крыльями носа вправо и влево.) Да-да-да - надоела борода.

(Руки, сжав в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа.)

ДУ-ДУ-ДУ - сбреем деду бороду.

(Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массировать.)

Ды-ды-ды - больше нет бороды.

(Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их вперед и за ушами с силой растирать кожу.)

Массаж ушей

1. Загибание вперед ушных раковин. Быстро загнуть вперед всеми пальцами рук, прижать, отпустить, ощущая в ушах хлопок. (Способствует улучшению самочувствия всего организма).

Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта).

Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 сек. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии).

Массаж вершины завитка: ухо сложить пополам и найти серединку. Массировать эту точку на верхушке уха 2-мя пальцами 20-30 сек. (Оказывает антиаллергическое, антивоспалительное, обезболивающее и успокаивающее действие).

Массаж противозавитка - это хрящевый выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода. Водить пальцами вверх, вниз. (Это повышает устойчивость к холоду позвоночника).

2. Растирание ушей.

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.

Найдите ямочку возле козелка. Нажали ямочку сразу у двух ушек - отпустили, нажали, отпустили.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую, сразу оба, потом сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушки и - вверх - вниз, вверх - вниз - так, чтобы передняя и задняя сторона наших ушек хорошенько массировалась.

Начинаем дергать себя на ушки - сначала 20 раз вниз, а потом берем за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз.

Снова возьмитесь за мочку уха и посильнее ее помассируйте.

Потяните в сторону ушки снова до 20 раз, вперед их выгибаем, а затем в обратную сторону.

Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от воды.

Вибрационный массаж

Предназначен для приведения органов речи из расслабленного в рабочее состояние, для придания им тонуса. Техника массажа - энергично постукивать пальцами обеих рук:

а) по лбу с произнесением звука "мм (мычание);

б) по крыльям носа с произнесением звука "м";

в) по верхней губе с произнесением звука "в";

г) по нижней губе с произнесением звука "з";

д) по верхней части груди с произнесением звука "ж";

е) по нижним частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука "м";

ж) по спине справа и слева с произнесением звука "м" (для выполнения этого упражнения дети встают друг за другом "паровозиком").

Перед каждым упражнением делается энергичный вдох с задержкой дыхания, все звуки произносятся на продолжительном выдохе.

Массаж спины

1 Спинка-тростинка.

В колоночку в круг встали,

Ладошками по спинке застучали.

Хлопаем по лопаточкам, спинка радуется.

Детки спинку подставляют,

Со спинками играют.

Здоровья спинкам добавляют.

2. "Жарче, дырчатая тучка".

Жарче, дырчатая тучка,

Поливай водичкой ручки.

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щечки!

Трем мочалкоюколеночки,

Щеточкой трем хорошенечко Пяточки,

ступни и пальчики,

Чисто-чисто моем мальчика!

3. Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу!

Чу, чу, чу!

Движения, соответствующие тексту.

Выполнять в течение 40-50 сек.

Растереть ладошки.

Постукивать пальцами по локоточкам, кистям рук, затылку, вискам, подбородку, щекам.

Растереть ладонями коленки, ступни и пальцы ног.

Похлопывание по спине ладонями. Поворот на 180 градусов, поколачивание кулачками. Поворот на 180 градусов, постукивание пальцами. Поворот на 180 градусов, поглаживание ладонями. Легкое поглаживание пальцами.

4. На песню "Дождик" Е. Полянской.

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом (Дети встают друг за другом паровозиком и постукивают друг друга по спинкам)

По веселой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите, - Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, - Постукивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте - Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте Бом! Бом! Бом! Дождик бегает по крыше -Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Самомассаж

По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:

Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, (Хлопки в ладоши.) Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)

Мы пошлепаем немножко. (Шлепки по правой руке.)

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам.)

Даже щечки побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой.)

По коленкам - шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям.) По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам.)

По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам.)

Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине.)

Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди.)

Справа - можем! Слева - можем!

И крест-накрест руки сложим! (Поколачивание по груди справа, слева.)

И погладим мы себя.

Вот какая красота. (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях общеобразовательных учреждений особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, плоскостопие), поскольку среди функциональных отклонений они составляют наибольший удельный вес.

Плоскостопие, как и нарушение осанки, чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в детском возрасте имеет большое значение.

Профилактика плоскостопия

Куй, куй: козелок подкуй чеботок:

На маленькую ножку золоту подковку.

Подай молоток подковать чеботок!

Массаж рефлекторных зон ног.

Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли; плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите; повторите 3 раза на каждой ноге; быстро потрите верх ступни рукой или, что более удобно, пяткой другой ноги.

Если по телу разлилась приятная теплота - цель достигнута. Всего за 60 секунд вы включили основные системы организма на полные обороты.

Самомассаж стоп.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ног/ на колено другой или на стул так, чтобы мышцы стопы были максимально расслаблены. Обе стопы массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием элементов рейтинговой системы»

         Предлагаемый мной опыт по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  с использованием элементов...

Психолого-Педагогическое сопровождение младших школьников на уроках письма

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического ра...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма.

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма....

Развитие познавательных универсальных действий младших школьников в процессе изучения элементов алгебры на уроках математики

Научная работа по развитию универсальных действий младших школьников на уроках математики в рамках действия ФГОС....

Физкультурные минутки и паузы во время уроков, с целью предупреждения утомления.

Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.Перерывы в рвботе необх...