Система работы по развитию процессов фонематического восприятия
материал по логопедии

Калинина Ксения Михайловна

Система работы учителя-логопеда по формированию процессов фонематического восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система коррекционной работы по развитию фонематического восприятия

Период: подготовительный.   Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

Содержание: Развитие у детей интереса и внимания к звукам окружающим нас,  в том числе к звукам речи. Установка на восприятие звуков неречевых и речевых  через использование специальных игр и упражнений.

Количество занятий: 2-3 логопедических занятия, в течение 1 учебной недели  во время уроков русского языка и  литературного чтения по  2-3 минуты.

Период: основной. Цель: развитие фонематического восприятия.

1 этап: Различение гласных        звуков

1.1.  Различение а, у, и

1.2. Различение э,  о, ы.

1.3. Различение у-о, и-э.        

Содержание: Выделение из потока звуков гласных, после уточнения их артикуляции и слухового образа.  Работа над каждым звуком, строится в такой последовательности:

- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

- Вычленение звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова

Количество занятий: 8 -9 логопедических занятий; учителем в течение 2 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

2 этап: Различение согласных звуков

Содержание: Работа над каждым звуком, строится в такой последовательности:

- Узнавание звука на фоне других звуков;

- Определение наличия звука в слове;

- Определить место звука в слове  (начало, середина, конец слова);

- Определение количества звуков в слове (используются слова со звуками, над которыми уже была проведена работа).

Работа по дифференциации согласных звуков осуществляется по следующему плану:

а) уточнения артикуляторного и слухового образа звуков, акцентуация их  отличий;

б) Дифференциация изолированных звуков;

в) Дифференциация изучаемых звуков в слогах;

г) Дифференциация звуков в словах.

2.1. Различение согласных звуков раннего онтогенеза        

Количество занятий: 8 -9 логопедических занятий; учителем в течение 2 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

2.2. Различение твердых и мягких согласных

Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

2.3. Различение глухих и звонких согласных

Количество занятий: 8-9  логопедических занятий;  учителем в течение 2 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

2.4. Различение шипящих и свистящих согласных

Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

2.5. Различение сонорных звуков

Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

3 этап: Формирование сложных форм фонематического восприятия.

Содержание: На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков и их характеристику. Происходит постепенное усложнение  речевого материала:

-односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога;

- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;

-двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова;

- трехсложные слова и т.д.

Количество занятий: 11 - 12 логопедических занятий; учителем в течение 3 учебных недель  во время уроков русского языка, чтения по  2-5 минут

Занятия проводятся как логопедом на логопедическом занятии, так и учителем во время уроков русского языка, чтения 3-4 раза в неделю. Все время индивидуального занятия может быть уделено развитию фонематического восприятии или же некоторая его часть,  на фронтальном занятии этому вопросу необходимо также уделять внимание. Упражнения по развитию фонематического восприятия следует включать в занятие в качестве организационного момента, отдельного блока, физкультурной паузы. Не следует использовать упражнения всегда в «чистом» виде, тем более объявлять об этом ребенку. Нужно постараться так продумать занятие и использование  упражнений, чтобы ребенок не уставал. Сменяя виды деятельности и упражнений, логопед должен проводить сюжетную линию и подчинять содержание поставленной цели.

                



Предварительный просмотр:

период

этап

подэтапы

содержание

Примерные упражнения

Количество занятий

Подготовительный

Развитие слухового внимания и восприятия

Развитие у детей интереса и внимания к звукам окружающим нас,  в том числе к звукам речи. Установка на восприятие звуков неречевых и речевых  через использование специальных игр и упражнений

«Кто хлопал?», «Что звучит?», «Что шумит?»,  «Тихо-громко», «Найди картинку», «Кто летает?»,  «Запомни слова»

2-3 логопедических занятия,

2 учебные недели – в течение урока  2-3 минуты

Основной

Различение гласных

1. Различение а, у, и

2. Различение э,  о, ы.

3. Различение у-о, и-э.

Выделение из потока звуков гласных, после уточнения их артикуляции и слухового образа.

