Нейропсихологические технологии в работе школьного учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Никитина Ирина Андреевна

В данном документе представленны нейропсихологические технологии, которые способствуют повышению эффективности занятий с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никитина И. А., учитель-логопед МОУ « СОШ №9»

Методическая разработка

Нейропсихологические технологии в работе школьного учителя-логопеда

         Для хорошей успеваемости в школе необходимо, чтобы у ребенка к первому классу был сформирован функциональный базис письма и чтения. Давайте рассмотрим звенья функциональной системы письма и чтения.

  1. Нейродинамика (активация, поддержание тонуса, темп);
  2. Фонетический слух (ударение, слуховой образ слова и смысл);
  3. Кинестетический фактор (правильная артикуляция, умение удерживать положение тела и пальцев);
  4. Переработка зрительно-пространственной информации (умение соблюдать строку, отличать похожие по написанию буквы, удерживать образ слова);
  5. Кинестетический фактор (серийная организация движений, слияния, ритм чтения и письма, плавность переключения с одной буквы на другую);
  6. Регуляция, контроль, программирование (умения сформировать намерение и следовать ему, концентрация, планирование своей деятельности).

У многих детей, у которых выпадает одно звено и более, наблюдаются трудности в обучении. Особые трудности испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с умственной отсталостью).

Итак, что мы можем сделать на своих занятиях, чтобы повысить их эффективность?

Чаще всего на логопедических занятиях мы развиваем фонематический слух, вырабатываем правильную артикуляцию, правильных захват руки, работаем со зрительным анализом и синтезом, обращаем внимание ребенка на то, чтобы он контролировал то, что пишет и проверял после написанное. Какие из представленных звеньев мы можем задействовать дополнительно?

Итак, мы можем задействовать нейродинамику. За поддержание энергетического тонуса деятельности отвечает I функциональный блок мозга.. Он участвует в организации внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, гнев, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Только при достаточном уровне активности и работоспособности (а на начальном этапе письмо является очень энергоемким процессом) возможно формирование адекватного навыка. 

Признаки того, что у ребенка есть нарушения I блока мозга:

  • истощаемость;
  • утомляемость, вялость;
  • отсутствие эмоциональной стабильности;
  • это дети, которые реагируют на любой раздражитель окружающей обстановки;
  • гипотонус или гипертонус;
  • плохой почерк;
  • долго не могут научится завязывать шнурки;
  • двигательная неловкость;
  • синкинезии (непроизвольные движения) языка;
  • вычурные позы;
  • сужение полей зрения.

Коррекция нарушений I блока мозга.

Для того чтобы стабилизировать и активизировать энергетический потенциал необходимы:

  • дыхательные гимнастики (дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, улучшает самочувствие и развивает концентрацию внимания);
  • массаж и самомассаж (для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела);
  • релаксации (дети не умеют расслабляться, постоянно в напряжении).

Далее представленные занятия можно использовать в начале занятия, во время физминутки или в конце занятия.

Самомассаж для оптимизации и стабилизации мышечного тонуса

1.Упражнение «Обезьяна расчесывается».

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем леваярука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

2. Упражнение «Бросил – взмахнул – поймал»t1628976217ag.gif

Упражнение начинаем делать более слабой рукой. Для правшей – это будет левая. Бросаете мяч вертикально вверх – на высоту глаз, затем резко поднимаете руку на высоту мячика, затем ловите мячик. Потом тренируете это же упражнение другой рукой. 

3. Упражнение «Подбросил, прикоснулся и обратно»

Одной рукой подбрасываете мяч вверх, пока мяч находится в воздухе, следует дотронуться мячом, находящимся в другой руке, до ладони освободившейся руки. В тот момент, когда первый мяч достигнет апогея и начнет падать, вторая рука возвращается в первоначальное положение.

4. Упражнение «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (но
гой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

5. Упражнение «Потянулись — сломались».Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Логопед: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились(упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Работа с локальными мышечными зажимами

7.Упражнение «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него(плечи поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвижными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в плечи.

