ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.
статья по теме

АРСЕНТЬЕВА  ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

      «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

Л.С.Выготский.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С   ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

      «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

Л.С.Выготский.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

 Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

 Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности

первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

Для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В творческой деятельности дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. В ходе занятий ребята приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предметов в пространстве. Дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками, ножницами, что благоприятно влияет на  развитие мелкой моторик. Занятия по рисованию, лепке, аппликации развивают наблюдательность, воображение, инициативу, побуждают к практической деятельности, способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.

Правильное руководство эстетическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья  может быть осуществлено только в результате знания педагогом их возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с проведением фронтальных занятий следует использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками, которые в этом особенно нуждаются. Воспитывая интерес к творчеству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Педагогу следует помнить, что изобразительная деятельность осваивается детьми по-разному. Одни приобретают навыки быстрее и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в декоративном рисовании, другие — в лепке, третьи — в вырезаниии т. д. Воспитателю необходимо активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки. Конкретные обучающие задачи необходимо сочетать с общими задачами развития.

Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и  приучать к механическому выполнению указаний воспитателя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях, не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Стимулами воспитания и проявления активности служат привлечение внимания ребят к основным признакам того предмета, который они должны изображать. Следует всячески побуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять им, действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые делаются с постоянной помощью воспитателя и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.

Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке, лепке, аппликации. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством может дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Реальным результатом занятий являются работы, отражающие индивидуальность каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла. По работам можно определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками, а кто чувствует себя беспомощным в этом отношении. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности, другие выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении.  Встречаются также рисунки очень слабые и по замыслу, и по исполнению.

Есть дети, проявляющие стойкий интерес в выборе сюжета, темы рисования. Например, некоторых привлекает военная тематика, они любят рисовать пароходы и корабли, самолеты. Другим нравится изображать сказочные сюжеты, растительный мир, третьи увлекаются декоративным рисованием и т. д.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, всего нового вызывает потребность отразить это в своем творчестве на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.

 Особенности занятий по изобразительной деятельности влияют и на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию.

Разрабатывая занятие, воспитатель может организовать в связи с намеченной темой целенаправленное наблюдение детьми соответствующего явления природы или общественной жизни, обращая при этом их внимание на самое существенное, главное, что в дальнейшем найдет свое отражение в творческих работах детей.

Таким образом, подготовительная к занятию по изобразительной деятельности работа способствует приобретению детьми определенного жизненного опыта, обогащению впечатлениями, пониманию окружающих общественных явлений и природы.

Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее продумывает, на что следует обратить внимание того или иного ребенка.

Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять в папке творческих работ ребенка с указанием даты, темы занятия. Прежде чем положить рисунки в папку, целесообразно после занятия проанализировать их: определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже, а кто совсем не справился. Такой анализ «по горячим следам» помогает наметить соответствующий индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.

Общие рекомендации по в осуществлению индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий по изобразительной деятельности.

Если на занятиях по развитию речи и математике воспитатель наряду с проведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам, то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности значительно расширяются благодаря специфической форме их организации и методике проведения. Воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу или рисунок, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Довольно часто приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу на занятиях из-за того, что чрезмерно отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем, как другие рисуют или лепят, забывая, что и самим тоже нужно начинать выполнение задания. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитателю не  следует слишком опекать их. Лучше, если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это совершенно необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребенка, на его умения.

Во время выполнения детьми задания следует напоминать им о времени: «Осталось мало времени до конца занятия... Уже только одна минута... А вот уже и она прошла, занятие окончено».

Некоторые дети не успевают вовремя закончить свою работу, и каждый по-своему выражает свое огорчение.

В каждом отдельном случае следует подходить строго индивидуально. Если отставание связано с медлительностью ребенка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то не следует быть педантичным. Окончание работы, даже и после занятия, поможет ребенку овладеть навыками, обрести уверенность в своих силах. Постепенно нужно приучать его выполнять работу в нужном темпе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребенка или рядом иных причин, то закончить работу он может в удобное для него время.        

