№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование занятия |
1. | 1. Организационный момент.
Прослушивание стихотворения.
2. Сообщение темы занятия.
| 1.Приветствие детей. 2.Проверка готовности к занятию, запись числа в тетради.
3. Прослушайте стихотворение. Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны, Но бывают звуки речи, Мы их точно знать должны! К клокочет, Г гогочет, Х хохочет, Р рычит, Щ щекочет, Ч чихает, Д долбит, Т тарахтит. П пыхтит, Б бубнит, В ворчит, Ф фырчит, С свистит, З звенит, Ш шуршит, Ж жужжит. О каких звуках идет речь в стихотворении? Вспомним эти звуки. Я называю слово-действие из стихотворения, а вы, ребята, назовите соответствующий звук. -ворчит - гогочет - хохочет - рычит и т.д.
4.Тактильная игра. Отгадайте на ощупь буквы и разложите их парами Проговорим хором каждую пару согласных. Вспомните, как мы называем такие согласные? Почему?
Сегодня на занятии мы будем тренироваться различать парные глухие и звонкие согласные. | Здороваются с учителем-логопедом. Открывают тетради и записывают число.
Слушают.
В стихотворении идет речь о согласных звуках
[В] [Г] [Х] [Р]
Дети выполняют задание у доски. Составляют пары: Г-К, Б-П, Д-Т, З-С, В-Ф, Ж-Ш Проговаривают. Парные согласные. Они образуют пару по звонкости-глухости. |
Тетради, ручки
Карточки с объёмными буквами
|
2.
| Актуализация знаний по теме: Пробуждение познавательного интереса к теме: Сравнительная характеристика звуков.
| Вспомните, чем звонкие звуки отличаются от глухих. Правильно. Молодцы. Звонкий согласный произносится с шумом и голосом, а глухой, только шумом. Для того чтобы не путать парные согласные, мы можем проверить их несколькими способами: 1 способ: закрыть уши и произнести эту пару согласных. Если вы услышите звук — значит он звонкий, если нет - то звук глухой. 2 способ: приложить руку к горлышку и произнести пару согласных. На звонкий звук мы почувствуем вибрацию голосовых связок, а если вибрации (дрожания) нет, то это глухой звук. Определить глухой звук или звонкий достаточно просто. Глухой звук запросто можно произнести шёпотом в отличии от звонкого. Звонкий звук всегда издает сотрясение голоса. Анализируем звуки каждой пары разными способами. Условно мы можем обозначить звонкие звуки колокольчиком, глухие – наушниками (ученикам предъявляются символы). | Звонкие произносятся с участием голоса, а глухие без голоса
Ученики произносят поочередно пары звонких и глухих согласных:
Г-К, Б-П, Д-Т, З-С, В-Ф, Ж-Ш
|
|
3. | Основная часть 1. Дифференциация изолированных звуков на слух. Игра «Узнай звук»
| Логопед произносит парные согласные звуки, дети должны поднять нужную карточку. (детям раздаются по паре карточек) | Дети поднимают соответствующую карточку. | карточки с изображением колокольчика, наушников |
| 2. Дифференциация звуков в слогах.
| Прослушать, запомнить, повторить ряды слогов, сопровождая картинками (наушники, колокольчик). ба-ба-па шо-шо-жо ку-гу-гу вы-фы-вы за-за-са ши-жи-ши бу-пу-бу до-то-то | Повторяют слоги, поднимая соответствующую карточку | карточки с изображением колокольчика, наушников |
| 3. Дифференциация звуков в словах. 1. Работа на индивидуальных карточках.
2.«Превращения слов».
3.«Найди ошибки». | Вставить звонкие или глухие парные согласные. Прочитать слова. Изменилось ли значение слова из-за того, что в нем изменилась одна буква?
Заменить в слове первую согласную на парную, объяснить, что поменялось (буквы, значение).
На доске написаны слова с ошибками.
Найдите в каждой строчке лишнее слово, объясните почему | Вставляют буквы. Читают слова, называют букву, которую подставили. Объясняют из-за какой буквы поменялось значение слов.
Ученики по очереди работают у доски, остальные записывают в тетрадь, обозначают звонкость, глухость парных согласных.
Дети записывают в тетрадь, исправляя ошибку. жираф, гусеница Ответы детей. | карточки с заданием
Запись на доске: Быль-пыль, дочка-точка, гол-кол, жить-шить, ваза-фаза, зуп-суп.
Запись на доске: Шираф., фолк, лиза, саяц. Форобей,кусеница, крач, тядел
|
| 4. Физкультминутка.
| 1)Игра с мячом. Логопед кидает мяч ребенку, произнося одну из парных согласных, ученик ловит и произносит вторую согласную. 2)Развитие мелкой моторики. «Стул-стол-дом» руками изображаются стул, стол и дом, на счет необходимо сменить положение рук. «Коза-заяц» - Смена положения пальцев рук, изображающие козу и зайца. 3)Глазодвигательные упражнения. Большой палец правой руки перед собой, начертить в воздухе круг вправо, проследить глазами, затем влево. Рисование восьмёрки. | Ученики выполняют заданные действия. | мяч |
| 5. Дифференциация парных звуков в словосочетаниях. 1) Работа с ребусами.
2) Составление словосочетаний. |
Разгадайте ребусы. (кошка, ветер, яблоко) Запомните эти слова.
Прослушайте слова и запомните. (Холодный, спелое, рыжая.) Ответьте на вопросы к отгадкам ребусов словами, которые запомнили. Какая бывает кошка? Какой бывает ветер? Какое бывает яблоко?
Запишите словосочетание в тетрадь. Подчеркни парные согласные. |
Ученик разгадывают ребусы. кошка
ветер
яблоко
Ученики дают ответы: рыжая кошка холодный ветер спелое яблоко
Записывают словосочетания в тетрадь. Подчёркивают парные согласные.
|
Тетради, ручки, карандаши |
| 6. Дифференциация звуков в предложениях. 1) Игра «Подбери, нужное слово».
2) Запись предложений.
| Логопед произносит незаконченные предложения. Гуси крылышками …(били), Из ручья водичку …(пили). В конце предложения ставим … (точку). Ведёт мама в садик малышку-…(дочку). У Антона болит …… (зуб). Есть он может только…(суп). Зимой мы строим ледяную… (горку). Мышонок грызёт хлебную… (корку). Расставаться с другом...(жаль). Бабушка связала…(шаль). Запишите любую пару предложений в тетрадь. Подчеркните парные согласные. | Дети слушают предложения логопеда и добавляют подходящие слова по смыслу, выбирая их на напечатанных карточках.
Записывают предложения в тетрадь. | Карточки со словами.
Тетради, ручки.
|
4. | Итог занятия.
| - Какие звуки мы выделяли и сравнивали сегодня на занятии? - Чем отличаются? Какие способы проверки можно использовать?
- Какое задание вам запомнилось и понравилось? Вы все молодцы! Спасибо за урок. До свидания. | Парные согласные
Звонкие произносятся с участием голоса, а глухие без голоса. Закрыть уши руками и произнести парные согласные. Приложить руку к горлу и произнести парные согласные. Ответы детей. |
|