Литература

  1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
  2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. А.В. Семенович
  3.  «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка».  А. Колесников

        II блок мозга отвечает за получение, переработку и хранение информации.  Из функциональных звеньев письма он отвечает за фонематический слух и переработку зрительно-пространственной информации. Переработка кинестетической информации необходима для принятия решения о фонеме для выбора графического движения и его контроля. Переработка зрительной информации задействована в процессе перешифровки фонем в графемы. Ребенок должен актуализировать зрительный образ букв (левополушарная аналитическая стратегия) или слова (правополушарная холистическая стратегия), чтобы написать их. Переработка зрительно-пространственной информации необходима как для воспроизведения асимметричных букв, так и для ориентации на листе бумаги, в строке.

Признаки того, что у ребенка есть нарушения II блока мозга:

  • Бедность, однотипность, движений тела в пространстве.
  • Нарушена координация
  • Моторная неловкость
  • Несформированность сенсомоторных координаций
  • Несформированность пространственных представлений
  • Нарушение фонематического слуха
  • Нарушение слухового и зрительного гнозиса
  • ТНР

На письме встречаются следующие ошибки:

При синдроме слабости слуховых и кинестетических функций:

  • Ошибки СЛУХОВОГО выбора, т.е. смешения звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых – мягких б - п, з - с, рь - р).
  • Ошибки КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО выбора.  Смешение близких артикулем (ж - з, т – п, т – к, т - н).
  • Смешение букв, близких по написанию (у –и, щ – ш, ж - х)
  • Смешение звуков, близких и по звучанию, и по произношению (сонорных, аффрикат и их компонентов).
  • Пропуски букв и слов (чаще всего однородных членов предложения).

При  синдроме слабости зрительно-пространственных (правополушарных) функций мозга:

  • Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки (левостороннее игнорирование/отсутствие отступа в начале строки).
  • Трудности удержания строки.
  • Колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова.
  • Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.
  • Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы (смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).
  • Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идеограммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение).
  • Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных (было – бала).
  • Фонетическое письмо (ручьи - ручйи, шоссе - шесе).
  • Нарушение порядка букв в словах (перестановки).
  • Слитное написание нескольких слов

Коррекция нарушений II блока мозга.

Многие приемы работы по коррекции нарушений, которые наблюдаются при дефиците II блока мозга, знакомы логопедам.

Я решила показать, то небольшое различие, которое присутствует между логопедическим и нейропсихологическим приемами в коррекции.

         При дефиците функций II блока возникают трудности выбора близких элементов. При выявлении слабости обработки слуховой информации необходима детальная проработка звукового анализа с внешними опорами при использовании сильных сохранных звеньев, работа над словарем, над слухоречевой памятью. При этом важно использовать предыдущий опыт ребенка и давать осмысленные задания (именно поэтому не стоит начинать работу с различения изолированных звуков).

Дифференцировка сначала максимально упрощается, автоматизируется и постепенно усложняется.

  1. Простые задания на сравнение слов, которые отличаются друг от друга наличием или отсутствием одного звука (рис – риск, пол – полк).
  2. Дифференциация слов, различающихся далекими по звучанию, непохожими друг на друга звуками (сок – бок, сок – соль, кот – рот, жук – лук).
  3. Слова, звуки в которых различаются только по одному различительному признаку (дом – том, палка – балка, суп – зуб, кора – гора).

Упражнение «Испорченное эхо». Сначала для работы отбирается одна пара оппозиционных звуков, например, б – п. Ведущий кидает ребенку мячик и говорит: «бочка», ребенок ловит мячик, говорит: «почка» и возвращает мячик ведущему, тот кидает мячик и говорит: «балка», ребенок отвечает: «палка», далее «бил» – «пил», «быль – пыль» и т. д.

Сначала целевая фонема стоит в начале слова, затем в конце или в середине, позже – встречается в слове более одного раза. Затем следует пара п/б, затем б/п и п/б в одном задании.  Важно довести упражнение до автоматических ответов.

Приемы по преодолению нарушений кинестетического факторы - те же приемы работы с мелкой моторикой логопедов.  

  • «Хасты»
  • «Рисунки и буквы на спине и на ладонях»
  • «Попробуй, повтори!»

