Логопедическая программ "Коррекция дисграфии и дизорфографии у учащихся 4 класса"
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Теребило Татьяна Владимировна

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости учащихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от 29.08.2022г. № 12

Утверждено

приказом директора школы

от 31.08.2022г. № 428

___________Логопедическая программа_______

(наименование программы)

«Коррекция__ дисграфии и дизорфографии                                                                                 у учащихся__4  _классов»__________

для групповой  работы с учащимися 4 класса

 (направление программы)

_______________2022-2023гг._____________________

(срок реализации программы)

Программу составила: Теребило Татьяна Владимировна, учитель-логопед высшей категории

Когалым, 2022г.

Пояснительная записка

Данная индивидуальная рабочая программа разработана на основе:

  • ФЗ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 № ИР – 535/07;
  • Приказ Министерства  образования и  науки  Российской  Федерации  (Минобрнауки России)        от 30 августа 2013

№1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России №1598 регистрационный № 35847 от 3 февраля 2015г.);
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189

«Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПин 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 №26;

  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 14 декабря 2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение нарушений устной и письменной речи, у учащегося 4 класса.

Адресат: учащийся 4 класса, имеющий заключение «Акустическая дисграфия. Дизорфография»

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости образно- пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Дизорфография - стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием речевых и неречевых психических функций.

Характеристика детей, имеющих дисграфию, дизорфографию.

Для данных детей характерны трудности в овладении навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа – выделение 1-го и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец слова). Детям трудно устанавливать соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с –ь-, с йотированными гласными Я,Е,Ё,Ю. Все это выражается в следующих ошибках: пропуски гласных букв в середине слова, недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв.

Кроме того, у этих детей, часто встречается замена и смешение букв, близких по артикуляторно-акустическому укладу звуков (т-д, п-б, с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ц, ч -щ, щ - с, р-л).

Многочисленное количество ошибок на смешение букв по кинетическому сходству (о/а, б/д, п/т, х/ж, л/м, и/у и др.)

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Данная рабочая программа составлена на основе нескольких коррекционных программ. За основу взято методическое пособие А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой, пособие О.Н. Яворской,  Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Крутецкой В.А,

Занятия с данным обучающимся рассчитаны на 2 раза в неделю, индивидуально, продолжительностью 30 минут.

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости учащегося; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению дисграфии и дизорфографии решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения; (если этот этап не был пройден ранее)
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо        специфических,        существует        ряд        общих        задач,        решение        которых        осуществляется        на        всех        этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащегося;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Основные направления работы.

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

а) Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.

б) Дифференциация звуков на слух и в произношении.

         в) Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

  1. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза ( простое и сложное предложение, текст).

  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  • развитие качественной характеристики лексических значений;
  • выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
  • развитие внимания и интереса к слову;
  • развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
  1. Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

  2. Развитие диалогической и монологической форм речи.
  3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащегося к концу коррекционного обучения:

Обучающийся должен знать и уметь:

  • различать  гласные  и согласные звуки, мягкие и твѐрдые согласные, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • правильно произносить звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком, выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, соотносить количество звуков и букв в словах;
  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
  • различать согласные по звонкости/глухости и по артикуляторно-акустическим признакам;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; писать с заглавной буквы имена собственные; раздельно писать предлог со словом;
  • дифференцировать буквы, имеющие кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о,        и/у,        б/д,        п/т, л/м, х/ж;
  • выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • писать под диктовку текст, проверять правильность написанного.

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в еѐ содержании и реализуются в ходе изучения следующих разделов и тем:

  1. Создание предпосылок для коррекционного обучения.

  • развитие памяти, внимания;
  • мышления, ориентировки во времени и пространстве, на листе бумаги;
  • мелкой моторики.
  1. Коррекционная работа на фонетическом уроне.

  • гласные первого и второго ряда;
  • звуко-буквенный анализ слов;
  • дифференциация гласных первого и второго ряда;
  • два способа обозначения мягкости согласных на письме;
  • дифференциация букв, имеющих кинетическое и оптическое сходство;
  • дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

  • дифференциация звонких и глухих парных согласных;
  • оглушение звонких согласных.
  1. Коррекционная работа на лексическом уровне.

