Задания для формирования слогового анализа у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
учебно-методический материал по логопедии (2, 3, 4 класс)

Тудолюбова Анна Николаевна

Задания. которые помогут в работе логопеду и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для формирования слогового анализа у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Нарушение слоговой структуры у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста является распространенным речевым нарушением и имеет стойкий характер.

Слоговой анализ и синтез, как любая форма анализа, формируется у данной категории детей очень сложно. Своевременное и целенаправленное устранение данного речевого расстройства способствует в целом развитию мыслительной деятельности.

В своей работе я активно использую задания по формированию слогового анализа. Данные задания мы включаем, когда обучающиеся уже умеют делить слова на слоги, но еще испытывают трудности при подсчете количества слогов и выделению слога из слова. В работе мы активно используем наглядность, выкладываем количество слогов фишками, счетными палочками, ударный слог обозначаем молоточком.

https://birkinn.ru/images/stories/virtuemart/product/26654ffa994d11ec95d500505689b783_2b3b9624994d11ec95d500505689b783.jpg

 

https://birkinn.ru/images/stories/virtuemart/product/26654ffa994d11ec95d500505689b783_2b3b9624994d11ec95d500505689b783.jpg

https://birkinn.ru/images/stories/virtuemart/product/26654ffa994d11ec95d500505689b783_2b3b9624994d11ec95d500505689b783.jpg

     

https://www.pinclipart.com/picdir/big/2-25126_monopoly-board-game-clipart-cliparthut-free-clipart-board.pnghttps://www.pinclipart.com/picdir/big/2-25126_monopoly-board-game-clipart-cliparthut-free-clipart-board.pnghttps://www.pinclipart.com/picdir/big/2-25126_monopoly-board-game-clipart-cliparthut-free-clipart-board.png

1. «Собери слово»:

НО    ТО   ЛО   ГА  

      https://i.pinimg.com/736x/f1/8f/af/f18faf68a5b012a95a4356b46533e713--alphabet.jpg             https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-76318337.jpghttps://static.vecteezy.com/system/resources/previews/003/196/005/large_2x/human-leg-icon-vector.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-76318337.jpg

СА  ГИ  ПО

https://juniorshop.ru/upload/delight.webpconverter/upload/iblock/e31/e311b9c4089951306956363daba2fe71.jpg.webp?165895242382006

ЧЕ  ПА  РЕ  ХА  

2. «Слог спрятался»:

ВЕД __                   КИ __               ЧАШ __            ПИ ___

https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1645045444_38-fikiwiki-com-p-kartinki-vedro-dlya-detei-41.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674007779_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-kino-41.png     https://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/14/s_5e6ce3f4b68ee/1381891_2.jpeg             https://flomaster.club/uploads/posts/2022-06/1654309373_12-flomaster-club-p-pirog-risunok-dlya-detei-krasivo-14.jpg 

СО__ КА     СО___

https://sdelai-lestnicu.ru/wp-content/uploads/3/4/8/348cc00f17faf47743d180f5db32ca8f.jpg   https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/1644826654_32-fikiwiki-com-p-krasivie-kartinki-zhivotnikh-dlya-detei-na-36.jpg

3. В словах выдели первые слоги и получи новые слова.

+ https://ogorodniku.com/uploads/posts/2023-01/1673261674_ogorodniku-com-p-zaborchik-kartinka-dlya-detei-5.png

    КО                 ЗА                  

          https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673541426_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-koza-11.png

https://i3.wp.com/cdn01.ru/files/users/images/42/86/42866d1e6677bed2ba04705ef7349249.png +  https://e7.pngegg.com/pngimages/271/889/png-clipart-orange-juice-apple-juice-juicebox-juice-orange-juice.png=

+ https://papik.pro/uploads/posts/2022-08/1661430923_43-papik-pro-p-stikeri-lisya-nora-png-49.jpg =

  • + https://fb.ru/misc/i/gallery/117308/3122821.jpg =

Более сложным для обучающихся составляет выделение 2 и 3 слогов в слове. На первом этапе работы мы записываем слово на доске и нумеруем слоги. Постепенно, усвоив предыдущие задания, переходим к слуховому выделению слога из состава слова.

https://starwars-galaxy.ru/800/600/http/static.tildacdn.com/tild3238-3338-4561-a265-656361306565/3155_1501075241.jpg    МОЛОКО

                                    1         2         3

https://fb.ru/media/i/1/7/7/4/2/2/i/177422.jpg         ВОЛОСЫ

                    1         2         3

https://a-z-animals.com/media/2022/06/crocodile-picture-id493835863.jpgКРОКОДИЛ

                    1         2         3

Ребята любят не только отхлопывать количество слогов, но и подпрыгивать и приседать. «Подпрыгни столько раз, сколько слогов в слове во-ро-та». Сначала считаем все вместе.           Этот вид работы можно использовать вместо динамической паузы на уроке.

«Прошагай слово со-ба-ка». Мы с обучающимися раскладываем на полу картинки, называем их. Далее дается задание: «Какое слово я прошагала?». Начинаем всегда с двух картинок слов простой слоговой структуры: дети-ворона; часы-воробей; кошка- карандаш. Обычно, при работе с умственно отсталыми детьми, мы не используем больше 3 картинок. Такие задания ребята выполняют с большим удовольствием.

Данные задания можно выполнять и с обучющимися 1-2 классов с Тяжелыми Нарушениями Речи (ТНР). Но с данными учащимися мы быстро от наглядности переходим к слуховому восприятию и постоянно усложняем речевой материал.

Целенаправленная и систематическая работа по формирования слогового анализа у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью обычно дает хороший результат. А так как в заданиях используется игровой и соревновательный момент, ребята с удовольствием выполняют их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика БУД по математике 1-4 класс, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Диагностика составлена для детей с умственной отсталостью, обучаемых по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. –Москва.: «Просвещении», 2011; под ред...

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка с в это общество, для его социализации и адаптации. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего ви...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Индивидуальный подход при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

     Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебны...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Формирование учебной мотивации  является одной из главных проблем современной школы. Сообщение отражает роль организованной коррекционной работы в сочетании с личностно-ориентированным подходом д...

Формирование речи во внеурочной деятельности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Статья "Формирование речи во внеурочной деятельности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью"....