логопедические характеристики 1 класс ТМНР
материал по логопедии (1 класс)

Василовская Зинаида Викторовна
логопедические характеристики 1 класс ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_harakteristiki_konts_goda_1_klass_tmnr.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое представление

обучающегося 1 «Д» класса

Денис спокойный, ласковый ребенок, охотно идет на контакт, проявляет любознательность к предлагаемому материалу, игрушкам. Задания выполняет  по образцу взрослого.

Объем пассивного словаря ниже возрастной нормы. Денис правильно показывает называемые взрослым предметы (пирамидка, кукла, мяч, мишка, лиса, зайка, уточка, курочка), подает предмет взрослому по его просьбе. Понимает и показывает действия, изображенные на картинках (мишка сидит, стоит, идет, прыгает, бежит, лежит, кушает), слова обозначающие признаки: большой /маленький.

Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые вербальные инструкции в рамках конкретной ситуации и повседневного бытового общения. Мальчик соотносит предметы (полотенце, ложка, мыло, стул) с их функциональным значением. Понимает простые обобщающие понятия, после уточняющих вопросов: одежда (платье, носки, кофта), обувь (ботинки, сапоги, сандалии).

Активный словарь на низком уровне. Произносит простые слова с ноущшением произношения, но речь, как средство общения не используется.

Грамматический строй речи грубо нарушен. Понимание значений грамматических изменений слова в зачаточном состоянии. Денис дифференцирует по картинкам единственное и множественное число существительных с ударными окончаниями, после уточняющих вопросов (мяч-мячи, шар-шары). Понимает значение «большой» - «маленький», с направляющей помощью дифференцирует по картинкам существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мяч – мячик, кукла – куколка, дом - домик).

 Фразовая речь не сформирована.

Звукопроизношение нарушено. Задержанное формирование звукопроизношения. Девочка произносит гласные звуки [а], [и], [о], [э] и некоторые простые согласные звуки раннего онтогенеза [м], [п], [б], [д’], [н’], произношение звуков не всегда достаточно отчетливое.

Артикуляционная моторика нарушена. Выполняет несколько движений по подражанию в игровой форме: улыбается, открывает широко рот, высовывает язык из ротовой полости, надувает щеки. Отмечается слабость кончика языка (язык находится между верхними и нижними резцами) и выступание верхней челюсти кпереди.

Дыхание свободное. Голос тихий.В момент эмоционального оживления голос в крике - громче, звонче.

Денис ориентируется в схеме собственного тела, показывает части туловища игрушечных животных (лапы, голова, хвост). Сенсорныеэталоны у ребенка в стадии формирования. Денис неуверенно соотносит основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий.

Ребенок выполняет по подражанию некоторые движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные.

Отмечается недостаточная координация движений, и ловкость их выполнения. По просьбе взрослого ребенок выполняет прыжки на двух ногах, отрываясь носочками от пола. Мальчик ловит мяч, бросок выполняет двумя руками снизу. Выполняет движения: «полетай как птичка», «покажи, как ходит медведь» по образцу взрослого, движения нечеткие, смазанные.

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Речевое представление

обучающегося 1 «Д» класса

Мальчик эмоционально стабилен, идет на контакт с взрослым. Проявляет любознательность к предъявляемому наглядному материалу, оборудованию.

Кирилл дифференцирует контрастное звучание двух игрушек (колокольчик/погремушка), находит источник звука. Затрудняется отстучать ритмический рисунок по образцу.

Мальчик соотносит цвета в соответствии с возрастными нормативами. По просьбе педагога показывает геометрические фигуры: круг, квадрат.

Уверенно ориентируется в схеме собственного тела, показывает части тела и лица (рука, пальцы, нога, голова, туловище, уши, глаза, нос, рот, щеки, лоб) и части туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

Общая и ручная моторика нарушена. Отмечается недостаточная координация движений, и ловкость их выполнения. Мальчику доступны простые движения по имитации взрослого.

Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата не выявлено. Несколько статических упражнений ребенок выполняет близко к норме. При выполнении динамических упражнений артикуляционной гимнастики отмечаются небольшой диапазон движений, движения хаотичны.

Выдох слабый. Звуки раннего онтогенеза присутствуют не в полно количестве.

Фонематический слух не сформирован. Не осуществляет выделение на слух заданного звука ([У] – гудит паровоз) из звукового ряда.

Звукослоговая структура слова нарушена (птички – «тика», шапка – «кака», редиска – «идика», зайчик – «зяка»).

 Объем пассивного словаря не соответствует возрастной норме, мальчик показывает называемые предметы только доступной тематики,  показывает действия, изображенные на картинках, слова обозначающие признаки показывает с ошибками.

Понимает обращённую к нему речь в рамках повседневного бытового общения. Запоминает и выполняет простую инструкцию «Сложи кубики в коробку», инструкцию из двух действий, сформулированную в одной просьбе «Возьми полотенце, вытри руки». Понимает обобщающие слова: игрушки, посуда, одежда, птицы, рыбы, мебель.

