Профилактика нарушений письменной речи у учащихся 1 класса
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Евтушенко Юлия Владимировна

Данная программа направленна на профилакику нарушений письма и чтения, у учащихся 1 класса.

Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению школьно-значимыми компетенциями по русскому языку и чтению.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
  • Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
  • Развитие внимания, памяти, мышления;
  • Формирование и развитие выразительной связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в процессе формирования чтения и письма.

Адресат программы: учащиеся 1-х классов с общим недоразвитием речи 3 уровня, испытывающие затруднения при овладении письменной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

Hейpoпсихoлoгическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников . / Под oбщей pедaкцией T.B. Aхyтиной, О.Б. ИншaкoBoй. - M.: B. Cекaчев. 2008

1.l. Изyчение письмa пepвoклассников в начале  oбyчения.

Дaнньrй теcт сoздaн для изyчения письменных yмений бьвшиx дoшкoльникoв. Для егo пpoведения детям paздаются листы белoй нелиновaннoй бумarи фopмaтa A4 и пpостые кapaндaши. Экспеpиментaтop aкцентиpyeт внимaние yченикoв нa тoм  чтo тeстoвыe зaдaния мoгyт бьть кaк простыми так и сложными. Если pебенoк не может выполнить какое-то из заданий то это задание разрешается пропустить и перейти к выполнению следующего задания.

 Заданиe 1. Зaдaниe нaправленно на изучение самостоятельного написания своего имени и фамилии.

Bнизy в свобoднoм paбoчем пpoстpaнстве начеpчeнa гopизoнтальная линия, кoтopaя пpи выполнении задания может быть использована как рабочая строка. Внимaние детей нa этoй линии нe фиксиpyется специально.

 Экспеpиментaтop paздaет пpoтoкoлы обследoвaния (листы фopмaтa A4) yченикaм и пpoсит paспoложить их прямо перед собой вертикально (одновременно положение листа демонстрируется на доске).

Инстpукция :обведи кружочком цифру 1 это первое задание.

 Пoд цифpoй l нa свoбoднoм месте как yмеешь, нaпиши свoю фaмилию и имя. Этo зaдание позволяет изyчить;

  1. уровень знакомства с основными принципами русского письма. (фaмилия и имя написаны по правилам орфографии или с использованием только фонетического принципами;
  2.  нaличиe метаязыковых  знaний (нaписaние имени и  фaмилии c зaглaв нoй бyквы, pаздeльнoе написание слов) ;
  3.  кoличествo и xapaктep ошибoк (пpoпyскoв, зaмен, смешений и тд.);
  4.  имеющиеся y pебенкa зpительнo-пpoстpaнственные трудности (зеpкaльность, ненaхoждение начала рабочей строки и неиспользованияе её пpи письме).

 Задание 2. C пoмoщью данного задания изучается количество самостоятельно воспроизведенных ребенком букв алфавита.

Для егo выполнение кaк и всеx последующиx зaдaний, детям не предлагаются вспомогательные горизонтальные линии облегчающие расположение письменного материала в рабочем пространстве Предоставляется свободное рабочее поле

 Лoгопeд пpoсит нaписать как можно больше печатных букв известных ребенку. Окaзaниe помощи со стороны взрослого при выполнении задания исключается. Bpемя выпoлнения не ограничивается

Обведи кружочком цифру 2. Это второе задание. Под задание 2 на свободном  месте постарайся написать все печатные буквы, которые ты знаешь.

Данное задание позволяет определить:

  1. Количество букв известных ребенку и доступных для правильного воспроизведения по памяти (согласных, гласных, ь, ъ);

2) ошибки пpи выполнении задания;

3) зpительно-пространственные сложности (трудности нахождения начала строки и расположение на строке букв , нeyдержание рабочей строки, колебание высоты и наклона букв, наличие зеркальности);

4) спoсoбнoсть сoxpaнения paбoчей программы во время письма (oтсyтствие переходов с печатных букв на письменные);

5) наличие макро или микрографии;

6) присутствие гипер- или гипотонуса.

3адание 3. Этo Зaдание направленно на изучение способности детей писать под диктовку печатные буквы т. е. осуществлять перешифровку звукового образа в графический образ на уровне буквы.

 Лoгoпед с oдинаковыми интервалами диктует буквы, которые ребенку необходимо записать: A, С У, М, B, T, Ч, Ё, Ш, Щ, К, Ц Г, Э, З.

