03. Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников
картотека по чтению
Контингент учащихся начальных классов за последние годы претерпел значительные изменения. У большинство учащихся 1 класса отмечается нарушение речи, которое проявляется в нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; нарушение сложных форм словообразования; недостаточной сформированности связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий). Данный материал содержит примеры заданий, направленных на преодоление данных нарушений у учащихся младших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 29.83 КБ |
razvitie_fonetiko-fonematicheskogo_vospriyatiya_u_u.o._shkolnikov.pptx | 610.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников
Контингент учащихся начальных классов за последние годы претерпел значительные изменения. У большинство учащихся 1 класса отмечается нарушение речи, которое проявляется в нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); выраженная дислексия; дисграфия.
При обучении чтению учащиеся с трудом соединяют буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;
7) «угадывание» слов.
Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.
Развитие фонетико-фонематических представлений у учащихся включает следующие разделы:
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия.
Предлагаю рассмотреть все разделы обучения подробнее.
Развитие языкового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:
- Развитие анализа структуры предложения.
- Развитие слогового анализ и синтеза.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие анализа структуры предложения.
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
- придумать предложения с определённым количеством слов.
Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
- составить графические схемы данного предложения;
Здесь проговариваются правила записи предложений:
предложение начинается с заглавной буквы;
слова в предложении пишутся отдельно;
в конце предложения ставится точка;
- определить место слова в предложении.
Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
- поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
- составить предложение из слов, данных в беспорядке.
- выделение предложения из текста.
Задание: найти границы предложения:
Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.
Развитие слогового анализ и синтеза.
Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:
Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.
Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.
машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА
Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Рекомендуются следующие задания:
Придумай слово с двумя, тремя слогами.
Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Выделение звука на фоне слова.
Предлагаются следующие задания:
Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.
Зайка.
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.
Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
Определи место звука в слове, распредели картинки.
Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
Развитие фонематического восприятия
Работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
Работа проводится по плану:
Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
Формирование умения определять наличие звука в слое.
Определение звука в слове.
Выделение слова с данным звуком из предложения.
По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками
Список литературы:
1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие фонетико-фонематических представлений Развитие языкового анализа и синтеза Развитие фонематического восприятия
Развитие языкового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях: Развитие анализа структуры предложения. Развитие слогового анализ и синтеза. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие анализа структуры предложения .
«Поезд»
«Шифровка» ма шина, ли сица, на род – МАЛИНА . ве тер, се мя, ло пата – ВЕСЕЛО ко лос, ро та, ва за – КОРОВА
Развитие фонематического анализа и синтеза.
придумать предложения с определённым количеством слов. составить графические схемы данного предложения; определить место слова в предложении. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении. составить предложение из слов, данных в беспорядке. выделение предложения из текста.
Развитие слогового анализа и синтеза.
«Паровоз» «Сочиним сказку»
«Измени звук» КОСТЬ-ГОСТЬ ПАРТА-КАРТА МОЛЬ-БОЛЬ
«Цепочка слов»
Развитие фонематического восприятия
Список литературы: Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000. 2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996. 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001. 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004. 5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994. 6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития
В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....
Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников
При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение...
Особенности развития внимания и восприятия у младших школьников с нарушением слуха.
Выступление на родительском лектории...
статья "Развитие фонетико-фонематического восприятия у младших школьников"
Статья предназначена для учителей-логопедов, в ней представлены упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия младших школьников...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....
- Мне нравится (3)