 Активный словарный запас ребенка расширяется. Мальчик называет предметы одежды, обуви, посуды, игрушек, мебели и др. Различает и называет существенные детали и части предметов: у машины - колеса, кузов, кабина; у чайника – крышка, ручка. Называет звукоподражательные слова, обозначающие крики животных «клю-клю» - хрю-хрю, «кля-кля» - кря-кря, «му-му», «мам - мам» - мяу - мяу, «абабаб» - ав-ав.

Грамматический строй речи не сормирован. 

 Разговорная речь на стадии формирования. Во время рассматривания предметных картинок, иллюстраций, предметов Кирилл вступает в диалог с педагогом: слышит и понимает заданный вопрос, задает простые вопросы взрослому «А етя тё?» Подражая педагогу, старается повторять вслух новые для него слова.

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Речевое представление

обучающегося 1 «Д» класса

Алексей в контакт с педагогами вступает легко, к занятиям практически всегда  относится позитивно, похвала создает ситуацию успешности, поведение упорядоченное,не критичен к результатам собственной деятельности (не замечает собственные ошибки, исправляет их при указании). 

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Выраженные гиперкинезы и саливация не наблюдаются. Артикуляционная моторика не достаточно развита, двигательные пробы не выполняет.

 Внимание к речи окружающих у ребёнка отсутствует. Восприятие речи, также, снижено. Понимание затруднено.  Реагирует на простые инструкции (на бытовом уровне): «Подойди ко мне», «Одевайся на прогулку». Не выполняет: «Покажи яблоко на картинке», «Где красное колечко?» и т. д..  Хорошо улавливает интонацию окружающих.

Собственную речь Алексея можно охарактеризовать, как полное отсутствие общеупотребительной речи. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной и импрессивной форм речи. Недоразвитие речи носит системный характер. Активный запас слов  значительно меньше пассивного, и это всего несколько вокализаций. Также, существует небольшое количество предметов, которые ребёнок пытается назвать, но получается звукокомплекс из двух звуков или один гласный звук. Речевая активность у Алексея отсутствует.

В особенностях поведения преобладает двигательное беспокойство, импульсивность, двигательная расторможенность. Мелкая и общая моторика нарушены. Алексей ходит на цыпочках.

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Речевое представление

обучающегося 1 «Д» класса

Динамика деятельности мальчика неустойчивая, требуется значительная помощь для ее организации. Познавательный интерес у ребенка к предлагаемому материалу непродолжительный. Внимание неустойчивое, отвлекается на различные раздражители, работоспособность на низком уровне. Положительные эмоции у ребенка вызывает эмоциональный и тактильный контакт с педагогом. Мальчик работает левой рукой.

Объем пассивного словаря ниже возрастной нормы. По просьбе педагога мальчик показывает называемые предметы, Понимание вербальной инструкции снижено из-за трудностей понимания смысла слов. Ребенку доступны простые инструкции в рамках конкретной ситуации и повседневного бытового общения, сопровождаемые показом действий.

Саша соотносит предметы (кисточка, зубная щетка, расческа, мыло) с их функциональным значением. Понимает некоторые простые обобщающие понятия: игрушки, посуда.

Аморфные звукокомплексы, лепетные слова в активном словаре мальчика отсутствуют. Преимущественно ребенок использует жестикуляторную форму общения в сопровождении неоформленных голосовых реакций. Один и тот же искаженный звук употребляется ребенком для обозначения, как самого предмета, так и действия с ним.

Речь, как средство коммуникации не сформирована.

Понимание значений грамматических изменений слова в зачаточном состоянии. Саша дифференцирует по картинкам единственное и множественное число существительных после уточняющих вопросов, понимает значение «большой» - «маленький».

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата. Губы вялые, малоподвижные, рот полуоткрыт. Язык лежит плашмя на дне ротовой полости, движения ограничены. Выполняет несколько движений по подражанию в игровой форме: улыбается, открывает рот, высовывает язык из ротовой полости. Движения слабые, неточные.

Звукопроизношение. Имеются отдельные голосовые реакции, представленные звуками [а], [э], [м].

В подборе предметов по цвету, форме требуется направляющая помощь педагога.

Предметные картинки из двух частей, простые фигуры из счетных палочек составляет с направляющей помощью педагога.

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Речевое представление

обучающейся 1 «Д» класса

В течение учебного года Саша посещала индивидуальные логопедические занятия. Динамика крайне низкая.

Появилась потребность в коммуникации. Саша стала обращать внимание на игры сверстников, улыбаться им. Поведение чаще спокойное, пассивно сидит на предлагаемом месте.  Движения нецеленаправленны. Критичности к своим поступкам нет. Манипуляция предметами заключается только в хватании игрушек, скидывании их с парты, либо оральные манипуляции.