После занятия дети рассматривают рисунки друзей и оценивают их. Педагогу необходимо помогать детям, делать замечания по существу, видеть не только плохое, но прежде всего хорошее, учить их быть тактичными, содействовать укреплению между детьми дружеских взаимоотношений.

 Не надо часто привлекать детей к обсуждению работ сверстников, так как они еще не могут дать правильной оценки, их оценка может быть случайной, необъективной и принести не пользу, а только вред. Свои замечания воспитатель должен делать очень осторожно, особенно по отношению к детям робким, неуверенным в своих силах, чрезмерно обидчивым.

Иногда обсуждение и оценка проходит не очень интересно, воспитатель просто задает вопросы: «Какая работа тебе нравится? Почему она тебе нравится?»  Эти вопросы направлены на то, чтобы пробудить у ребенка анализирующее мышление, воспитывать умение видеть хорошие стороны в работе друзей, заметить недостатки, но частое повторение их может заглушить педагогический эффект.

Например, после занятия воспитатель устроил выставку рисунков, но вместо вопроса «Какая работа тебе понравилась?» детям предлагались такие задания: «Покажите, какой самолет сможет долететь до места назначения?», «Отберите рисунки, на которых самолет не сможет долететь до места назначения», «Какой ремонт ему требуется?» Отвечая на такие вопросы, дети охотно обсуждают, кто справился с заданием, а кто нет и в чем, состоит ошибка.

Коллективный просмотр и анализ работ имеет большое значение для развития интереса к занятиям по изобразительной деятельности, развития стремления лучше выполнять полученные задания. Возможность сравнивать свои работы с работами других, знакомиться с разнообразными решениями при выполнении одного задания позволяет детям строже оценивать самих себя, свои действия. Коллективное обсуждение, анализ детских работ способствуют воспитанию у детей чувства ответственности, скромности, сдержанности, умения выслушивать суждение других о своих недостатках.

        Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что через творческую деятельность учащихся предоставляются широкие возможности для изучения педагогом особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от структуры дефекта его развития. Также занятия творческой деятельностью способствуют развитию у детей не только художественных способностей, но и коррекции внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

        Неотъемлемая задача всех занятий - воспитание уверенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в своих силах, готовности к систематическому учебному труду, выработка умения сосредоточивать внимание и интерес на предлагаемом в процессе занятий материале.

Учитывая возрастные возможности детей с ОВЗ, практически на каждом занятии надо использовать игровые приемы. Они активизируют внимание, эмоции детей, способствуют успешному усвоению материала, а следовательно, позволяют формировать у детей и необходимые учебные навыки, и уверенность в своих возможностях.

В процессе занятий воспитывается чувство коллективизма. Дети учатся вместе мыслить и действовать в соответствии с поставленной целью, выслушивать друг друга, анализировать работы свои и товарищей, тактично делать критические замечания. Все это, безусловно, влияет на формирование личности, воспитывает общительность и доброжелательность.

Дифференцированный, индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу. Индивидуальный подход должен осуществляться систематически. Индивидуальный подход органически входит в повседневную педагогическую работу. Приемы и методы его не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Воспитательная работа по осуществлению индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья - трудная, она требует от педагога  терпения, известного напряжения,  бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

Литература

  1. Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2001.-752 с.
  2. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование системы и технологии обучения: Учеб. пос. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 140 с.

3.Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Собр. соч. в 6 тт. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 115-136.

  1. Ветлугиной Н.А. Эстетическое воспитание / М.,1978, с.121.
  2. Мастюкова Е.М. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – М.,2005.
  3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

"Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС"

  1. Пузанов Б.П.  «Коррекционная педагогика». М. Издательский дом «Академия». 1999г.
  2. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.-302с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения

Cтатья. Применение развивающих игр  разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге....

«Развитие творческих способностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительной деятельности не традиционными методами»

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Осо...

Исследование особенностей игровой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Исследование особенностей игровой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры

laquo;Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»ШМО учителей начальных классов...

«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

В данной презентации представлен опыт работы по теме:«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»...

Статья "Особенности организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе"

С каждым годом увеличивается количество детей в школе, которые признаны детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них в школах создана и постоянно пополняется адаптивная образовательная среда...