Нейропсихологические технологии в работе школьного логопеда.
статья по логопедии на тему

Нечаева Ольга Александровна .
Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в коррекционной работе логопеда, предполагающий прямое воздействие не только на страдающее звено или функцию, но и на все функции и процессы. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной педагогической деятельности по преодолению дефектов речи с опорой на сохранные звенья. В свою работу мы стали включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий. Для плавной речи необходима серийная организация движений. Произнесение каждого слова — это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным. Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ребенка мы увидим сокращение словаря, бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции), трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsih_statya1.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические технологии в работе школьного логопеда.

Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии:

неравномерность и гетерохронность;

поэтапность;

дифференциация и интеграция процессов;

смена детерминат-причин;

пластичность.

Концепция мозга, разработанная А. Р. Лурией, на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы доказывает, что мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании:

Энергетический.

Приём, переработка и хранение экстероцептивной информации.

Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

Дизонтогенез связан со сбоем межполушарного взаимодействие. Существует 3 уровня организации такого взаимодействия. Дефицит на любом из трех уровней отражается на двигательной сфере ребенка. В 3-4 года начинается дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Именно на этом этапе онтогенеза появляется связь движений и речи, закрепляется функциональный приоритет лобных отделов полушария.

В нейропсихологии применяется метод замещающего онтогенеза (МЗО), поскольку с его помощью можно развивать высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень. 
Основные задачи, которые решаются в процессе МЗО (метода замещающего онтогенеза):

1. Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Таковыми являются, например, язык—глаза, руки—ноги—дыхательная система, суставно-мышечная—дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.

2. Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к построению самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап МЗО акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности

Внедрение метода замещающего онтогенеза в коррекционную практику позволит оптимизировать работу логопедов и дефектологов.
Поэтому комплексный подход к преодолению речевых и интеллектуальных расстройств в детском возрасте должен активизировать энергетического потенциала организма. Прежде всего через: 
1. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов (1-й ФБМ) посредством дыхательных упражнений, массажа и самомассажа; через работу с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями посредством оптимизации и стабилизация общего тонуса тела (растяжки и релаксация), расширения сенсомоторного репертуара и преодоления патологических ригидных телесных установок и синкинезий, формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ) посредством соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса и пространственных представлений (освоение телесного и внешнего пространства, пространственные схемы и диктанты, конструирование и копирование, логико-грамматические речевые конструкции.

3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ) посредством формирования навыков внимания и преодоления стереотипов; программирования и самоконтроля; коммуникативные навыки.
Из всего выше сказанного можно сказать, что роль нейропсихологии и ее место в решении интеллектуальных и речевых проблем детей очень значима. С одной стороны она позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или воспитанников в развитии, а с другой - она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Благодаря нейропсихологическому анализу данных диагностики позволит безошибочно определить структуру дефекта и правильно спланировать коррекционную работу всех специалистов. Такой системный подход в коррекционной работе логопеда, предполагающий прямое воздействие не только на страдающее звено или функцию, но и на все функции и процессы. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной педагогической деятельности по преодолению дефектов речи с опорой на сохранные звенья.

В свою работу мы стали включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.

Для плавной речи необходима серийная организация движений. Произнесение каждого слова — это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным.

Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ребенка мы увидим сокращение словаря, бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции), трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими.

Каким образом выясняется сформированность серийной организации движений?

Прежде всего надо проанализировать то, как ребенок овладевает новой для него серией движений. Педагог использует для этого пробы «ладонь — кулак — ребро», пробу на реципрокную координацию и графическую пробу «забор». Он смотрит, может ли ребенок овладеть плавным (слитным, а не поэлементным) автоматизированным выполнением движения, нет ли у него инертности, трудности переключения с одной программы на другую. Этой цели может служить и повторение серий слогов или гласных звуков.

Проба на реципрокную (взаимообратную) координацию движений (одновременное сжимание одной кисти и разжимание другой) направлена на выявление «сформированности» механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.

Игры, используемые на  групповых  логопедических занятиях.

Мельница

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

Золушка

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Кто быстрее?

Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы.

Условия игры. Детям предлагается как можно быстрее из фасоли или гороха выложить заданную букву.

Данное задание целесообразно предлагать ребенку на занятиях по обучению грамоте для смены видов деятельности. Это задание является великолепным способом для снятия напряжения и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной темы.

Не пропусти мяч

Цель: развитие внимания, умение работать в команде.

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

Аисты-лягушки

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

Цветные ладошки

Цель: развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

Условия игры: Педагог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем — кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь — «шепталка» — позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» — красной ладошки — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Кольцеброс

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.

Условия игры. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.

Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.

Поиграем с картинками

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти, автоматизация звука.

Условия игры: Перед ребёнком выкладывается ряд картинок по определённой теме. Ребёнком проговаривается, что на них изображено и для чего предназначено. Затем даётся установка, что ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить в какой последовательности они расположены. После этого картинки убираются из поля зрения и выкладываются только после называния ребёнком.

Найди звук

Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания

Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.

Условия игры: Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребёнок.

Какой предмет я загадала?

Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление употребления в речи предложных конструкций.

Условия игры: Раскладываются предметы на разном расстоянии друг от друга. Ребенку, в зависимости от его возможности, дается инструкция. Например, подойди к предмету, который находится справа от мяча, но ближе, чем кукла. Или подойди к предмету, который ближе всего к тебе, дальше всего от мяча. Затем можно спросить, где находится кукла, мяч и т.д. Тем самым мы закрепляем умение ребенка ориентироваться в пространстве, внимательно слушать инструкцию, правильно использовать предложные конструкции.

Обезьянки

Цель: взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.

Условия игры: Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

«Здравствуй пальчик»

Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.



Список использованной литературы:
1.Голод В. И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития. М., 1986.
2. Пенфильд В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000, 2002.
4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...

Презентация" Нейропсихологический подход в работе учителя -логопеда"

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- корр...

Нейропсихологические технологии в работе школьного учителя-логопеда

В данном документе представленны нейропсихологические технологии, которые способствуют повышению эффективности занятий с детьми, имеющими нарушения письменной речи....

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников с системным недоразвитием речи.

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда при коррекции нарушения письма и чтения у младших школьников  с системным недоразвитием речи....