Для преодоления слабости обработки зрительно-пространственной информации детям необходимы действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, нужны задания с опорой на более сохранную аналитическую стратегию с постепенным подключением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации.

Здесь используются задания, которые мы с вами все знаем:

  • Дорисовывание симметричных объектов.
  • Дорисовывание деталей предмета для получения целостного изображения.
  • Узнавание тени предмета (в усложнённом варианте – тени перевернуты).
  • Построение фигур по заданному образцу.
  • Кинезиологические упражнения, позволяющие активировать межполушарное взаимодействие: обведение фигур обеими руками; рисование обеими руками по контуру, по клеткам; выполнение заданного движений рукой при узнавании и назывании буквы.

Литература:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.
  2. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.
  3. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5—7 лет
  4. Праведникова И.И.Развитие зрительного внимания и самоконтроля и самоконтроля у младших школьников.
  5. Праведникова И.И., Беловолова Э.К.Развитие фонематического слуха и слухового восприятия.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М., 2007.
  7. Непропсихологическая игра. Попробуй, повтори!

Программирование и контроль движений и действий письма – функция III блока мозга. Серийная организация движений (кинетический, динамический, эфферентный праксис) необходима для написания графических серий – слогов, коротких слов. Произвольная регуляция письма в целом предполагает создание и отслеживание выполнения более сложной программы деятельности.

Признаки того, что у ребенка есть нарушения III блока мозга:

  • отвлекаемость на любой стимул;
  • упрощение любой программы;
  • обедненная речь;
  • не может решить смысловую задачу.

На письме встречаются следующие ошибки:

  • Пропуск букв и их элементов, слогов, слов.
  • Персеверация предшествующих элементов букв, букв, слогов и слов (ледоход – ледоходох).
  • Смешение графически сходных букв из-за трудностей оттормаживания сходных двигательных программ или упрощения программы (и-ш, т-п, ж-х и др.).
  • Антиципация (предвосхищение) последующих букв или слогов (на ветках – ва ветках),
  • Контаминация («слипание») двух слов.
  • Трудности усвоения сложных правил графики, например, обозначения мягкости согласных на письме (упрощением программы написания).
  • Нарушение обозначения границ предложения и слов (отсутствие прописной буквы в начале предложения, реже - пропуск точек в его конце, слитное написание слов с предлогами).

Коррекция нарушений III блока мозга.

  1. Четкая структура занятия

Детям с регуляторной дисграфией особенно важна четкая структура занятия. Дети должны понимать, какова цель урока, отдельного упражнения, осознавать последовательность изучаемого материала.  Необходимо постоянная смена видов деятельности, чередование устных и письменных заданий, периодов напряженной работы и расслабления.  Это будет способствовать развитию у детей с регуляторными проблемами способности переключаться с одной программы действий на другую, преодолевать инертность.

  1. 5-минутные «зарядки» для тренировки внимания.
  • Упражнение «Муха». Поле 5 на 5 в тетради, на листе или на доске.

Первый вариант игры: вы называете направление движения, а ребенок следит глазами за «маршрутом» мухи. Когда вы останавливаетесь, ребенок показывает, в какой клеточке оказалась муха. Важно: возвращаться в клеточку, откуда муха только пошла, нельзя!

Второй вариант игры: поочередно вы и ребенок называете по одному ходу. Главное – не потерять муху и не сбиться, чтобы она не улетела с окна (то есть не выйти за пределы поля).

  • Игра «Вам барыня прислала 100 рублей». («Да и нет не говорите, черный с белым не берите»). С присловки-стишка и начинался диалог водящего с игроками. Ведущий пытался «подловить» детей и задать такой вопрос на который хочется сказать запретное слово. Если игрок нечаянно отвечает запретным словом, то он проигрывает и становится на место ведущего. Чтобы запутать играющих и расслабить их внимание нужно задавать простые вопросы и среди них «затесать» каверзный вопросик или сыпать такими утверждениями от которых игроки будут вопить «Нет!»
  • Игра «Воробьи и вороны».(при команде «воробьи» дети приседают, при команде «вороны» дети встают и разводят руки в стороны, при любой другой команде ничего не делают).
  1. Наличие памятки или схемы

Таким образом, можно сформировать навыки упреждающего текущего и следового контроля письма.

