исследовательская работа
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. И здесь имеются широкие возможности для использования  мультимедийных  игр, которые можно анимировать, сделать «живыми», благодаря чему коррекционная работа становится более разнообразной, насыщенной, плодотворной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. И здесь имеются широкие возможности для использования  мультимедийных  игр, которые можно анимировать, сделать «живыми», благодаря чему коррекционная работа становится более разнообразной, насыщенной, плодотворной.  

Для этого с помощью программы Microsoft Office Power Point с использованием триггеров и гиперссылок мной был разработан и проведен комплекс мультимедийных дидактических игр. Последовательное появление слайдов дает возможность выполнять задание в полном объеме и более внимательно. С помощью сюрпризных моментов, картинок-призов и анимации дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера.

В своей работе я учитывала методологические основы коррекции недостатков звукопроизношения, разработанные О.В.Правдиной, Ф.Ф.Рау, М.Е.Хватцевым, практические пособия таких авторов, как А.И.Богомолова, В.В.Коноваленко, Е.А.Пожиленко.

Разработанные игры проводились на индивидуальных  и подгрупповых занятиях, а также использовались воспитателями для закрепления автоматизируемых звуков. В соответствии с возрастными особенностям детей, индивидуальные занятия длились 15 - 20 минут, подгрупповые 20 – 25 минут.

Используя в коррекционно – логопедической работе ИКТ, я руководствовались СанПиН 2.4.3648 - 20 (п.12.21):

Анализируя методические аспекты совершенствования звукопроизношения  с использованием мультимедийных дидактических игр, условно было выделено три этапа работы:

I  этап - подготовительный.

Цель – формирование у детей знаний о компьютере и элементарных умений его использовать.

Основные этапы работы:

- Проанализировать развивающую предметно - пространственную среду в логопедическом кабинете. 

- Разработать комплекс мультимедийных дидактических игр. Подобрать материала для автоматизации звукопроизношения, на основании тех звуков, которые в наибольшей степени нуждаются в коррекции.

- Познакомить детей с компьютером и интерактивной доской, правилами поведения при работе с ними. Объяснить, что монитор, микрофон, мышь, помогают на занятиях и делают их интереснее.

- Сформировать правила правильного расположения: в какую руку брать мышь и как правильно держать её, на каком расстоянии необходимо сидеть. Для каждого ребенка подбиралась наиболее удобная поза, сначала детям показывали образец выполнения, затем ребенок сам пробовал выполнить игровое действие.

- Создать ситуации успеха для преодоления психологического барьера между ребенком и компьютером.

 До этого с детьми был проведен этап постановки звуков, на котором внимание уделялось развитию речевой и артикуляционной моторики, закреплению навыков речевого дыхания и развития голоса.

С детьми проводилась артикуляционная гимнастика, которая включала в себя комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих к правильному произнесению звука. Целью артикуляционной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Для каждого звука выполнялся определенный комплекс артикуляционных упражнений.

Мной использовались мультимедийные игры «Веселая прогулка», «Гимнастика для язычка», «Сказка про язычок», «Утро с котом Мурзиком» и другие.  Каждое упражнение иллюстрировано картинками, которая дает образ ребенку, какое упражнение необходимо выполнить.

Пример артикуляционной гимнастики «Щенячий Патруль. Цель -  отработка положения губ, языка, необходимых для правильного произношения звука [л]. Ход игры: Команда Щенячьего Патруля приглашает тебя в путешествие, но для того, чтобы правильно и красиво говорить, давай сделаем зарядку для язычка. Поехали! Нажимай на каждый щит и выполняй упражнение вместе с щенками.

Рис.1. Пример артикуляционной гимнастики «Щенячий Патруль»

В произношении некоторых звуков требуется сильная, целенаправленная воздушная струя. Для этого я создала подборку дыхательных мультимедийных упражнений, а также использовала интерактивные программы «Игры для Тигры» и «Мерсибо».

Например, упражнение «Ветерок». Цель - выработка плавного и длительного или резкого и короткого речевого выдоха. Ход игры: Ребенку нужно помочь ветерку раскрутить лопасти мельниц. Для этого необходимо выдохнуть через рот. При длительном плавном выдохе без пауз лопасти всех мельниц на экране начинают вращаться, при резком и коротком выдохе вращение лопастей наблюдается только у отдельных мельниц. Если задание выполнено правильно, то тигрёнок хвалит ребёнка.  Также на данном этапе мы применяли упражнения «Одуванчики», «Кораблики», «Воздушный змей», «Торт со свечками», «Снежинки», «Ветерок и жуки».

