Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе урочной и внеурочнойдеятельности
методическая разработка по логопедии

Кузовлева Дарья Владимировна

Моторное развитие ребенка - неотъемлемая часть всего развития ребенка. Чем выше двигательная активность , тем лучше развивается мозг. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка, а также на развитие речи.  Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, в том числе артикуляционной.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе урочной и внеурочнойдеятельности Учитель – логопед ГБУ КО «Школа-интернат №7» Кузовлева Д.В.

Слайд 2

Актуальность темы

Слайд 3

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться! Венгер Л.А .

Слайд 6

Формирование ГМН у детей с условной нормой развития 1,5-2 года - крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. 2-3 года - держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются 3-3,5 года- увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения 3,5- года - совершенствуется координация движений и зрительно- пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. 5 лет -выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы. 6-7 -в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Слайд 7

Формирование и развитие ГМН у обучающихся с легкой умственной отсталостью Особенности сформированности ГМН слабо развиты мелкие мышцы кисти руки несовершенна координация движений низкий уровень выносливости к статическим нагрузкам зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведении развиты слабо Причины недостаточной сформированности ГМН: нарушение зрительно-пространственного восприятия нарушение кинестетического восприятия нарушение зрительно-моторной координации недостаточная сформированность межполушарных связей нарушение координации движений

Слайд 8

Формирование графомоторных навыков Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания Развитие пространственной ориентировки Формирование базовых графических умений и навыков Формирование навыков учебной деятельности Ожидаемые результаты начальное владение инструментом письма соблюдение правильного положения тетради соблюдение правильной позы, посадки движение руки вдоль строки

Слайд 9

Этапы формирования графического навыка 1. Аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия - уяснения содержания 2. Синтетический соединение отдельных элементов в целостное действие 3. Этап автоматизации- отработка навыка письма - образование навыка - отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля формирование осознанного образа действия

Слайд 10

Ожидаемые результаты Овладение приемами написания букв Овладение приемами соединения букв Овладение приемами сопоставления букв по высоте Овладение приемами правильного наклона письма Овладение приемами перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную Умение сравнивать образец с результатом собственного письма Три основных группы навыков: технические графические орфографические

Слайд 11

Формирование и развитие ГМН у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР Особенности развития обучающихся: низкий уровень познавательной активности замедленность процесса переработки сенсорной информации несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности слабость самоконтроля Причины нарушенного формирования ГМН плохо развитое чувство ритма недостаточность моторных систем нарушения моторики пальцев рук снижение двигательной памяти неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую

Слайд 12

Формирование ГМН:

Слайд 13

Развитие общей моторики Формирование базовых ощущений Формированию планирования действий Формированию контроля действий Развитию умения анализировать Развитию самоконтроля Способности концентрироваться Развитию координации обеих сторон тела Способствует установлению условно-рефлекторных связей Упражнения для формирования предпосылок развития ГМН Ползание по заданной траектории Прыжки, кружения Ограничение в пространстве

Слайд 14

Развитие мелкой моторики Формирование зрительно-моторной координации Формирование зрительно-пространственного восприятия Развитие кинестетического восприятия Развитие чувства ритма Упражнения для развития мелкой моторики Массаж Самомассаж Пальчиковые игры Работа с различными материалами Рисование пальчиками, ладошками .

Слайд 15

Формирование графомоторнных навыков Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания Развитие пространственной ориентировки Формирование базовых графических умений и навыков Упражнения штриховка в различных направлениях обводка по контуру рисование в пределах строки соединение точек дорисовывание рисунка рисование предметов, напоминающих по форме буквы

Слайд 16

Формирование графических навыков Этапы обучения такие же, как для обучающихся с легкой умственной отсталостью Пролонгированные сроки освоения навыком Медленность и трудность формирования Результаты индивидуальны Варьированная доступность формирования

Слайд 18

Работа с родителями Больше двигаться вместе с детьми : качаться, играть в игры с мячом, обнимать, Создавать развивающую среду: дети развиваются через то, что их окружает Развивать самостоятельность, целенаправленность через игры и поручения Формировать границы ребенка: в позитивной форме, без манипуляции, без альтернативы, с уверенностью Поддерживать стремления ребенка Не делать за ребенка то, что он может сделать сам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Волжская школа № 1» на 2023-2024 учебный год.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Обучающегося(йся) 1(доп) класса Целевой раздел.Специальная индивидуальная программа развития разработана на основе АООП для обучающихся с умстве...