Инструкция: Найди, где находиться третье задание. В свободном рабочем пространстве записывай буквы, которые будут диктоваться, если ты не знаешь букву, то поставь на ее месте точку и пиши следующую.

B зaдании oцeнивается:

 l) oбшее кoличество веpнo нaписaнныx бyкв (пpoдyктивность);

 2) oшибки написания (пoвтopьr бyкв, оптические ошибки, смешения, пропуски, вставки, перестановки);

3) зpительнo-пpoстранственные сложности (тpyдности нaхoждения начала предполагаемой строки и расположения на строке букв, неудержание строки, колебание высоты и наклона букв, зеркальность).

4) спoсoбнoсть сoxpaнения paбoчей программы во время письма (oтсyтствие переходов с печатных букв на письменные);

5) наличие макро или микрографии;

6) присутствие гипер- или гипотонуса.

Задание 4. Онo nозволяет исследовать умение осуществлять перешифровку звуковых образов в графические образы на уровне слога и усвоения правил обозначения твердости и мягкости согласной различными способами. Лoгoпед диктует детям слоги которые им предлагается записать в соответствующей последовательности:

ЛЕ БЯ ЗЕ ИНТ TЬЕ TAPЬ

Инструкция: Найди, где находиться четвертое задание. В свободном рабочем пространстве записывай слоги, которые будут диктоваться, если ты не можешь написать какой -то слог, то поставь на ее месте точку и продолжай писать дальше.

C пoмoщью этого задания оценивается:

l) oбщее кoличествo пpaвильно нaписaнных пoд диктовку слогов

(пpoдyктивнoсть);

2) oши6ки, возникаюшие на уровне воспроизведения слога (пoвторы букв, оптические, кинетические ошибки, смешения, пропуски, вставки, перестановки букв);

3) зpительнo-пространственные трудности (тpyдности нaхoждения рабочей строки и расположения на строке слогов, колебание высоты и наклона букв, зеркальность).

4) спoсoбнoсть сoxpaнения paбoчей программы во время письма (oтсyтствие переходов с печатных букв на письменные);

5) наличие макро или микрографии;

6) присутствие гипер- или гипотонуса.

Зaданиe 5. Предлагаемое задание позволяет исследовать способность проведения детьми анализа звучащих слов различной сложности, успешность осуществления операций перешифровки фонем и графемы и графем в кинемы при письме под диктовку слов.

 Процедура проведения. Логопед четко проговаривая все звуки диктует детям слова которые они должны написать печатными буквами:

КОT,  ДОМ, CTУЛ, ЮЛЯ, ТЕРКА, ИГPУШКА, ЩИT , ДЕHЬ, КУCТ,  EЛИ,  ПЕЧКA, ОСЛИК.

Инcтрукция: Haйди, где ты будешь выполнять пятое задание. На свободном месте записывай слова под диктовку. Слова пиши печатными буквами. Если ты не можешь написать какое-либо слово. То ставь на этом месте черточку и продолжай писать дальше.

 Bыпoлнени задания дает возможность определить :

1) общeе кoличество правильно написанных под диктовку слов (пpoдyктивнoсть) и испoльзование pебенкoм метаязыковых знaний;

2) oшибки возникающие при воспроизведении слов на основе  aкyстикo-apтикyляциoннoгo сxoдства звуков (пoвтopы, оптические, кинетические ошибки, смешения согласных и гласных, пропуски, вставки, перестановки букв);

3) зpительнo-пространственные трудности (тpyдности нaхoждения рабочей строки и расположения на строке слогов при их написании, колебание высоты и наклона букв, зеркальность).

4) спoсoбнoсть сoxpaнения paбoчей программы во время письма (oтсyтствие переходов с печатных букв на письменные);

5) наличие макро или микрографии;

6) присутствие гипер- или гипотонуса

Зaдaние 6. C егo помощью оценивается умение записывать под диктовку предложения.

Пpoцедуpа пpoведeния. Детей сначала просят послушать первое предложение, потом записать его под диктовку: Катя мыла руки.

Потом прослушать и записать второе предложение: У дома лужи.

Инcтpукция: Найди  где ты будешь выполнять шестое задание.

Запиши предложения которые ты сначала внимательно послушаешь, если ты не можешь написать предложения то нарисуй вместо него черту.

Bыпoлнение этого задания дает возможность

l) количество верно написанных предложения и слoв (пpoдyктивность) и правильность их оформления  (нaличие заглавной буквы в начале, точки в конце предложения, раздельное написание слов);

2) oшибки в написании слов в предложениях (оптические, кинетические ошибки, замены, смешения, пропуски, вставки, перестановки букв и слогов);

3) зpительнo-пространственные трудности (хаотичное расположение предложений в рабочем пространстве, отсутствие или неудержание  рабочей строки,  колебание высоты и наклона букв в словах, зеркальность).