В пространстве не ориентируется, своего учебного места не знает, не может запомнить дорогу к кабинету.

 У ребенка самостоятельная игровая деятельность не сформирована. Инструкции педагога, как и обращенную речь не понимает. Полностью зависит от помощи окружающих. Редко проявляет нестойкий интерес к предлагаемым предметам и действиям, но произвольная деятельность недоступна. С предметами почти не выполняет манипуляций. Выполнение инструкций недоступно.   Возможно выполнение совместных действий (рука в руке). Поведение отличается дружелюбностью, но при этом часто присутствует безразличие к предлагаемым действиям и обращения.

Фиксирует предмет глазами; возможно прослеживание за движением предмета.

Крайне низкая концентрация и неустойчивость внимания, быстрая истощаемость; период активного внимания непродолжительный.

Мышление: грубое нарушение базовых психических функций; доступно понимание отдельных элементарных заученных инструкций, узнавание отдельных знакомых предметов; произвольной деятельности нет, манипуляции с предметами носят хаотичный характер.

Речь: спонтанно редко издает только отдельные звуки, звукокомплексы и сочетания слогов (со звуками раннего онтогенеза), не отнесенные к смыслу. В целом не понимает обращенную речь (понимает отдельные заученные слова в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора), не реагирует на интонацию. 

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Речевое представление

обучающегося 1 «Д» класса

Взаимодействие носит нестабильный характер (наблюдаются непредсказуемые реакции негативизма, неадекватного поведения). 

Эмоции проявляются спонтанно. Коммуникативная сфера не сформирована, непродуктивная активность в общении. Привлекает внимание взрослого вокализациями и жестами (хватает, протягивает руки, кричит), возможны импульсивные вспышки двигательного возбуждения, выражающиеся в хватании и разбрасывании предметов, сползании с инвалидного кресла на пол, беспричинным криком или неадекватными действиями по отношению к себе или окружающим (кусается и царапается). Поведение зависит от состояния органических потребностей.

 Полностью зависит от помощи окружающих. Интереса к деятельности не проявляет.  В действиях импульсивность, расторможенность.  Выполнение даже простых инструкций недоступно.  Наблюдается постоянный сенсорный поиск в оральной области (все предметы тянет в рот). Возможно только кратковременное выполнение совместных действий (рука в руке) в силу неустойчивости внимания и быстрой истощаемости.

  Зрительное восприятие: непродолжительно фиксирует предмет глазами; прослеживание за движением предмета кратковременное; доступно узнавание людей; рассматривание предметов в зоне ближайшего окружения.

Слуховое восприятие: возможно кратковременное сосредоточение; поиск невидимого источника звука; реагирует на музыку, слушает непродолжительное время.

Тактильное восприятие: реагирует на раздражители внешней среды при прикосновении.

 Внимание: крайне низкая концентрация и неустойчивость внимания, быстрая истощаемость; период активного внимания примерно 3 минуты.

Память: возможно непроизвольное узнавание и воспроизведение увиденного раньше, при условии создания знакомой ситуации.

Мышление: грубое нарушение базовых психических функций; доступно понимание отдельных элементарных заученных инструкций, узнавание отдельных знакомых предметов; способ выполнения действий хаотичный.

Речь: слабый контроль за движением языка и его беспричинное высовывание, постоянное слюнотечение, спонтанно издает только отдельные звуки или лепетные сочетания слогов (со звуками раннего онтогенеза), не отнесенные к смыслу. В целом не понимает обращенную речь (понимает отдельные заученные слова в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора) и чаще реагирует на интонацию. Пользуется для выражения потребностей голосовыми реакциями.

 Коррекционная работа осложнена непредсказуемыми реакциями негативизма, неадекватными поведенческими действиями (кидает, ломает, грызет пособия).

Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи тяжелой степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты заполнения логопедической характеристики (начальная школа)

Данный материал предназначен для заполнения речевых карт,логопедических характеристик и протоколов ПМПк...

План работы с родителями обучающихся 2 «В» класса(ТМНР) на 2018-2019 учебный год

План работы с родителями обучающихся 2 «В» класса(ТМНР) на 2018-2019 учебный год ...

Технологическая карта урока. Мир природы и человека. Животные зимой.4 класс ТМНР 1 вариант.

Технологическая карта урока. Мир природы и человека. Животные зимой.4 класс ТМНР 1 вариант.Учебник Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина  Мир природы и человека (1 часть) М. Просвещение 2019, стр. 19-20....

Тьюторское сопровождение в классе ТМНР.

Дарья Романовна Кожемякина, тьютор, ГБОУ средняя школа № 322...

Конспект урока по изобразительной деятельности Тема: "Шубка для белочки" (Рисование гуашью) Во 2-3 классе ТМНР

Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие» в интеграции с «окружающим природным миром»...

Рабочая программа "Человек" 1-4 класс ТМНР

Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла чел...