  • состав слова;
  • образование слов (приставка, суффикс);
  • предлоги;
  • антонимы;
  • синонимы;
  • омонимы.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

  • согласование слов;
  • падежное управление;
  • простые и сложные предложения;
  • работа с текстом.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителя-логопеда:

  • Китикова А.В Рабочая тетрадь по устранению дизорфографии у младших школьников (комплект пособий).
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с. + CD диск . (Логопедия в школе.)
  • Крутецкая В.А 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии, Санкт-Петербург, 2016г.
  • Яворская О.Н Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы),Санкт-Петербург, 2010-132с. КАРО
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов психологических специальностей / И.Н. Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика);
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей- логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2015. – 360 с.: ил. Коррекционная педагогика
  • Чистякова О.В Исправляем дисграфию,500 упражнений для учащихся 1-4 классов – Санкт-Петербург,2016г, 221с, ЛИТЕРА.
  • Аскульская Л.В Предупреждение и коррекция дизорфографии М.: Владос,2018г-127с.

Материально – техническое и информационное обеспечение:

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
  2. Психологический центр "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/
  3. Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/
  4. Логопункт.ru        http://www.logopunkt.ru/
  5. Логопед.ру        http://www.logoped.ru/index.htm/
  6. Логопед        http://logopediya.com/
  7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр        http://logozavr.ru/
  8. Логобург        http://logoburg.com/
  9. Журнал "Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/
  10. Дефектология для Вас        http://defectus.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

логопедических занятий  с учащимися 4 класса имеющих акустическую дисграфию осложнённую дизорфографией.

на 2020-2021  учебный год. Всего 60 занятий.

С введением нового ФГОС в календарно-тематическое планирование вносится информация  о характеристике основных видов деятельности ученика. Условные обозначения, используемые в таблице                                                                                                                                                                               Л. – личностные УУД,  П.- предметные УУД,  М.- метапредметные УУД.

№ урока

Название разделов и тем

Количество

часов на раздел

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(предметные)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(личностные и метапредметные)

Плановые сроки прохождения

Фактические  сроки (или коррекция)

Обследование учащихся

      1

     2

I Раздел

Предложение

Предложение. Слово

Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения.

        6

        1

        1                              

- обобщение представлений о предложении как единице высказывания;

- деление предложения на слова;

-составление предложений из слов 

- систематизировать знания и понятия по теме «Предложение».

- научить правильно грамматически оформлять предложение.

 

Л.: Проявлять: интерес к изучению темы; ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения;                             М.: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Л.: Адекватно понимать причины успеха в работе

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Освоение начальных форм рефлексии

    3

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

          1

- формировать понятие о видах предложения по цели высказывания(повествовательные, вопросительные, побудительные);

- развивать умение находить в тесте и составлять самомтоятельно;

- развивать устную и письменную речь, память, мышление.

Л.: Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                                   М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Аргументировать свою точку зрения.

    4

Главные члены предложения. Распространённые и нераспростанённые предложения.

         1

- познакомиться с распространенными и нераспространенными членами предложения;

- совершенствовать орфографические навыки

Л.: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Аргументировать свою точку зрения.

    5

Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

         1  

- различать главные и второстепенные члены предложения; выявлять особенности каждого второстепенного члена предложения: по вопросу, по значимости и обозначению в предложении.

- уметь отличать : определение, дополнение, обстоятельство; опираясь на памятки определять их в тексте.

Л.: Адекватно понимать причины успеха в работе

М.: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    6

Количественный и последовательный анализ предложений на слова.

         1

- анализировать и синтезировать предложения.

- уметь определять порядок слов в предложении;

- уметь использовать схемы для предложений;

Л.: Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                                   М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Аргументировать свою точку зрения.

     

     7-8

Раздел II

Дифференциация гласных.

Дифференциация предлогов и приставок.

Различение на письме гласных а-я слогах, словосочетаниях, предложениях.

Предлоги. Значение, правописание.

       

           8

         

           2

 

- - уметь различать на письме гласные а-я;

-упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом

Л.: Формирование мотивации к творческому труду. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                     М.: Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

   9-10

Различение на письме гласных о-ё слогах, словосочетаниях, предложениях.