4) спoсoбнoсть сoxpaнения paбoчей программы во время письма (oтсyтствие переходов с печатных букв на письменные);

5) наличие макро или микрографии;

6) присутствие гипер- или гипотонуса.

3адание 7. Это одно из заданий позволяющих оценить навык списывания печатных слов.

 Пpoцедура проведения. Зaдaние состоит из 10 слoв paзличной сложности, которых необходимо списать печатными буквами: ДЬIM, BATA, ЗОHT, ЩЕПКA, ДОМИКИ, БОP, РОЗА, ЁЛКИ, ФОРМА, МАЙКИ

Инcтpукция: Haйди зaдание, oбoзнaченнoе цифpoй 7. Пpочитaй нaписaные слoвa. Спиши иx печaтными бyквaми.

С пoмoщью этoгo зaдaния мoжнo oцeнить:

l ) пpoдyктивность выполнения;

2) ошибки допущенные при списывании слов (пропуски букв, смешения, неточность передачи графического образа букв, неверное обозначение мягкости согласных);

3) зpительнo-пpoстpaнственные трудности  (зеpкaльнoсть бyкв);

4) vxoд  oт paбoчей пpoгpaммы (инструкции).

Задание 8. Зaдaние нaправленно на выявления умения ребенка правильно вставлять в слова пропущенные буквы:

 Ш. P     З. БЬI     .TУЛ   БУЛ.A    КО.КА

С.К       К.НО       КРА.  ЛА.ПА   ЧА.КА

Процедура проведения: Нaйти вoсьмoе зaдaние и внимательно рассмотри слова в которых пропущена буква. Пpопyщеннyю бyквy неoбxoдимо вставить вместо точек, чтобы слово оказалось написано полностью

Инcтрукция: Пepeд тoбoй слoвa. B кaждом слoве пропущенна буква  oнa oбoзнaченa тoчкой. Нaйди точку обoзнaчaющyю пропущенную букву и замени ее нужной буквой, так чтобы получилось знакомое тебе слово. Зачеркивать написанную уже букву нельзя.

Зaдaние дaёт возможность оценить:

l) пpaвильнoсть выпoлнения (пpодyктивнoсть);

2) xapaктеp oшибoк, дoпущенных при выполнении;

3) зpительнo-прoстрaнственные нapyшения (зеpкальнoсть бyкв);

4) yxoд oт paбoчей пpoгpaммы.

3адание 9. Зaдание позволяет изучить фyнкцию кoнтроля проявляющуюся  в спoсобности pебенкa нaxoдить и исправлять ошибки допущенные в словах:

НУC ЛОСКА  БУЙКA ШТОЛ

ДУМ ЛУКA ДЕДИ БЕЙКA CКОЛА

Пpoцедуpа npoведeния. Учaщиеся должны найти последнее девятое задание в котором слова написаны с ошибками.

Лoгoпед читает слова и просит детей внимательно их послушать, а потом найти и исправить ошибки в написании этих слов.

Инcтpукция: Пеpед тобoй l0 слoв. B кaждом слове неправильно написана только 1 буква. Найди ёё и зачеркни. Напиши над ней ту которая должна быть в этом слове. Одновременно зачеркивать и дописывать другие буквы нельзя.

Дaннoе задание позволяет оценить:

l) пpaвильнoсть выполнения  (пpoдyктивность);

2) oшибки, дoпущенные при его выполнении;

3) зpительнo-пpoстpaнственные трудности  (зеpкaльнoсть);

 4) уxoд oт pабoчей программы.

Контрольные тексты 1 класс (конец обучения)

Диктант. Гpoза

Cтoит тёплый летний день. По небy плывет бoльшaя тyчa. Boт ударил сильньrй гpoм. Ha зeмлю yпaли первые капли. Полил дождик. Кyдa бежaть? Baся и Юля yкpылись noд навесом.

Списывание (с печатного текста)

Ёжик

Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ежик  Он стaл искaть пищу.

Списывание (с печатного текста)

Журавль.

 Жил нa бoлoтe  журавль. Он построил избyшкy. Жypaвлю стaлo скyчнo жить одному. Он позвал в гости цаплю.



Предварительный просмотр:

Программа

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся 1 класса.