Работа над каждым звуком, строится в такой последовательности:

- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

- Вычленение звука в начале в конце слова. Определить
первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

«Первый звук», «Подбери букву»

«Одинаковое начало», «Подбери картинку», «Колокольчик», «Лото», «Место звука»

8 -9 логопедических занятий,

3 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут

Различение согласных

 Различение согласных звуков раннего онтогенеза

Выделение из потока звуков согласных раннего онтогенеза, после уточнения их артикуляции и слухового образа.

Работа над каждым звуком, строится в такой последовательности:

- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

- Вычленение звука в начале в конце слова. Определить
первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

- Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

«Флажок»,  «Подбери картинку», «Найди предметы», «Придумки», «Незаконченное слово», «Раскрась слово», «Лишняя картинка», «Поймай звук», «Кодировщики».

8 -9 логопедических занятий,

3 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут

Различение твердых и мягких согласных

Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков осуществляется по следующему плану:

а) уточнения их артикуляции и слухового образа звуков, акцентируются отличия;

б) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

в) Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.

г) Дифференциация твердых и мягких звуков в словах.

        

«Флажок»,  «Подбери картинку», «Найди предметы», «Придумки», «Незаконченное слово», «Раскрась слово», «Лишняя картинка», «Поймай звук», «Кодировщики», «Сортировщики», «Лото», «Место звука», «Загадки».

15 - 16 логопедических занятий,

4 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут

Различение глухих и звонких

Работа по дифференциации звонких и глухих согласных звуков осуществляется по следующему плану:

а) уточнения их артикуляции и слухового образа звуков, акцентируются отличия;

б) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

в) Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.

г) Дифференциация твердых и мягких звуков в словах.

«Звонок»,  «Подбери картинку», «Найди предметы», «Придумки», «Незаконченное слово», «Раскрась слово», «Лишняя картинка», «Поймай звук», «Кодировщики», «Сортировщики», «Лото», «Место звука», «Загадки».

15 - 16 логопедических занятий,

4 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут

различение шипящих и свистящих

Работа по дифференциации шипящих и свистящих  согласных звуков осуществляется по следующему плану:

а) уточнения их артикуляции и слухового образа звуков, акцентируются отличия;

б) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

в) Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.

г) Дифференциация твердых и мягких звуков в словах.

«Звонок»,  «Подбери картинку», «Найди предметы», «Придумки», «Незаконченное слово», «Раскрась слово», «Лишняя картинка», «Поймай звук», «Кодировщики», «Сортировщики»,  «Загадки»

8-9 логопедических занятий,

3 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут

различение сонорных

Работа по дифференциации сонорных  согласных звуков осуществляется по следующему плану:

а) уточнения их артикуляции и слухового образа звуков, акцентируются отличия;

б) Дифференциация изолированных твердых и мягких звуков.

в) Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.

г) Дифференциация твердых и мягких звуков в словах.

«Подбери букву»,

«Одинаковое начало», «Раскрась слово», «Лишняя картинка», «Поймай звук», «Кодировщики», «Придумай слово», «Сортировщики».

8-9 логопедических занятий,

3 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут

Формирование сложных форм фонематического восприятия

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков и их характеристику.

Происходит постепенное усложнение  речевого материала:

-односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога;

- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;

-двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова;

- трехсложные слова и т.д.

«Составь слова», «Какая буква пропущена», «Поселим звуки», «Сколько звуков», «Придумай слова», «Подбери картинку», «Звуковой поезд», «Измени слово»

8-9 логопедических занятий,

3 учебные недели  в течение урока русского языка, чтения   2-5 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распрастранение опыта работы по теме "Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"

Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка"Систем...

Система работы по развитию у учащихся познавательных навыков в процессе изучения ими программы «Разговор о правильном питании»

Формирование у учащихся культуры здорового питания через курс внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании " для 1 - 4 классов...

03. Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников

Контингент учащихся начальных классов за последние годы претерпел значительные изменения. У большинство учащихся 1 класса отмечается нарушение речи, которое проявляется в нарушение звукопроизношения; ...

статья "Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников"

Статья предназначена для учителей-логопедов, в ней представлены упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия младших школьников...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не ...