Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
проект по теме

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].

У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен.  Во многом это связано с тем, что в настоящее  время эти дети в основном воспитываются и обучаются либо в домах – интернатах, либо в домашних условиях. Таким образом, они с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. Однако социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры происходит в ходе взаимодействия с окружающими людьми.

Тем самым становится очевидной актуальность развития навыков социальной адаптации детей с особыми потребностями.

При этом необходимо решать задачу эффективности психолого - педагогического воздействия на детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовки к самостоятельной жизни и включения в социальную среду полноправными членами общества.

Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в процессе интересной игры, которой он отдается целиком. Одним из видов творческих игр является  кукольный театр, который позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи: развивать точность координацию движений, речевые и неречевые средства общения, эмоционально-волевую деятельность. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых реакций. Разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями или специалистами, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление Образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Муниципальное образовательное

учреждение средняя образовательная школа №4

муниципального образования «Барышский район»

Психолого-педагогический проект

«Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»

 Выполнил

 педагог-психолог

МОУ СОШ №4

МО «Барышский район»

Исакова В.В.

2014 г.

Пояснительная записка.

Не следует забывать, что основной закон детского

творчества заключается в том, что ценность его

следует видеть не в результате, не в продукте творчества,

важно то, что они создают, творят, упражняться

в творческом воображении и его воплощении.

Л. С. Выготский

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].

У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен.  Во многом это связано с тем, что в настоящее  время эти дети в основном воспитываются и обучаются либо в домах – интернатах, либо в домашних условиях. Таким образом, они с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. Однако социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры происходит в ходе взаимодействия с окружающими людьми.

Тем самым становится очевидной актуальность развития навыков социальной адаптации детей с особыми потребностями.

При этом необходимо решать задачу эффективности психолого - педагогического воздействия на детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовки к самостоятельной жизни и включения в социальную среду полноправными членами общества.

Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в процессе интересной игры, которой он отдается целиком. Одним из видов творческих игр является  кукольный театр, который позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи: развивать точность координацию движений, речевые и неречевые средства общения, эмоционально-волевую деятельность. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых реакций. Разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями или специалистами, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым.

Данное направление в работе дает возможность создавать смешанные группы, в которых дети с ОВЗ вовлечены в совместную деятельность со здоровыми ребятами. Однако важным условием достижения и сохранения комфортной  психологической среды в процессе реализации проекта, является формирование  психологических факторов толерантности у детей. Осознание этого факта убедило в необходимости включения в проект мероприятий, направленных на формирование норм толерантного поведения здоровых детей по отношению к детям-инвалидам. Так  воспитанники научатся жить в коллективе: общаться, сотрудничать, быть милосердными, терпимыми, отзывчивыми.

В процессе социализации ребенка с ОВЗ немаловажным является активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей. Именно родители являются первыми помощниками  в реабилитационном процессе. Но, чем ближе узнаешь этих людей, чем больше вникаешь в их проблемы, тем лучше понимаешь, как и они нуждаются в  поддержке и помощи. Поэтому опираясь на опыт коллег из Нижнего Новгорода [9], мы решили организовать в рамках данного проекта клуб взаимопомощи «Окно в мой мир» для родителей детей с ОВЗ.   Цель объединения заключается в том, чтобы сообща решать наболевшие вопросы, отмечать праздники, проводить свой культурный досуг и просто поддерживать друг друга в трудную минуту.

Подобного рода клубы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Есть, однако, и возможность проявления негативных последствий: замыкание участников на себе, закрытость к общению вне группы; фиксация на собственных проблемах; формирование враждебного отношения к тем, кто не переживает схожих проблем. Поэтому, в проекте запланированы мероприятия, предполагающие совместную творческую деятельность семей различных категорий, что будет способствовать формированию общих увлечений и у родителей, и у детей, укреплению внутрисемейных отношений,  установлению психо - эмоционального контакта с окружающими, ликвидации чувства  изолированности, замкнутости от всего мира в семьях с детьми с ОВЗ.

Таким образом, будут созданы условия, способствующие творческой самореализации детей, развитию гармоничных детско-родительских отношений, появятся предпосылки для формирования социально-адаптированной личности.

Целевой группой проекта являются дети с ограниченными возможностями и их семьи.

Целью проекта является развитие навыков социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами кукольного театра.

