Выступление логопеда на родительском собрании в 1 классе. Памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома".
консультация по логопедии (1 класс)

Кожевникова Татьяна Сергеевна

В статье освещается тема необходимости родительской помощи в развитии речи детей, способы, игры, а также предлагается памятка для родителей "Речевые игры с детьми дома".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление логопеда на родительском собрании в 1 классе.

«О необходимости родительской помощи

в  вопросе развития речи детей».

В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными фильмами и мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы.

Связная речь – это грамматически правильная, осознанная, понятная для окружающих речь одного человека. Связная речь бывает двух видов: диалогическая и монологическая.

Эти две формы речи отличаются мотивами.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Огромная ответственность за формирование речи ложится на родителей и учителей.  Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в школе, необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Практика показывает, что при изложениях и сочинениях в сложном положении оказываются дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказать о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Детям трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Поэтому необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составлять рассказы по картинке и серии сюжетных картин. Эти умения и навыки важны для ответов на школьных уроках, где требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность не формируется, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Для обеспечения содержания речи, необходимо много разговаривать, читать с ребёнком каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. В обращении с ребёнком помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Необходимо выписывать и приучать детей читать книги, детские журналы.

После прочтения спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Попросите ребенка рассказать содержание прочитанного или увиденного. Следите за логичностью рассказа, за правильностью грамматического оформления речи. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами.

Чтобы четко, ясно, интересно выразить свою мысль, необходим хороший словарный запас. Проверьте словарь ребенка сами. Попросите ребенка назвать 7-10 предметов по таким лексическим темам как «Транспорт», «Инструменты», «Головные уборы». Попросите сказать, что можно делать пилой, топором, ножницами, молотком; для чего нужна сковорода, кастрюля, печка? Сыграйте в игру «Скажи наоборот» (узкий – широкий, сырой - сухой и т.д.).  Вывод делайте сами.

Пополнять словарный запас вам помогут игры, их всегда можно найти в интернете. Также вам предлагаются памятки «Речевые игры с детьми дома».

Также благоприятное впечатление на речь производит и правильное произношение и хорошая дикция ребенка.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребенок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов.

Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

Поэтому первыми заданиями логопеда по исправлению произношения будут упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата, т.е. языка, губ.

Очень важным фактором в развитии артикуляционных движений является систематичность занятий, а именно ежедневность. Ведь известен факт, чтобы  закрепить и автоматизировать правильное движение и положение языка необходимо повторять это движение до 1000 раз. Это же можно сказать и о закреплении правильно поставленного звука. Ведь всем известна сила привычки. А произнесение звука определенным образом это и есть всего лишь привычка.

Но привычку очень просто преодолеть в игре. Например, звук можно автоматизировать в словах, перекидывая мяч друг другу и называя слова, в которых есть нужный звук. Играя с песком во дворе, на пляже или в специально изготовленной из коробки песочнице, включите фантазию. Ведь в игре с вашей помощью могут появиться и герои сказок и мультфильмов на нужный звук, которые в песке закопали клад из предметов на тот же звук, и разыграться целая фантастическая история с инопланетянами, которые посетили нашу планету и не знают, как называются те или иные предметы, и многое-многое другое. Подобные игры могут проводиться и в воде.

Помните о том, что ребенку нужна ваша помощь в формировании правильного произношения. Ведь у него все еще недостаточно развито такое качество как самоконтроль, очень нужное в процессе автоматизации правильного произношения. Логопед формирует навык, привычку формирует окружение.

ХЛОПОК (эксперимент)

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой громкий хлопок.  Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка.  Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.

Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.



Предварительный просмотр:

Речевые игры с детьми дома                              

Узнавание предмета по эпитетам. Что это (кудрявая, белоствольная, стройная)?

Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый и т.д.)? 

Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.) 

Игра в увеличительные очки. “Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище…” 

Игра “Я – ласковая”. Все предметы называть только ласково: кошка – кошечка, ложка – ложечка и т.п. 

Антонимы. Предложите ребенку сказать следующие слова "наоборот". Если ребенок не понимает, что и как именно нужно говорить, приведите ему пример, выполнив несколько заданий сами. Север – юг, зима – лето, жара – холод, польза – вред; трудный – легкий, гладкий – шершавый, гасить – зажигать, помогать – мешать  и т.д. Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья).

«Синонимы». Некоторые слова в русском языке обозначают примерно одно и то же. Это синонимы. Попросите ребенка придумать такие слова.

Машина — автомобиль; холод — стужа; огонь — пламя; метель — вьюга, пурга.

Грустный — хмурый; веселый — счастливый; разговорчивый — болтливый, говорливый; старательный — прилежный, усердный; вежливый — почтительный, воспитанный, любезный, тактичный; верный — надежный, преданный; догадливый — смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый; чуткий — отзывчивый, участливый, сердечный; смелый — храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный; душистый — ароматный, пахучий; красивый — прекрасный, великолепный, восхитительный; вкусный — аппетитный, лакомый; удивительный — чудный, чудесный, волшебный, сказочный; желтый — золотой, лимонный, янтарный, соломенный; зеленый — изумрудный, малахитовый.

Бежать — мчаться; танцевать — плясать; исчезнуть — испариться; блестеть — сиять, сверкать, искриться; смеркаться — темнеть, вечереть.

«Омонимы». Омонимы — слова-близнецы, они и звучат, и пишутся одинаково, а вот по смыслу существенно различаются: они могут обозначать несколько разных предметов, явлений. Предложите ребенку придумать такие слова.

Ручка — ручка, которой пишут, ручка дверная, ручка ребенка.
Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный.
Коса — прическа, инструмент.
Труба — на доме, музыкальная.
Лук — овощ, оружие.
 
Кран — для воды, подъемный.
Перо — на шляпе, птичье.
Плитка — железная, шоколадная.
Лист — бумажный, на дереве, железный.
Ножка — у стола, у гриба, у ребенка.

Что из чего делают? Что делают из муки? – хлеб,  макароны.   ... из шерсти овец? (нитки) ...из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы) ...из песка? (стекло) ... из глины? (посуду, кирпич) ...из металла (инструменты, посуду) ... из нефти? (бензин) ...из семян подсолнуха? (подсолнечное масло).

Что с чем делают? Песок сыплют, а воду ... ; Котлеты жарят, а суп ...; Стол накрывают, а постель ... Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ... Стол может сломаться, а стакан ... Воду можно разлить, а горох ... Сено косят, а волосы ... Нитки прядут, а холст ... Платье шьют, а шарф ...

Что лишнее? Прочитайте ребенку одну строчку слов. Предложите на слух указать, какое слово лишнее и объяснить свой выбор.
Молоко, булка, сливки, сметана.     Нож, блюдце, миска, тарелка.              Молоток, удочка, пила, клещи.        Грузовик, баржа, лодка, катер.

 «Сравнения». Описывая предметы, мы часто сравниваем их свойства с другими предметами. Попросите ребенка подобрать следующие сравнения. А может, он придумает что-то сам?

Белый как... (мел); медленный как... (черепаха); трудолюбивый как... (пчелка); хитрый как... (лиса); храбрый как... (лев); преданный как... (собака); желтый как... (лимон); колючий как... (еж); голодный как... (волк);
неуклюжий как... (медведь); хмурый как... (туча); прозрачный как... (стекло); холодный как... (лед); стройный как... (лань); легкий как... (пушинка); трусливый как... (заяц).