Рис.2. Пример упражнения «Ветерок»

Разработанные комплексы были предложены родителям и воспитателям для проведения речевой разминки с детьми.

II этап – основной (коррекционный).

Цель - закрепление автоматизации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных дидактических игр. 

Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Закрепление звука в речи осуществлялось от простого к сложному:

- изолированное произношение;

- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- в словах (в начале слова, в конце, в середине);

- в предложениях;

- в чистоговорках.

Игры на этапах автоматизации содержат задания на развитие памяти, прослеживающей функции глаз, развитие зрительного восприятия, задания на преобразование слов, согласование слов в роде и пр.

Изолированное произношение звука. Для автоматизации звука необходимо научиться произносить его изолированно, т.е. отдельно от других звуков. С целью изолированного произношения звуков использовали такие игры как: «Тигренок», цель - автоматизация звука [р], уточнив правильную артикуляцию, ребенок произносит звук, пока Тигренок идет по дорожке. «Летим на самолете», цель - автоматизация звука [л], длительное произнесение звука, пока самолет летит. «Насос», цель - автоматизация звука [с], Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С]. После каждого правильного произношения насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.  Приведем пример игры «Шарики Пятачка», цель - автоматизация звука [ш]. Ход игры: «Привет, меня зовут Пятачок, я очень люблю воздушные шары, но мои шарики лопаются, шипят и улетают в небо. Давай пошипим вместе с ними? Кликай мышью по шарикам, и пока он летит, четко и протяжно произноси звук Ш.

Рис.3. Пример игры «Шарики Пятачка»

Автоматизация в слогах.

Работа над автоматизацией звука в слогах шла в следующей последовательности, щелевые звуки автоматизировались сначала в прямых открытых слогах, затем в обратных и закрытых слогах. Смычные и сонорные звуки автоматизировались сначала в обратных слогах, затем — в прямых открытых. Затем отрабатывалось произношение звука в слогах со стечением согласных.

Большое место уделялось работе по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без стечений, затем — со стечением согласных. Также использовались упражнения на произношение слогов с переносом ударения.

Мной проводились такие игры: «Что жжужат жуки?», цель - автоматизация звука [ж] в прямых слогах. На полянке собрались жуки, и каждый жужжит по своему, нажимай на жука и повторяй его жжужание. «Рада красит», цель - автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Рада решила перекрасить пол и стены в комнате в разные цвета, помоги ей. Твоя задача правильно называть слоги и кликать по ним. «Лечим зайца», цель  - автоматизация звука [ц] в слогах. Логопед называет фигуру, ребенок находит её на «пластыре» и произносит слог (далее нажимает на пластырь). Пример игры «Копилка», цель - автоматизация звука [л] в прямых слогах. Ход игры: «Ребята, посмотрите это Влад, у него есть мечта купить себе машину на пульте управления, и он собирает на нее деньги. Сегодня Влад помог бабушке и дедушке по дому и за это они ему дали монеты, которые Владу надо сложить в копилку.  Называйте по очереди слоги на монетах и нажимайте на них, чтобы они оказались в копилке, следите за правильным произнесением звука [Л]. (Дети по очереди называют слоги и щелкают по монеткам, которые будут перемещаться в копилку). Спасибо, ребята, все монеты собраны и скоро Владу удастся осуществить свою мечту.

Рис.7. Пример игры «Копилка»

Автоматизация в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществлялась с опорой на слоги (ка - каша). Закрепление звука происходит в начале, затем в конце и потом в середине слова. Сперва звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем- в словах со стечением согласных.

На данном этапе с детьми проводились игры: «Подарки Дедушки Мороза», цель - автоматизация звука [з] в словах с прямимы слогами в начале слова. В Новый год Дедушка Мороз дарит подарки всем деткам, поэтому ему нужно приготовить много подарков. Посмотри, как его волшебная палочка может превращать один предмет во множество. Называй, какие подарки подготовил Дедушка Мороз. «Крепыш на прогулке», цель - автоматизация звука [л]’ в конце слова. Крепыш  отправился на прогулку. Что он там увидел? Щелкай по нему и называй, что он увидел. «Крестики – нолики», цель - автоматизация звука [ч] в словах. Первый игрок называет любое из нарисованных в клеточках слово и кликает на крестик или нолик (в зависимости от того, за какую фигуру играет данный игрок), выбранная фигура закрывает всю клетку с названной картинкой, после чего ход переходит следующему участнику. Второй игрок называет любое не названное ранее слово, и ход возвращается к первому участнику. Игра продолжается, пока не заполнятся все клетки, или один из участников не сделает цепочку из трёх одинаковых символов. Пример игры «Космическая ракета», цель - автоматизация звука [р]’ в словах в начале слова. Ход игры: « Только что мне позвонили с ракетной станции и им нужна твоя помощь. Топливо для ракеты закончилось и ракета сможет взлететь, если ты заправишь её. Твоя задача правильно назвать все картинки, нарисованные на мониторе компьютера Центра Управления Полетами. Найди ту картинку, в названии которой нет звука [р]’. Если твой ответ будет правильным, часть топлива зальется в бак. Наполни бак и ракета взлетит»!

