Презентация" Нейропсихологический подход в работе учителя -логопеда"
презентация к уроку по логопедии (3 класс)

Андреева Анна Владимировна

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- коррекционной работы. На что направлены нейропсихологические упражнения: -развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нейропсихологического подхода в логопедической деятельности по преодолению нарушений речи у детей школьного возраста. Выполнила: Андреева А.В.

Слайд 2

Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми.

Слайд 3

Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. В 2017 года в России насчитывалось 4,5% детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов -580 тысяч, детей с ОВЗ -751 тысяча). Абсолютно здоровыми можно считать не более 10% детей дошкольного возраста, 4% детей подросткового возраста.

Слайд 4

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов ( Ахутина , 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами: Недостаточность произвольной регуляции и контроля поведения. Несформированность системы пространственных и квазипространственных представлений, фонетического, фонематического и кинестетического анализа и синтеза, логического мышления, навыков коммуникации. Недостаточный объём и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов.

Слайд 5

Нейропсихологический метод позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтению и письму, к которым относятся: 1. готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации; 2. зрелость серийной организации движений и действий; 3. уровень формирования программирования и контроля произвольных действий.

Слайд 6

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через сочетание двигательной, когнитивной и эмоционально – личностной коррекции.

Слайд 7

Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение. Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Слайд 8

Нейрокоррекционные занятия включают в себя: - растяжки, - дыхательные упражнения, - глазо-двигательные упражнения, - упражнения для языка и мышц челюсти, - перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, - упражнения для развития мелкой моторики рук, - упражнения для релаксации и визуализации, - функциональные упражнения, - упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, - упражнения с правилами.

Слайд 9

Нейропсихологические задачи: оптимизировать тонус тела через упражнения-растяжки; развивать умение координировать речь с движением; развивать тонкую и общую моторику; развивать произвольное и слуховое внимание; развивать мышление; оптимизировать тонус тела через упражнение – релаксация.

Слайд 10

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления: 1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций; 2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. 3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Слайд 11

В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения: растяжки; дыхательная гимнастика; комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением; самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок ; самомассаж органов артикуляции; Глазо-двигательные упражнения; пальчиковые игры; кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения); релаксационные упражнения; элементы логоритмики ; элементы фонетической ритмики ; подвижные игры с правилами; игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».

Слайд 12

Упражнения на развитие внимания. (применяются для увеличения объёма, развития избирательности, переключаемости и устойчивости внимания.

Слайд 13

Развитие межполушарного взаимодействия

Слайд 14

Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти: в упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

Слайд 15

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Нейропсихологический подход позволяет разработать логопедические и нейропсихологические коррекционные программы, направленные на оптимизацию работы или перестройку неэффективной функциональной системы. Выработка единого подхода к нарушениям письма могла бы значительно облегчить диагностическую и коррекционную работу логопедов, психологов и педагогов, улучшить эффективность их взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения школьников.

Слайд 16

Результатом логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с нарушениями речи.

Слайд 17

Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в логопедической деятельности по преодолению нарушений речи у детей школьного возраста является положительным.

Слайд 18

Нейропсихологические приемы в коррекции дисграфии У большинства детей с трудностями овладения письменной речью нейропсихологическое обследование выявляет снижение активности мозговой коры в сочетании с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентации, зрительного восприятия, логического мышления. Недостаточность первого энергетического блока мозга ведет к повышенной истощаемости . Недостаточная сформированность второго блока мозга (хранения и переработки информации) ведет к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие. При недостаточном развитии третьего блока – программирования и контроля – ученик не контролирует себя и не соблюдает правила, не умеет действовать по образцу.

Слайд 19

Упражнения по коррекции дисграфии с использованием приемов нейростимуляции «Древнерусское письмо». Логопед диктует слова, которые обучающийся записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме, коррекция пропуска согласных на письме. «Неудачный робот». Ребенок становится роботом, который записывает слова не полностью, а только определенную часть слова ( последний слог, 2 слог, 2 последние буквы и т.д.). Упражнение помогает избавиться от недописывания последних букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

Слайд 20

«Волшебный диктант». В этом упражнении диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим символы, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», а слова с гласной «е» как – №. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические нарушения, развиваем внимание, фонематическое восприятие, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Слайд 21

Упражнения при смешении звуков по акустико – артикуляционным свойствам. Формирование звукового образа смешиваемых звуков. Дифференциация смешиваемых звуков в устной речи с использованием зрительной опоры на символы звуков . Дифференциация смешиваемых звуков в устной речи с опорой на ручные символы звуков. Одновременное использование зрительных и ручных символов смешиваемых звуков при произнесении, на письме. Использование слуховых символов при дифференциации смешиваемых звуков. Звук Ц – стук, звук – Ч – хлопок. Логопед диктует слова , но вместо проблемного звука производит стук или хлопок. Обучающийся записывает получившееся слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...

Индивидуально- дифферинцированный подход в коррекционно -развивающей работе логопеда

В логопедической работе индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер коррекционно-развивающего воздействия с учетом выявленных особенностей. С уче...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...

Методическая разработка. Игра «Колючие ладошки». Нейропсихологический подход в работе логопеда.

Работая логопедом, я наблюдаю, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается наруш...

Личностно-ориентированный подход учителя-логопеда в коррекционной работе

В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка-логопата, на с...