Приставки. Значение, правописание.

        2

- уметь различать на письме гласные о-ё;

- получить углубленные знания о приставке как значимой части слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.

Л.: Формирование мотивации к творческому труду. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

М.: Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  11-12

Различение на письме гласных у-ю,  в слогах, словочочетаниях, предложениях.

Дифференциация предлогов и приставок.

         2

- уметь различать на письме гласные у-ю;               - закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге;   -совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

Л.: Адекватно воспринимать оценку педагога

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Аргументировать свою точку зрения.

  13-14

Различение на письме гласных ё-ю,  в слогах, словочочетаниях, предложениях.

Дифференциация предлогов и приставок

          2

- уметь различать на письме гласные ё-ю;               - закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге;   - совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

Л.: Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                                   М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Аргументировать свою точку зрения.

 

 15-16

Раздел III

Ударение.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Ударение в двусложных и трехсложных словах.

         6

     

         2

- уметь объяснять роль ударения;                    -уметь ставить ударение двусложных и трёхсложных словах;

-закреплять навыки дифференциации гласных на письме.

Л.: Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в работе

М.: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в деятельности. Овладение логическими действиями сравнения, анализа

  17-20

Ударные и безударные гласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова.

          4

- отрабатывать навык нахождения безударной гласной в корне слова,  - подбирать однокоренное проверочное слово;                     - развивать орфографическую зоркость.

Л.: Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в работе

М.: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в деятельности. Овладение логическими действиями сравнения, анализа

 

  21-22

Раздел III

Твёрдые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных на письме.

           7

          2

 

- находить буквы мягких согласных;

определять способ обозначения мягкости согласных;

-  закреплять умение обозначать мягкость согласных звуков на письме  мягким знаком;

- уметь соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком; подбирать примеры слов

с мягким знаком;

Л.: Проявление познавательного интереса к  учебному материалу

М.: Умение самостоятельно  формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала; оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей

 23-24

Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных

        2

- развивать умение находить буквы  мягких согласных;

- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме;              

- развивать наблюдательность, фонематический слух и орфографическую зоркость.  

Л.: Осознавать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

М.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

25-26

Разделительный твёрдый знак

        2

- развить умения писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.

Л.: Осознавать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

М.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

27-28

Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

       2

- закрепить знания учащихся в написании слов с разделительным ъ знаком и разделительным ь знаком; умение применять по схеме

правила правописания твердого и мягкого знаков в словах.

Л.: Развивать умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции.

М.: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

  29-30

Раздел IV

Звонкие и глухие согласные.

Состав слова.

Правописание парных

звонких и глухих согласных в корне слова.

        13

       

         2

- развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слова.

Л.: Развивать умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции.

М.: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  31-32

Непроизносимые согласные.

         2

- учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Л.: Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в работе

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Освоение начальных форм рефлексии

    33

Различение звуков [б], [п]  и букв б-п в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Состав слова. Корень.

Родственные слова.

        1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [б] – [п];

- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;

Л.: Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в работе

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Освоение начальных форм рефлексии

   34-35

Различение звуков [д], [т] и букв д-т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Родственные слова.

         2  

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [д] – [т];

- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;

Л.: Формирование мотивации к творческому труду. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

М.: Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

   36-37

Различение звуков [в], [ф] и букв в-ф в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Суффикс.

         2

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [в] – [ф];

-учить распознавать суффиксы в словах; отмечать их графически

-развивать умения разбирать слова по составу.

Л.: Формирование мотивации к творческому труду. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

М.: Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

   37-38

Различение звуков [г], [к] и букв г-к в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Приставка.

         2

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [г] – [к];

акустическое сходство;

-закрепить знания о приставке, как значимой части слова стоящей перед корнем.

Л.: Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Освоение начальных форм рефлексии

   39

Различение звуков [с], [з] и букв с-з в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Разбор слова по составу.

        1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [с] – [з];

- уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Л.: Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

М.: Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза. Освоение начальных форм рефлексии

    40

Различение звуков [ш], [ж] и букв ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Разбор слова по составу.

         1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [ш] – [ж];

- уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.