Рис.4. Пример игры «Космическая ракета»

Автоматизация в предложениях. 

На этапе автоматизации звука в предложениях, использовались игры: «Угадай - ка – теневое лото», цель - автоматизация звука [ч] в предложениях. Посмотри, к нам в гости пришла девочка Анечка, сегодня у нее чемоданное настроение. Твоя задача отгадать по тени, то лежит в чемодане у девочки Анечки, и сообщить об отгадке полным ответом, правильно произнося звук [ч], например: "У Анечки в чемодане мячик". «Покупки бабы Капы», цель - автоматизация звука [к], в предложениях. Баба Капа отправилась за покупками, на кассе у нее получилась целая корзина продуктов. Называй полным ответом, что купила Баба Капа. «В лампе у Аладдина?», цель - автоматизация звука [л], в предложениях. Аладдин спрятал в лампу свои вещи! Крути колёсико мышки и узнаешь, что это за предметы. Попробуй, отгадай какого цвета этот предмет. Крути дальше колёсико мышки и проверь свою интуицию. Отвечай полным предложением. Пример игры «Проделки Кощея», цель - автоматизация звука [щ] в предложениях. Ход игры: Кощей сыграл злую шутку с животными леса, и от них осталась только тень. Давай расколдуем животных. Попробуй отгадать, кто сидит в ящике у Кощея, если отгадаешь, то злые чары исчезнут.

Рис.5. Пример игры «Проделки Кощея

Автоматизация в чистоговорках.

Для закрепления правильного произношения звуков в чистоговорках применялись такие игры: «Заколдованная картина», цель - автоматизация звука [с]' в чистоговорках. Нам прислали заколдованную картину, давай попробуем ее разгадать. Я буду читать текс, а ты будешь называть картинки, которые на ней нарисованы. Повтори, что получилось? Если назовешь красиво и правильно звук, то произойдет чудо. «Скажи на оборот?», цель - автоматизация [р] в чистоговорках. Посмотри на экран, что ты видишь? Я буду говорить про первую картинку, а ты про вторую, только наоборот. Например: ра-ра-ра высокая гора, ра - ра - ра – низкая гора. «1,2,3 – чистоговорки повтори», цель - автоматизация [к] в чистоговорках. Будь внимателен. Слушай, не зевай, Чистоговорки верно повторяй. А помогут тебе в этом картинки. Пример игры «Парашют», цель - автоматизация [л] в чистоговорках. Ход игры: У нас сегодня спецзадание, парашюты не могут взлететь на задание, им мешает груз. Чтобы их освободить, надо произнести слова, написанные на их коробках, если назовешь правильно, парашюты смогут подняться в воздух.

Рис.6. Пример игры «Парашют»

III этап - заключительный.

Цель – сбор необходимой информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, чтобы наметить дальнейший план коррекционно – логопедической работы с целью достижения наибольшей эффективности в автоматизации звуков у каждого ребенка. На данном этапе были выявлены так же наиболее результативные игры, упражнения, способы взаимодействия с родителями по вопросам исправления недостатков звукопроизношения.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением мультимедийных дидактических игр позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Итак, на формирующем этапе исследования были проведены занятия, согласно системе специально созданных и подобранных мультимедийных дидактических игр по автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 

На протяжении всей коррекционной работы я взаимодействовала с воспитателями и родителями. Им были предложены мультимедийные дидактические игры для закрепления звукопроизношения в домашних условиях и в индивидуальной работе с детьми. Родители проявили большой интерес к играм, вследствие чего этап автоматизации звука занимал меньше времени.  

Таким образом, в коррекционно-логопедической работе направленной на автоматизацию звукопроизношения у детей  старшего дошкольного возраста нами применялись мультимедийные дидактические игры. Их использование вызвало интерес и положительный настрой детей, помогало в течение длительного времени удерживать работоспособность детей. Организованная образовательная деятельность проводилась на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...