статья "Реализация деятельностного подхода"
статья по логопедии

Лаврова Елена Павловна

В условиях перехода школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_lavrova_e.p._realizatsiya_deyatelnostnogo_podhoda.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед

Е.П.Лаврова

Реализация деятельностного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на этапе введения ФГОС.

1.Специфика детей с интеллектуальными нарушениями.

Чтобы лучше понять возможности реализации деятельностного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями, рассмотрим ряд понятий.

Умственная отсталость - Это общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Эти дети меньше испытывают потребность в познании, чем их сверстники без ОВЗ.

Мышление конкретное. Неспособность к обобщению, непонимание скрытого смысла, неумение рассуждать, размышлять. Механическое заучивание правил, непонимание правил и неспособность применить их на практике. Неспособность переключаться с одной мысли на другую.

Нарушено восприятие. Трудности в различении сходных предметов (кошка и белка, компас и часы). Трудности в распознании предметов по форме, величине, объему. Испытывают сложности в ощущении своего тела в пространстве, т.к. нарушена координация движений, наблюдается моторная неловкость.

Нарушены концентрация, произвольность и объем внимания. Про детей данной категории говорят: «они смотрят и не видят, слушают и не слышат». Трудности переключения внимания, перехода с одного вида деятельности на другой. Легко истощаются, отвлекаются.  Повышенная утомляемость - поэтому, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий.

Нарушения памяти – малый объем, непрочность. Быстро забывают и неточно воспроизводят материал. Но хорошо запоминают то, что считают нужным. Механическая память более сохранна.

Недоразвитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Нарушения фонематического слуха, речедвигательного аппарата.  Бедность, сложности формирования словарного запаса. Речь ситуативная, односложная, с пропусками, заменами, искажениями, без логики и последовательности изложения мысли.

Чувства незрелы. Испытывают поверхностные переживания, застревают на незначительных событиях. Быстрые переходы настроения. С трудом формируются нравственные, эстетические чувства, понятия - совесть, чувство долга, ответственность, самопожертвование.

Воля характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать препятствия, противостоять искушениям. Самооценка или слишком завышена, или крайне низкая.

Недоразвитие психомоторики характеризуется нарушениями последовательных движений, двигательное беспокойство, суетливость. Движения бедны, угловаты. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция, мимика.

Для школьной успеваемости характерны трудности в обучении чтению и письму, решению задач и т.п. При специальном обучении (программа, методы и приемы) овладевают элементарными знаниями.

Трудовые навыки – ребенок с ОВЗ способен овладеть профессией, требующей практической деятельности (маляр, слесарь, швея, уборщик помещений).

Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

2. Современный процесс обучения в условиях перехода школ на ФГОС

В условиях перехода школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Переход к обучению по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий.

В стандартах второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

3. Деятельностный подход

Деятельностный подход к обучению предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

-   Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

-   Для того, чтобы знания  были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

Используя на уроках деятельностный  подход, решаются  следующие задачи:

 - помощь в  эффективном  накоплении  каждым  учеником  собственного личного опыта;

 -  развитие творческих способностей;

 - использование дифференцированных учебных заданий и форм работы;

  - поощрение к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

 - осуществление личностно-ориентированной направленности;

 - помощь обучающимся при самостоятельном планировании свою деятельность;

 - побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

-  повышение интереса детей к процессу обучения, включение их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.

Самым действенным мотивом учебной деятельности является познавательный интерес, возникающий в процессе учения, он активизирует умственную деятельность, направляет ее к последующему решению различных задач. 

Необходимо на каждом уроке создавать ситуацию успеха, как самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Ребёнок должен иметь возможность выбора, для чего используется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.

Индивидуальный подход необходим школьникам с ОВЗ, независимо от их успехов в учебе. Хорошо успевающим ученикам нужно давать дополнительные задания, чтобы поддерживать у них и развивать интерес  к учению.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо создавать проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают их к поиску, доказательству, обоснованию.

При использовании проблемных  заданий ставить проблему перед обучающимися и направлять активную самостоятельную деятельность на разрешение проблемы. В результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками с частичной помощью учителя.

В процессе выполнения заданий практического характера у учащихся развиваются и коррегируются внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность, интерес.

4. Реализация технологии деятельностного метода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов :
● 
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
● 
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
● Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
● 
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
● 
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
● 
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
● 
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; 
- Использование активных и интерактивных методик; 
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности. 
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:
- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей  деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

5.Оптимальными условиями для организации деятельности обучающихся.

Оптимальными условиями для организации деятельности обучающихся на уроке являются:

- выбор цели и средств ее достижения;

- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

- побуждение  их к деятельности на уроке;

- регулирование действий обучающихся;

- чередование труда и отдыха;

- развитие интереса к уроку.

На уроке  использовать  методы и приёмы с ориентацией на «зону ближайшего развития» (по Выготскому Л.С.), на создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. Необходимо проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения дети не только усваивали учебный материал, но и коррегировали индивидуальные недостатки развития. Учитель организовывает и направляет учебную деятельность обучающихся для решения познавательных задач.

Всю учебную деятельность приходится делить на мелкие порции. Что находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения. Любой урок представляет собой сложную деятельность учителя и ученика.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учёте нереализованных познавательных возможностей обучающихся. Из-за неравномерной их деятельности на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а  фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

Данные знания необходимы для создания оптимальных условий, которые дадут возможность умственно отсталым обучающимся работать в доступном темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности в познавательной деятельности при выполнении различных заданий.

6. Роль учителя в реализации деятельностного подхода в обучении.

Создавать условия для самостоятельной учебно- познавательной деятельности обучающихся и приобретения ими жизненного опыта, оказывая адресную помощь каждому ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая её преодолевать

Так каким же должен быть современный урок, чтобы реализовать требования Федеральных стандартов?

 Для построения урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Задачу по формированию  учебной деятельности учителя начинают решать буквально с первых уроков, для успешного протекания которой необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется найти ответ. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность учитель направляет  на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке.

Возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Классифицируем  приёмы по преобладающему каналу восприятия

Визуальные:

  • тема-вопрос
  • работа над понятием
  • ситуация яркого пятна
  • исключение
  • домысливание
  • проблемная ситуация
  • группировка

Аудиальные:

  • подводящий диалог
  • собери слово
  • исключение
  • проблема предыдущего урока  

Остановимся на одном примере.

Домысливание
1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
2) Предлагается тема урока и слова - "помощники":

Например, тема урока «Домашние птицы» (окружающий мир, 3 класс)

Повторим… названия домашних птиц

Изучим…   основные части тела домашних птиц

Узнаем… способы ухода, значение в жизни человека и применение

Проверим…

 С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока.

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны ученикам при систематической работе.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Важной  частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Большое внимание необходимо уделять заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, постепенно увеличивается.

Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценивания.

7. Структура уроков введения нового знания в технологии деятельностного подхода

Структура уроков обычно имеет следующий вид:
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.

Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в   процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с
комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

 

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Говоря о деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности.

Таким образом, деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.

Литература
1. Брошюра «Федеральные Государственные Образовательные стандарты»; Просвещение, 2011г., стр.3
2. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения, Чита, 2000г., стр.28
3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г., стр. 9-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Деятельностный подход - основной подход к современному уроку

Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...