Методическая работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
статья по логопедии

Пономарёва (Плетникова) Ольга Владимировна

В данной статье речь идет о методах и приёмах работы педагогов по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьёй ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья

Пономарёва Ольга Владимировна

учитель-логопед, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

Цуцура Марина Михайловна

учитель, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

Антропова Елена Константиновна

учитель, МБОУ «Начальная школа-детский сад № 26 «Акварель»,

 Россия, г. Белгород

В данной статье речь идет о методах и приёмах работы педагогов по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ.

Ключевые слова: методическая работа, методы активного обучения.

Ведущая роль в организации сотрудничества общеобразовательного учреждения и семьи принадлежит педагогам. Для того, чтобы педагоги могли грамотно и профессионально организовывать взаимодействие с родителями, их необходимо обучать методам и приёмам эффективного взаимодействия, новым формам.

При построении конструктивного общения с родителями важно, чтобы педагог овладел коммуникативными умениями, ориентировался в проблемах воспитания и нуждах семьи, был в курсе последних достижений педагогической науки.

Рождение больного ребенка в большинстве случаев изменяет весь уклад семьи, влияет на психологический климат в ней. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни ребенка этот стресс не проходит, а в ряде случаев напряжение, вызванное в семье, нарастает. Возникают неровные, а часто конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребёнка часто оказывается в изоляции, так как родители ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своем горе.

Процесс преодоления кризисного состояния протекает своеобразно в каждой семье. Одни родители полностью справляются с новой жизненной себе возможность социальной интетрации, другие родители остаются в состоянии социальной изоляции, требуя постоянной поддержки со стороны специалистов. Это зависит от нескольких факторов: особенностей личности каждого члена семьи, особенностей воспитания детей, типов воспитания и др.

Многие родители не меньше ребёнка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются далеко не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение безнадежности и бесполезности прилагаемых усилий.

Практический опыт работы с родителями показывает, что начинать работу с родителями по включению семьи ребёнка во все сферы реабилитации, воспитания и обучения следует с того ее члена, который наиболее подготовлен к этому - морально, физически и психологически.

Педагог должен показать родителям не только заинтересованность в успешном развитии и преодолении проблем их ребёнка, результатах подготовки к обучению в школе, но и убедить их в своей профессиональной компетентности. В решении последней задачи особую роль играет деятельность заместителя директора общеобразовательного учреждения.

Методическая работа, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи, включает три основных этапа.

I.Формирование мотивационных установок и психологической готовности педагогов к организации взаимодействия с родителями.

Задачи, решаемые на первом этапе:

-  формирование у педагогов осознанного отношения к организации общения с семьёй;

- подведение педагога к пониманию собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями учащихся (воспитанников).

II. Повышение уровня знаний специалистов учреждения по вопросам установления сотрудничества с родителями.

Задачи, решаемые на втором этапе:

- формирование у педагогов знаний о специфике семейного воспитания;

- ознакомление педагогов с современными технологиями установления сотрудничества с родителями учащихся (воспитанников).

III. Совершенствование профессиональных умений педагогов по организации сотрудничества с родителями на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Задачи, решаемые на третьем этапе:

- развитие умений конструировать программу сотрудничества с родителями, отбирая необходимые содержание и методы;

- формирование коммуникативных умений: умение устанавливать контакт с родителями; умение умение предвидеть результаты общения, возможные трудности; умение предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; умение проявлять гибкость в общении с родителями; умение создавать атмосферу совместного творчества; умение владеть этикетными нормами речи и поведения; умение осуществлять индивидуальный подход и др. [2, с. 98].

С учётом выделенных этапов определяются соответствующие формы и содержание методической помощи педагогам в организации сотрудничества с родителями.

 На этапе формирования мотивационных установок и психологической готовности педагогов к организации взаимодействия с родителями приоритетными формами являются: анкетирование, тестовый опрос, дискуссия. Тематика мероприятий:

- «Мои плюсы и минусы в общении с родителями»;

- «Трудности в организации общения с родителями»;

- «Диалог родителей и педагогов»;

- «Взаимодействие педагогов с родителями».

Мероприятия второго этапа направлены на формирование у педагогов системы знаний о специфике семейного восприятия, современных подходах к организации взаимодействия учреждения и семьи. Решению поставленных задач способствуют такие формы работы как лекция, дискуссия, практикум. Темы мероприятий:

- «Семейное и общественное воспитание: единство и различия»;

- «Современные подходы к установлению сотрудничества педагогов семьями учащихся (воспитанников)»;

- «Самоанализ опыта общения с родителями».

На этапе совершенствования профессиональных умений педагогов в организации сотрудничества с родителями реализуются такие мероприятия, как коммуникативный тренинг, заседания Школы молодого специалиста, смотр-конкурс, взаимопосещения.

Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов учреждения, обеспечивающей создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня профессионального мастерства, являются активные методы обучения.

Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В.Н.Кругликов, 1998).

Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение новых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.

Теоретические и методические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в трудах А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова. А.М.Смолкина, В.Ф.Комарова, И.Я. Лернера.

Методы активного обучения можно также классифицировать по:

- форме обучения (лекции, семинары, мастерские);

-форме социального взаимодействия (индивидуальные, групповые, сменные пары);

- приоритету средств (визуальные, вербальные, компьютерные);

- доступности (очные, заочные, дистанционные);

- характеру учебной деятельности (игровые, поисковые, проблемные);

- характеру познавательной деятельности (доклады, микроисследования, практическая деятельность);

- характеру профессиональной деятельности (проблемные лекции, семинары, выездные занятия, деловые игры, компьютерные технологии, исследовательская деятельность).

К наиболее популярным активным методам относят игровые:

-деловые и ролевые игры;

- дидактические или учебные игры;

- игровые ситуации;

-игровые приёмы и процедуры.

При планировании методической работы и оказания помощи педагогам в организации взаимодействия с семьями воспитанников важно учитывать стаж педагогической деятельности специалистов, их творческий потенциал, уровень теоретической и практической готовности к сотрудничеству с родителями детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Анцибор М.М. Детский сад и семья, пути их взаимодействия. – Тула, 1996.- 96 с.

2. Самобытная Вятка. Сборник статей и материалов./ Отв. ред. А.Г.Поляков.- Киров, 2008.- 196 с.

3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.-М.: АРКТИ, 2005.-80 с.

4. Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями. Практикум по формированию адекватных отношений.-М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

Дистанционное обучение как форма педагогического взаимодействия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье рассматриваются возможности дистанционного обучения как формы педагогического взаимодействия с учащимися, которым рекомендовано обучение в домашних условиях. Описываются особенности дистанцио...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Укрепление межполушарного взаимодействия - важная составляющая нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями развития. Такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются ...

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...