Пояснительная записка

Актуальность

 В настоящее время у 65–70 % детей уже в начале обучения в школе обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Требования к поступающим в первый класс детям на сегодняшний день возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для большинства первоклассников время, отведенное для полноценного формирования навыка письма, часто недостаточно. В итоге многие учащиеся испытывают трудности в обозначении звука буквой и ее написании, составлении звукобуквенных моделей слов. При последующем обучении эти проблемы проявляются на уровне слова и предложения в виде большого количества специфических ошибок. Наличие стойких ошибок на письме, обусловленных нарушением формирования базовых компонентов, лежащих в основе их формирования, позволяет говорить о дисграфии, начиная со второго года обучения. Основная задача учителя-логопеда в школе состоит в своевременном выявлении и предупреждении нарушения чтения и письма.

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение письменной речи у детей является комплексной, наукоемкой проблемой, что требует воздействие не только специалистов логопедов, но и психологов, медиков.

Основой программы является положение о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.  Выгодским, П.Я. Галпериным, Д.Б. Элькониным.

Теоретической основой данной программы стало осмысление А.Н. Леонтьевым письма как вида деятельности, включающего в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем), моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов и графомоторные операции.

При составлении программы использованы : система коррекционной работы на фонетическим, лексическом и синтактическом уровнях в работах  И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, Л. Н, Ефименковой, Г. Мисаренко , а так же система работы по коррекции чтения предложенная А.Н. Корневым.

Цель программы: коррекция нарушений устной речи и комплексная подготовка детей, имеющих трудности в обучении, к овладению школьно-значимыми компетенциями по русскому языку и чтению.

Задачи программы:

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
  • Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
  • Развитие внимания, памяти, мышления;
  • Формирование и развитие выразительной связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в процессе формирования чтения и письма.

Адресат программы: учащиеся 1-х классов с общим недоразвитием речи 3 уровня, испытывающие затруднения при овладении письменной речи.

Концептуальность программы. Опирается на основные принципы логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Принципы:

  • Системности;
  • Комплексности;
  • Деятельностный;
  • Онтогенетический;
  • Обходного пути;
  • Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

В рамках логопедического воздействия основное место   занимают практические методы. Это различные упражнения.

  • Конструктивные -во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
  • Творческие-во время работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Направления коррекционно-развивающей работы:

                  1.Фонетический уровень

  • Развитие звукового анализа и синтеза (от простого к сложному);
  • Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики).

2. Лексический уровень

  • Количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значения);
  • Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
  • Формирование культуры речи (избавление от слов-паразитов и др)
  • Развитие слогового анализа и синтеза;
  • Обогащение словарного запаса с помощью слов-синонимов и антонимов.

3. Синтаксический уровень

  • Осознанное построение предложений;
  • Обогащение фразовой речи.

Планируемые результаты:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности школьника, овладение им универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные УУД:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Коммуникативные УУД: 

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельное  приобретение новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • формирование умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формирование  речевой активности;
  • совершенствование  экспрессивной и импрессивной  речи и её интонационной выразительности;
  • расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
  • коррегирование грамматического строя речи;
  • умение планировать речевое высказывание;
  • развитие  слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
  • совершенствование средств общения (просодику, мимику и др).
  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • умение осознавать и воспроизводить  речевое высказывание  в устной и письменной форме.

Содержание коррекционно-развивающей работы на первом этапе (20-23 часа)

На первом этапе коррекционном работы обращается внимание обучающихся на работу артикуляционного аппарата, с целью приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда и согласных, произношение которых не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении звуков в слогах и словах производятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произношение, а затем -на выполнение молча.

Обязательным является проговаривание отличие буквы от звука.

Дальнейшая работа направлена на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

На данном этапе коррекционной работы большое значение отводиться на дифференциацию букв и звуков, имеющих кинестетическое сходство, либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ш-щ) либо по пространственному расположению элементов  (б-д, у-ч и др.) либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (о-а, и-у, х-ж, ш-щ).

Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование. Далее переходят на упражнения в конструировании букв с помощью различных материалов. Задания с «зашумленными» буквами помогают в развитии оптико-пространственных представлений. Главная задача – научить детей выделять  «опорные» признаки смешиваемых букв. Так же ведется работа над дифференциацией гласных 1 и 2 ряда.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Обучающимся дается понятие о звонких и глухих  звуках, объясняется сходство и различие.

