Влияние общего недоразвития речи на усвоение предпосылок письменной речи у обучающихся первых-вторых классов.
консультация по логопедии

Пиманова Анна Анатольевна

В статье рассматривается  влияние общего недоразвития речи на усвоение предпосылок письменной речи у обучающихся первых-вторых классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние общего недоразвития речи на усвоение предпосылок письменной речи у обучающихся первых-вторых классов.

Одной из самых главных причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных школ являются различные нарушения устной речи, которые проявляются в затруднении процесса овладения правильным чтением и грамотным письмом.

Речевые нарушения очень многообразны по своим проявлениям: нарушения звукопроизношения, нарушение формирования фонематических процессов, проблемы в фонетико-фонематической, а также лексико-грамматической системы языка.

Корнев А.Н.: «Расстройство устной речи препятствует развитию дифференцированных фонематических представлений, дезорганизует фонематическое восприятие, затрудняют овладение фонематическим анализом».

В начальной школе учителей и родителей в большей степени волнуют проблемы в развитии письменной речи учащихся, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на учебные успехи. К таким проблемам относятся нарушения письменной речи, как дисграфия и дислексия.

Причин, ведущих к расстройству письма, достаточно много. Это может быть связано с органическими повреждениями корковых зон головного мозга, участвующих за формирование навыков чтения и письма, незрелостью этих систем мозга, нарушением их функционирования. На нарушение чтения и письма могут повлиять и длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития, неблагоприятные внешние факторы, такие как: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка и т.д. Часто нарушения чтения и письма сочетается с психическим или психофизическим инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с определенными особенностями структуры интеллекта, с недостаточностью таких психических функций, как внимание, память.

Одной из причин возникновения нарушений письменной речи является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР снижена способность анализировать явления языка, они редко подмечают и выделяют звуковые, морфологические, синтаксические элементы речи и не всегда сознательно используют их в своей практике. Также у них наблюдается недосформированность слухоречевой памяти, внимания и навыков самоконтроля. Фактически нарушены все компоненты речевой системы: ребёнок обладает бедным словарным запасом, нарушено звукопроизношение, звуковосприятие, грамматический строй речи осваивается с трудом, хотя интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые отвечают за процесс «кодировки» устной речи в буквенные символы – письмо и «раскодировки» — чтение.

Письменная речь – одна из форм языка, идущая после устной речи. Овладение письменной речью – это установление новых связей между словом: слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Существует несколько обязательных условий, без выполнения которых овладение письмом не представляется возможным:

а) понимание фонематической структуры слов;

б) умение проводить фонематический анализ;

б) обладание слухо-речевым различением всех фонем русского языка;

в) пользование синтаксическим делением речевого высказывания на предложения и слова;

г) владение полным набором звукобуквенных комбинаций;

д) имение базовых навыков чистописания  и умение соединения их в безотрывном письме.

Цель начального периода обучения грамоте – сформировать у ребенка образ слова, в котором будут объединены акустические, артикуляторные, оптические и кинетические стороны. Решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, тогда в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового образа слогов, целых слов, а иногда и фраз, сложившихся уже в процессе устного общения. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуковом составе слова и о том, из каких звуковых элементов состоит слог или слово, у него с трудом формируются обобщенные звуко-слоговые образы. Соответственно ребенок не может объединить звуки в слоги по аналогии с теми, которые он уже усвоил. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова в процессе чтения нужно, чтобы звуковой состав был четок и ребенок мог правильно произносить каждый входящий в него звук. Преодоление трудностей слияния звуков в большей мере зависит от развития устной речи ребенка: чем лучше владеют дети устной речью, тем легче им произвести слияние звуков читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые образы слогов и слов в их обобщенном звуко-буквенном обозначении. В тех случаях, когда это по каким-либо причинам не происходит, ребенок отстает в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном чтении, испытывает трудности соединения, не умеет переходить от букв к звукам разговорной речи. Затруднения в овладении чтением влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой.

Эльконин Д.Б.: «Будет ли понятно данное слово-зависит от того, связана ли его звуковая форма со значением. Если эта связь имеется, возникает понимание, если такой связи нет, то слово может быть правильно прочитано, но не понятно». Например, ребенок недостаточно различающий звонкие, глухие или сонорные звуки, может смешивать значения звукового состава сливаемых слов. Можно с уверенностью сказать, что дети, допускающие ошибки такого рода, еще недостаточно выделяют слово как самостоятельную единицу из речевого потока. Усвоение грамматических форм языка не может протекать полноценно при недостаточном овладении звуковым составом слова, в том числе окончаний и других фонетических (морфологических) средств выражения грамматических значений. Если в устной речи не обязательно точно и строго соблюдаются законы построения речи за счет поясняющих жестов и интонации, то в письме все погрешности пользования грамматическими формами становятся заметны.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что учащиеся с ОНР нуждаются в таких занятиях, на которых происходило бы знакомство со звуковым и морфологическим составом слова, подготавливая к усвоению орфографического навыка. Л.С. Выготский: «Обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребенку... письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную необходимую для ребенка задачу». Для устранения трудностей формирования процесса письма должна вестись специально организованная коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками, которая направлена на формирование:

  • фонематических процессов;
  • представлений о звуко-буквенном составе слова;
  • навыков анализа и синтеза;
  • коррекции дефектов произношения;
  • лексико-грамматической стороны речи;
  • связного высказывания;
  • представлений о морфологической стороне речи;
  • развития общей и мелкой моторики.

В результате такой коррекционно-логопедической работы значительно снизится количество трудностей при обучении письму у учащихся первых-вторых классов с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III – IV уровня .

В данной работе представлена технологическая карта коррекционного логопедического занятия с обучающимися 1 класса (ФГОС).Коррекционная работа на фонетическом уровне....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"

Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов»

Данная Рабочая программа по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и  своевременное пр...