Например, если дети с регуляторными нарушениями часто не обозначают границы предложения на письме, то проверка наличия заглавной буквы и точки должна стать обязательной частью проверки всего задания. Сначала учитель сам напоминает об этом. Постепенно неукоснительное следование единому алгоритму (упреждающий контроль – написание и текущий контроль – проверка написанного) позволяет автоматизировать его.

  1. Копилка ошибок

После проверки написанного учащиеся выписывают слова, в которых сделана ошибка, на отдельных карточках. Карточки помещаются в «копилку ошибок». Слова из этой копилки используются учителем в качестве материала для упражнений на последующих уроках. Это позволяет повторять трудный материал.

  1. Игры на произвольную регуляцию
  • Игра «Ноги – голова». 1 вариант: дети сначала показывают на команду «ноги» - ноги и на команду «голова» - голову, 2 вариант: а потом нужно показывать наоборот: по команде «ноги» - голову. Более усложненный вариант игры: «Руки-ноги-голова» в серии 1 дети показывают названное, в серии 2 нужно показывать только то, что было названо в предыдущей команде («руки» - не надо отвечать, «ноги» - показать руки и т.д.).
  1. Развитие моторных функций и серийной организации движений

Серийная организация - переключение от элемента к элементу при писье, от буквы к букве, чтение слияний, переключения от слога к слогу. Это персервации букв, элементов букв, нарушение последовательности букв в слове. При нарушении кинестетического практиси наблюдается также длительная автоматизация звуков.

Мазина В.Д. предлагает для коррекции кинестетического праксиса работу с ритмом. Работа с ритмом -это серия повторяющихся действий в результате которых получаются звуки или графические штрихи или ощущения в теле. Детям имеющим функциональный дефицит серийной организации деятельности важно иметь ощутимый результат деятельности.

  1. Игры на ритм: Хлопаем в ладоши под каждый счет - топаем в ритм - хлопаем и топаем в ритм - хлопем через счет 1-3, 1-3 - подключение движений - подпевание - работа со слова песни
  2. Упражнения на переключение: Ритмические упражнения, «ладушки» в паре, ритмичные приветствия и игры («Соку-соку, бачи-бачи»), анализ и шифровка ритмов.
  3. Ритмичные узоры.
  4. Музыкально-ритмический тренинг.

Литература:

  • Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Глозман Ж.М.

  • Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников. Елецкая О.В., Китикова А.В.
  • «Внимание! Разминка!» Н.М. Пылаева, М.А. Гуляева.

Применение эти приемов и методов коррекции в составе логопедического занятия будет полезно детям с трудностями в обучении, тем, у кого функциональный базис письма и чтения не был до конца сформирован. Однако, чтобы узнать, применение каких приемов будет более эффективным и  полезным ребенку, необходимо дополнительно провести нейропсихологическое обследование, чтобы выявить слабые и сильные звенья и действительно убедится в том, что ребенок имеет отставание в развитии того или иного структурного компонента письма и чтения на фоне остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы школьного учителя-логопеда

В качестве обмена опытом  предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда. Буду рада, если он окажется полезен молодым специалистам....

Образец аналитической справки по итогам годовой работы школьного учителя-логопеда (логопедический пункт)

Аналитическая справка по итогам работы учителя-логопеда   Как логопед ,работающий в школьной системе ,столкнулась с требованиями оформить аналитическую справку .Нашла и изучила мн...

Нейропсихологические технологии в работе школьного логопеда.

Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в к...

Организация консультативного сопровождения родителей школьным учителем-логопедом.

В данном материале кратко представлен опыт организации консультативной работы учителя-логопеда на базе массовой школы....

Нейропсихологические упражнения в работе школьного психолога.

В настоящее время педагогам стало особенно заметно, что учащиеся не достигают достаточной психофизиологической зрелости для успешного освоения таких школьных навыков как письмо, чтение, счет. Недостат...