Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Татьяна Александровна Орлова

Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.

Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx353.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦППМСП  Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Логопедический пункт при школе № 645

Конспект логопедического занятия учителя-логопеда

высшей квалификационной категории

Орловой Татьяны Александровны

с учащимися 2х классов

по коррекции смешанной дисграфии.

на тему: Парные звонкие и глухие согласные.

Санкт-Петербург

2023

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Задачи: 

Образовательные:

-уточнять, расширять и совершенствовать понятия парных звонких и глухих согласных;

-обучать умению различать парные звонкие и глухие согласные в слогах, в словах, в словосочетания и предложениях.

Коррекционные:

-развивать слуховой анализ и фонематическое восприятие;

- дифференцировать согласные, имеющие артикуляторно-акустическое сходства;

- развивать память, внимание, мышление;

- активизировать словарный запас;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать самоконтроль;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям и к русскому языку.

Оборудование: карточки с объёмными буквами, карточки с заданием, карточки с изображением колокольчика, наушников, мяч, ребусы, карточки со словами.

Технологическая карта занятия

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование занятия

1.

1. Организационный момент.

Прослушивание стихотворения.

2. Сообщение темы занятия.

1.Приветствие детей.

2.Проверка готовности к занятию, запись числа в тетради.

3. Прослушайте стихотворение.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

Но бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

К клокочет, Г гогочет,

Х хохочет, Р рычит,

Щ щекочет, Ч чихает,

Д долбит, Т тарахтит.

П пыхтит, Б бубнит,

В ворчит, Ф фырчит,

С свистит, З звенит,

Ш шуршит, Ж жужжит.

О каких звуках идет речь в стихотворении?

Вспомним эти звуки. Я называю слово-действие из стихотворения, а вы, ребята, назовите соответствующий звук.

-ворчит

- гогочет

- хохочет

- рычит и т.д.

4.Тактильная игра.

Отгадайте на ощупь буквы и разложите их парами

Проговорим хором каждую пару согласных.

Вспомните, как мы называем такие согласные? Почему?

Сегодня на занятии мы будем тренироваться различать парные глухие и звонкие согласные.

Здороваются с учителем-логопедом.

Открывают тетради и записывают число.

Слушают.

В стихотворении идет речь о согласных звуках

[В]

[Г]

[Х]

[Р]

Дети выполняют задание у доски. Составляют пары:

Г-К, Б-П, Д-Т, З-С, В-Ф,

 Ж-Ш

Проговаривают.

Парные согласные.

Они образуют пару по звонкости-глухости.

Тетради, ручки

Карточки с объёмными буквами

2.

Актуализация знаний по теме:

Пробуждение познавательного интереса к теме:

Сравнительная характеристика звуков.

Вспомните, чем звонкие звуки отличаются от глухих.

Правильно. Молодцы. Звонкий согласный произносится с шумом и голосом, а глухой, только шумом.

Для того чтобы не путать парные согласные, мы можем проверить их несколькими способами: 1 способ: закрыть уши и произнести эту пару согласных. Если вы услышите звук — значит он звонкий, если нет - то звук глухой. 2 способ: приложить руку к горлышку и произнести пару согласных. На звонкий звук мы почувствуем вибрацию голосовых связок, а если вибрации (дрожания) нет, то это глухой звук. 

Определить глухой звук или звонкий достаточно просто. Глухой звук запросто можно произнести шёпотом в отличии от звонкого. Звонкий звук всегда издает сотрясение голоса.

Анализируем звуки каждой пары разными способами.

Условно мы можем обозначить звонкие звуки колокольчиком, глухие – наушниками (ученикам предъявляются символы).

Звонкие произносятся с участием голоса, а глухие без голоса

Ученики произносят поочередно пары звонких и глухих согласных:

Г-К, Б-П, Д-Т, З-С, В-Ф, Ж-Ш

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/dlja-malenkih/kolokol/moi-raskraski-kolokol-3.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=6856ace112c43b3368855b86d02c1292-5884537-images-thumbs&n=13

3.

Основная часть

1. Дифференциация изолированных звуков на слух.

Игра «Узнай звук»

Логопед произносит парные согласные звуки, дети должны поднять нужную карточку. (детям раздаются по паре карточек)

Дети поднимают соответствующую карточку.

