Дисграфия
консультация по логопедии

Дисграфия. Ох, уж ти ошибки!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oh_uzh_eti_oshibki.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ох уж эти ошибки!

Что такое нарушение письма? Почему оно происходит?  Как проявляется?  Как  учителю во время помочь ребенку?

 Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим  препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка.

 Процесс становления  письма и  чтения сложен. В нем участвуют четыре анализатора

  • речедвигательный,
  • речеслуховой,
  • зрительный,
  • двигательный.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Бывает, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье, играет роль и наследственный фактор, причиной может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию.(«еле языком ворочает…»). Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще недосформированность фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Необходимо иметь в виду следующее  все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Каковы же ошибки, которые должны нас насторожить.

  1. смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству  б-д, п-т, Е-З, а-о, д-у.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме.
  3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело писать под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ, смешиваются как между собой, так и сдругими фонемами.
  4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме- пропуск букв и слогов, недописание слов.
  5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание)-мамина-малина, антиципации (предвосхищение, упреждение) лолубым-голубым.
  6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных-(сольить-солить, вьезет-везет).
  7. Слитное написание предлогов, раздельное-приставоктакже является одним из проявлений дисграфии.

Следует отметить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Что может сделать учитель, обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика, помимо того, что даст рекомендацию обратится к логопеду.

Во-первых, при поступлении ребенка в первый класс на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться».

Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Важны такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит.

Проанализировав ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.

Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом и принес вам справку, где имеется заключение.

Что дальше.

Второе, что вы можете сделать после анкетирования родителей,-поддерживать постоянный контакт с логопедом и оказывать ему содействие в работе.

Чем же может помочь учитель.

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

Третьим желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации- больше читать и писать. И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами – диктанты и диктанты, чтение больших текстов.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная- упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неотредактированным текстом.

Если вы на дом задаете прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части.

ВЫ можете посоветовать родителям или сами давать  на уроке упражнение «корректурная проба» Ежедневно в течении 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, а затем перейти к согласным. Варианты могут быть самыми разными. Например- букву а зачеркнуть, а букву о обвести.

Можно давать парные согласные, а также те в произношении которых или в различении у ребенка имеются проблемы.

Я не стала останавливаться на методике преодоления дисграфии и дислексии это дело специалистов. Вполне достаточно, если учитель вовремя заметит специфические ошибки у ребенка, а в дальнейшим будет работать в тесно контакте с логопедом.

Напоследок еще раз хочу призвать вас, дорогие учителя, к сотрудничеству. Мы, логопеды ни в коем случае не собираемся вторгаться в вашу область, осуществлять какой-то контроль. Мы хотим прежде всего помочь ребенку, имеющему речевые проблемы, и вам в работе с этим ребенком. А вы помогите нам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...