Памятка. Части речи.
методическая разработка по логопедии

Безрукова Полина Викторовна
Дети не знают названий частей предметов, оттенков действий (например, закрыть и прикрыть), путают слова между собой, значит с трудом выражают свои мысли,имеют проблемы с письменной речью. Многие орфограммы построены на проверке путем подбора проверочных слов, а как их подобрать, если ВЕСЬ твой словарь можно записать на двойном листочке. Я в своей практике все чаще встречаюсь с детьми, которые никак не могут научиться различать существительное, прилагательное и глагол. У детей совсем нет языкового чутья! Создала памятку по определению частей речи. Берем лист, складываем пополам, можно взять двойной лист, у нас должна получиться своеобразная книжечка. Делим первый лист на три равные части. Начинаем с предмета - существительного. Любой предмет можно нарисовать, любой предмет хочет стать красивым, поэтому предлагаю детям его покрасить, пусть даже этот предмет не бывает такого цвета, главное почувствовать, что это именно ПРЕДМЕТ. Например, слово СОБАЧКОЙ (с предметами в косвенных падежах всегда особенно трудно). Красим ее в красный цвет, часто приходится самой подбирать форму слова к существительному, т.е. я сама говорю: "КРАСНОЙ СОБАЧКОЙ". Спрашиваю: "Представил? Так может быть?". Обычно у детей получается почувствовать, что слова подошли друг к другу. Потом предлагаю подобрать вопрос к слову (вопросы пишем на втором листочке). Затем прошу на третьем листочке написать свой пример существительного, нарисовать картинку. После существительного переходим к глаголу - действию. Говорю ребенку, что любое действие можно делать как-то, например, ХОРОШО, БЫСТРО, ДОЛГО. Например, слово ПРИБЕЖАЛИ, прошу ребенка "подружить" его со словами хорошо, быстро или долго. Обычно у ребенка это выходит достаточно легко. Потом переходим к вопросам на втором листе, а затем опять прошу записать пример и попробовать нарисовать. Признаки - прилагательные часто определяем просто методом исключения, (их нельзя подружить с цветом, их нельзя делать быстро, долго или хорошо), но можно предложить его соединить с каким-то предметом (что иногда ооочень трудно, ведь словарь признаков мал, поэтому ребенок вообще не понимает что это слово значит), а можно обратить внимание ребенка на окончание слов - признаков, они у них какие-то "любопытные", т.е. слово удивляется ий, ая, , ого, их. Потом опять переходим к поиску на втором листе нужного вопроса к слову, а затем пишем пример и зарисовываем. Часто отработке навыка дифференциации частей речи нужно уделить несколько занятия, а потом просить ребенка самостоятельно пользоваться памяткой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-памятка "Части речи"

Буклет содержит краткую характеристику всех частей речи, с которыми знакомятся учащиеся в нвчальной школе...

Памятка "Части речи"

Памятка для учащихся по теме "Части речи"...

Памятка "Части речи"

Памятка по русскому языку "Части речи"...

Карточка-памятка: "Части речи"

Карточка-памятка может использоваться, как раздаточный материал в помощь детям на уроках русского языка в начальной школе....

Памятка "Части речи" для учащихся начальной школы

Памятка "Части речи" для учащихся начальной школы...

Словарные слова 1-2 класс с памяткой "Части речи"

Словарные слова 1-2 класс с памяткой "Части речи"...