Основные задачи:

  1. Изучение особенностей  личности ребенка и психологического здоровья семьи.
  2. Способствовать познанию ребенком самого себя, знакомству с эмоциями человека; осознанию собственных эмоций и чувств.
  3. Создание благоприятных условий, в которых ребенок может отреагировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос  своих внутренних переживаний на символический объект (куклу).
  4. Коррекция форм отклоняющегося поведения путем разыгрывания типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни самих детей (смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных поведенческих моделей, их положительное или отрицательное подкрепление сопровождающеесяся анализом внутреннего содержания конфликта).
  5. Обеспечение автоматизации усвоенных раннее логопедических и психологических навыков за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
  6. Гармонизация эмоциональной и нравственной сферы ребенка, актуализация зоны ближайшего развития личности (разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями или специалистами, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым).
  7. Способствовать творческой самореализации и обогащению социальными навыками. (Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых патохарактерологических реакций).
  8. Совершенствование предпосылок интеллекта.
  9. Осуществление косвенного внушения правильного поведения, автоматизация усвоенных поведенческих навыков.
  10. Способствовать освоению норм взаимоотношений с близкими людьми, сверстниками, окружающими; развитие социальных навыков и навыков саморегуляции; создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона.
  11. Спсосбоствовать укреплению внутрисемейных отношений, установлению психо-эмоционального контакта «Родитель-ребенок» на основе формирования общих увлечений и совместной творческой деятельности;
  12. Развитие языка жестов, мимики и пантомимики, коммуникативной гибкости; повышение работоспособности, развитие творческого мышления; развитие умения распознавать эмоциональные реакции других людей и адекватно выражать свои эмоции.
  13. Преодоление нерешительности, неуверенности в себе; формирование адекватной самооценки ребенка.
  14.  Формирование норм толерантного поведения здоровых детей-участников коррекционно-развивающей группы.
  15.  Социально-психологическая поддержка семей с детьми с ОВЗ.

Программа рассчитана на два года обучения, предполагает индивидуальную и групповую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа ориентирована на детей школьного возраста (8 –12 лет) с легкой степенью умственной отсталости. В объединение принимаются дети по желанию.

Сроки реализации программы: январь 2014- декабрь 2015.

Занятия по программе «Когда куклы и дети вместе» будут проводиться 1 раз в неделю, заседание клуба «Окно в мой мир» 2 раза в месяц в отдельном кабинете со специальным оборудованием.

Продолжительность академического часа — 30 минут.

Методы и приемы:

  • психогимнастика;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • релаксационные техники;
  • сюжетно-ролевые и др. игры;
  • просмотр и обсуждение фрагментов фильмов и мультфильмов;
  • беседы;
  • обыгрывание эмоционального состояния;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение выходам из них;
  • выражение своего эмоционального состояния через рисование, сценки и пр.;
  • составление коллажей.

Материальное оснащение проекта.

  • театр на фланелеграфе:
  • куклы-картинки;
  • фланелеграф;
  • рисунки для мини – декораций.
  • театр верховых кукол:
  • куклы;
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям.
  • театр кукол - марионеток:
  • куклы;
  • театральная ширма для театра марионеток;
  • декорации к спектаклям.
  • театр «дети-куклы»:
  • специальные костюмы для детей;
  • декорации к спектаклям.
  • театр игрушек:
  • мягкие  игрушки.
  • Материалы для реставрации и изготовления декораций:
  • Фанера;
  • Бумага;
  • краски
  • Материалы для реставрации старых кукол:
  • Ткани, краски.
  • Необходимая аппаратура:
  • проектор,
  • компьютер,
  • экран
  • колонки,
  • микрофон

Ожидаемые результаты

 

Мы предполагаем, что по окончании реализации проекта «Когда куклы и дети вместе» дети научатся владеть своим эмоциональным состоянием, основными навыками общения и взаимодействия с окружающими, будут иметь адекватную самооценку и умеренный уровень тревожности.

После реализации проекта  дети с умственной отсталостью расширят свои знания о:

  • Базовых эмоциях человека.
  • Основах релаксации и саморегуляции.
  • Вербальных и невербальных средствах общения.
  • Адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций.

Дети научатся:

  • Осознавать собственные эмоции, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
  • Распознавать эмоциональное состояние другого человека.
  • Применять навыки конструктивного общения (вести диалог).

Психологическое сопровождение участников  на всех уровнях реализации проекта будет способствовать  гармонизации внутреннего мира детей и взрослых, их успешной социализации и укреплению внутрисемейных отношений.

Рабочий план проекта включает следующие мероприятия.

№ n.n

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Примечания

I

Подготовительный этап

Январь 2014-апрель 2014

II

Диагностический

Март 2014

IV

Профилактический

Май 2014-сентябрь 2014

III

Знакомство с волшебством

Сентябрь 2014 – ноябрь 2014

VII

Когда куклы и дети вместе

Ноябрь 2014 – сентябрь 2015

VIII

Диагностический

Октябрь 2015

IX

Заключительное представление

Ноябрь 2015

Использованная литература

  1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. Под ред. Хрипковой А.Г. — М., 1982. — 234 с.
  2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976. — 272 с.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Проблемы психологической адаптации. М.: Просвещение, 1996. — 176 с.
  5. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, № 7, 1996.  — С. 17-22.
  6. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984, № 4. — С. 89-95.
  7. Петровский А.В., Шпалинский В.В.. Социальная психология коллектива. М., 1978. — 184 с.
  8. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии
  9. http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900313


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...