карточки

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/dlja-malenkih/kolokol/moi-raskraski-kolokol-3.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6856ace112c43b3368855b86d02c1292-5884537-images-thumbs&n=13

с изображением колокольчика, наушников

2. Дифференциация звуков в слогах.

Прослушать, запомнить, повторить ряды слогов, сопровождая картинками (наушники, колокольчик). 

ба-ба-па          шо-шо-жо

ку-гу-гу              вы-фы-вы

за-за-са          ши-жи-ши

бу-пу-бу            до-то-то

Повторяют слоги, поднимая соответствующую карточку

карточки

с изображением колокольчика, наушников

3. Дифференциация звуков в словах.

1. Работа на индивидуальных карточках.

2.«Превращения слов».

3.«Найди ошибки».

Вставить звонкие или глухие парные согласные. Прочитать слова. Изменилось ли значение слова из-за того, что в нем изменилась одна буква?

Заменить в слове первую согласную на парную, объяснить, что поменялось (буквы, значение).

На доске написаны слова с ошибками.

Найдите в каждой строчке лишнее слово, объясните почему

Вставляют буквы. Читают слова, называют букву, которую подставили. Объясняют из-за какой буквы поменялось значение слов.

Ученики по очереди работают у доски, остальные записывают в тетрадь, обозначают звонкость, глухость парных согласных.

Дети записывают в тетрадь, исправляя ошибку.

жираф, гусеница

Ответы детей.

карточки с заданием

Запись на доске:

Быль-пыль, дочка-точка, гол-кол, жить-шить, ваза-фаза, зуп-суп.

Запись на доске:

Шираф., фолк, лиза, саяц.

Форобей,кусеница, крач, тядел

4. Физкультминутка.

1)Игра с мячом. Логопед кидает мяч ребенку, произнося одну из парных согласных, ученик ловит и произносит вторую согласную.

2)Развитие мелкой моторики. «Стул-стол-дом» руками изображаются стул, стол и дом, на счет необходимо сменить положение рук. «Коза-заяц» - Смена положения пальцев рук, изображающие козу и зайца.

3)Глазодвигательные упражнения. Большой палец правой руки перед собой, начертить в воздухе круг вправо, проследить глазами, затем влево. Рисование восьмёрки.

Ученики выполняют заданные действия.

мяч

5. Дифференциация парных звуков в словосочетаниях.

1) Работа с ребусами.

2) Составление словосочетаний.

Разгадайте ребусы. (кошка, ветер, яблоко) Запомните эти слова.

Прослушайте слова и запомните. (Холодный, спелое, рыжая.)

Ответьте на вопросы к отгадкам ребусов словами, которые запомнили.

Какая бывает кошка?  

Какой бывает ветер?

Какое бывает яблоко?

Запишите словосочетание в тетрадь. Подчеркни парные согласные.

Ученик разгадывают ребусы.

кошка

ветер

яблоко

Ученики дают ответы:

рыжая кошка

холодный ветер

спелое яблоко

Записывают словосочетания в тетрадь. Подчёркивают парные согласные.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2d46c8e2b18ef7b6c627cb4ebaa7f29182e401b1-8960812-images-thumbs&n=13

Тетради, ручки, карандаши

6. Дифференциация звуков в предложениях.

1) Игра «Подбери, нужное слово».

2)  Запись предложений.

Логопед произносит незаконченные предложения.

Гуси крылышками …(били),

Из ручья водичку …(пили).

В конце предложения ставим … (точку).

Ведёт мама в садик малышку-…(дочку).

У Антона болит ……  (зуб). Есть он может только…(суп).

Зимой мы строим ледяную… (горку).

Мышонок грызёт хлебную… (корку).

Расставаться с другом...(жаль).

Бабушка связала…(шаль).

Запишите любую пару предложений в тетрадь. Подчеркните парные согласные.

Дети слушают предложения логопеда и добавляют подходящие слова по смыслу, выбирая их на напечатанных карточках.

Записывают предложения в тетрадь.

Карточки со словами.

Тетради, ручки.

4.

Итог занятия.

- Какие звуки мы выделяли и сравнивали сегодня на занятии?

- Чем отличаются? Какие способы проверки можно использовать?

- Какое задание вам запомнилось и понравилось?

Вы все молодцы! Спасибо за урок. До свидания.

Парные согласные

Звонкие произносятся с участием голоса, а глухие без голоса.

Закрыть уши руками и произнести парные согласные. Приложить руку к горлу и произнести парные согласные.

Ответы детей.