Л.: Планирование предстоящей деятельности

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

   

    39

Раздел V

Непарные звонкие и глухие согласные, схожие по звучанию.

Части речи.

Различение звуков [с], [ш] и букв с-ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Имя существительное.

Род, число имен существительных.

                           

          7

          1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [с] – [ш];

- познакомить учащихся с алгоритмом определения рода род имен существительных, изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Л.: Планирование предстоящей деятельности

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    40

Различение звуков [з], [ж] и букв з-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Предложно-падежные конструкции имён существительных.

         1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [з] – [ж];

- актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных, дать представление о значении предложного падежа в процессе работы с текстом и словом.

Л.: Планирование предстоящей деятельности

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    41

Различение звуков [с], [ц] и букв с-ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Имя прилагательное.

         1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [с] – [ц];

- систематизировать  знаний учащихся об имени прилагательных;

обобщить и совершенствовать знания о лексико-грамматических признаках прилагательных.

Л.: Планирование предстоящей деятельности

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    42

Различение звуков [ч], [щ] и букв ч-щ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Предложно-падежные конструкции  имён прилагательных.

        1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [ч] – [ш];

- актуализировать и упорядочить знания детей о именах прилагательных, дать представление о значении предложного падежа в процессе работы с текстом и словом.

Л.: Планирование предстоящей деятельности

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

   43

Различение звуков [ч], [ц] и букв ч-ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Глагол. Изменение глаголов по числам и временам.

         1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [ч] – [ц];

 - закрепить знания учащихся о глаголе, как части речи;

- развивать навык выделения глаголов из потока письменной и устной речи; умение определять у глагола время, число, вид.

Л.: Соблюдение речевого этикета при общении

М.: Умение контролировать ход своей деятельности , пользоваться специальными способами самоконтроля

    44

Различение звуков [ч], [т] и букв ч-т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Правописание тся-ться в глаголах.

         1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [ч] – [т];

- познакомить с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -тся, -ться;

- развить умения писать -тся и -ться в глаголах.

Л.: Соблюдение речевого этикета при общении

М.: Умение контролировать ход своей деятельности, пользоваться специальными способами самоконтроля.

    45

Различение звуков [р], [л] и букв р-л в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Правописание тся-ться в глаголах.

        1

- уметь  дифференцировать на письме звуки и буквы [р] – [л];

- познакомить с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -тся, -ться;

- развить умения писать -тся и -ться в глаголах.

Л.: Соблюдение речевого этикета при общении

М.: Умение контролировать ход своей деятельности , пользоваться специальными способами самоконтроля

    46

Раздел VI

Совершенствование речевого развития.

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

        15

         1

-расширить понятия учащихся о лексическом значении слова; уметь находить в толком словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    47

Прямое и переносное значения слов.

         1

- научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении; обогащать словарный запас.

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.:Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

      48

 

   

Антонимы

          1

     

- расширить представления об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

     49

Синонимы

          1

- создать условия для развития умений:

использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

находить слова – синонимы в словаре.

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    50

Дифференциация антонимов и синонимов.

         1

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    51

Омонимы.

         1

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    52

Словосочетание.

        1

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    53

Словосочетание и фразеологические обороты.

        1

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    54

Словосочетание и предложение.

        1

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

  55-56

Простые предложения.

        2

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

  57-58

Сложные предложения.

         2

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

  59-60

Работа с текстом.

         2

Л.: Проявлять качества сотрудничества и взаимопомощи при работе; проявлять аккуратность и терпеливость при работе в тетради.

М.: Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Календарно-тематическое планирование по коррекции акустической дисграфии и профилактики дизорфографии в 3 классе.

Период обучения составляет 60 в (2 часа в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).Задачи коррекционного обучения: 1. Развивать фонематическое восприятие;2. Обучать простым и с...

Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии и дизорфографии в условиях школьного логопункта.

Статья предназначена учителям начальной школы, учителям - логопедам школьного логопункта....

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...

Логопедическая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов с ЗПР"

Чрезвычайно актуальной для школы становится проблема выявления коррекции детей с нарушениями письменной речи. Решение этой проблемы и должна обеспечить программа по дизорфографии. Орфографически прави...