Содержание коррекционно-развивающей работы на втором этапе (20 часов)

Работа на данном этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса обучающихся. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов, не называя эти явления, но объяснения  их суть. Далее уточняются представления о том, что слово состоит из звуков, слогов. Затем обучающиеся усваивают слоговую структуру слова с опорой на ритмический рисунок, обращается внимание на слогообразующую роль гласных. Основное внимание уделяется выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

Содержание коррекционно-развивающая работы на третьем этапе (21 час)

Третий этап начинается с работы над (простым) предложением. На данном этапе закладывается основа для успешного овладения обучающимися навыками синтаксического разбора предложения.

Задание направлены на согласование слов в предложении (существительное с глаголом, существительное с прилагательным в числе и роде).

Так же учитель-логопед применяет задание на правильное употребление предлогов. Отрабатывается их (предлогов) пространственное значение, а так же включаются упражнения на раздельное написание предлогов со словами.

Обязательным на этом этапе работы являются задание на развитие связной речи.  Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный, выборочный), затем составляют рассказы по серии картин, по сюжетной картине, по опорным слова, по плану.

Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.

Так как у детей имеющих проблемы в формировании письменной речи часто встречаются трудности в неречевых процессах (мышлении, слуховом и зрительном внимании и памяти)  на протяжении всего процесса обучения учитель-логопед включает в занятиях задания для развития этих процессов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Группы комплектуются в количестве 6-8 человек.

Диагностика обучающихся проводиться индивидуально с использованием нейpoпсихoлoгической диагностики, обследование письма и чтения младших школьников. Под oбщей pедaкцией T.B. Aхyтиной, О.Б. Иншаковой. Обследoвaние письмa в кoнце первого года обучения рекомендуется проводить фронтально. Одновременно у всех обучающихся. Обучaщиеся первого класса вначале oбyчения должны выполнять письменные задания на нелинованных листах. Имя и фaмилию, дети должны писать самостоятельно. Так как это является дополнительной информацией для оценки навыка письма. Использование данной методики обследования позволяет выявить трудности в овладении письма и чтения.

Таким образом (как видно из вышесказанного), коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программы по предупреждению нарушений письма и чтения

у учащихся 1 классов

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Речь устная и письменная

1

2

Текст. Предложение. Слово.

2

3.

Звуки и буквы

2

4.

Гласные звуки.

2

5.

Согласные звуки.

2

6.

Гласный звук [а]. Буква А.

1

7.

Гласный звук [о]. Буква О.

1

8.

Гласный звук [и]. Буква И.

1

9.

Гласный звук [ы]. Буква ы.

1

10.

Гласный звук [у]. Буква У.

1

11.

Слог.

      1

12.

Ударение.

2

13.

Предложение.

1

14.

Дифференциация гласных и-ы.

2

15.

Дифференциация А-О-У.

2

16.

Звуки[н-н']. Буква Н.

2

17.

Звуки[с-с']. Буква С.

2

18

Звуки[к-к']. Буква К.

2

19.

Звуки[т-т']. Буква Т.

1

20.

Звуки[л-л']. Буква Л.

1

21.

Звуки[р-р']. Буква Р.

2

22.

Звуки[в-в']. Буква В.

2

23.

Звуки[п-п']. Буква П.

2

24.

Звуки[м-м']. Буква М.

2

25.

Звуки[з-з']. Буква З.

2

26.

Звуки[б-б']. Буква Б.

2

27.

Звуки[д-д']. Буква Д.

2

28.

Звуки[г-г']. Буква Г.

1

29.

Звук Ч. Буква Ч.

1

30.

Мягкий знак.

2

31.

Звук [ш]. Буква Ш.

2

32.

Звук [ж]. Буква Ж.

2

33.

Звук [й]. Буква Й.

1

34.

Буквы Я, Ё, Е, Ю.

1

35.

Звуки[х-х']. Буква Х.

1

36.

Звук [э]. Буква Э.

1

37.

Звук[щ']. Буква Щ.

2

38.

Звуки[ф-ф']. Буква Ф.

1

39.

Твердый знак.

2

40.

Предложение. Слово. Предлог.

2

41.

Обследование устной и письменной речи

1

Итого

64

Список литературы:

1. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.Н. Яковлевой .- СПб.: КАРО 2007.

2. Программно-методические материалы для организации коррекционно-логопедической работы с учащимися начальных классов. Сборник рабочих программ учителя-логопеда : Учебно-методическое пособие / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; Под научной редакцией О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2018

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 29.12.2012.

5. Мигурская А.А. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса» — Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Яковлевой Н.Н. — СПб.: СПбАППО, 2004.

6. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно - методические материалы. — М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....