Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 1-4 классов на 2023 – 2024 учебный год
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Рузанова Лилия Алиевна

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

Второй особенностью курса является совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля обучающихся.

Третья особенность курса связана с реализацией деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

В разработку системы по устранению нарушений устной и письменной речи включены компьютерные технологии, нетрадиционные методы коррекционной работы и используются разнообразные виды работ: игровые элементы, логопедические игры, речевой дидактический и раздаточный материал. 

Занятия в рамках внеурочной деятельности «Речевая практика» открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_noda_1-4_klassy.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая адаптированная

 коррекционно-логопедическая программа

по внеурочной деятельности

«Речевая практика» для обучающихся  

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

 1-4 классов

на 2023 – 2024 учебный год

 

                                                                Составители:

                                              руководитель МО учителей-логопедов Рузанова Л.А.,

  коллектив учителей-логопедов ГКОУ СКОШИ №31

Москва, 2023 год

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 1-4 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма.

Второй особенностью курса является совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля обучающихся.

Третья особенность курса связана с реализацией деятельностного подхода к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Внеурочная деятельность позволяет применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от урока, обучающиеся мало пишут и много говорят.    

Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие усвоения материала по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.  Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности обучающихся.

Особенностью программы является такое построение учебного процесса на логопедических занятиях внеурочной деятельности, которое ведет к качественному повышению уровня обученности детей и усвоению программного материала. Методы и приемы, используемые в логопедической работе, соответствуют возрастным особенностям обучающихся.

В разработку системы по устранению нарушений устной и письменной речи включены компьютерные технологии, нетрадиционные методы коррекционной работы и используются разнообразные виды работ: игровые элементы, логопедические игры, речевой дидактический и раздаточный материал.  

Занятия в рамках внеурочной деятельности «Речевая практика» открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

  1. Психолого-логопедическая характеристика обучающихся с НОДА

        Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеют различные речевые нарушения, а чаще всего дизартрию различной формы и тяжести. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Это обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи. Для устранения речевых нарушений необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств.

У обучающихся с НОДА отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

У всех детей с НОДА в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

Отмечаются нарушения фонематического восприятия, что вызывает трудности звукового анализа. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить слоговые рады. В более легких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма.

Почти у всех детей с церебральным параличом крайне медленно увеличивается активный словарь, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного.

Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы).

У большинства детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания.

Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира.

Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию).

Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности.

Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний.  

  1. Актуальность программы

     Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинно познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Речевой практике» должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.  

      Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

       Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

•        обеспечить благоприятную адаптацию обучающихся в школе;

•        оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

•        улучшить условия для развития каждого обучающегося;

•        учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Цель: развитие речевых навыков для максимальной адаптации и дальнейшей социализации в обществе.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию нарушений устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня речевого развития учащихся.
  4. Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движения и мелкой моторики.  

Адресат программы по внеурочной деятельности «Речевая практика»: коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на обучающихся с НОДА, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи и разные интеллектуальные возможности.

       Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 371-ФЗ от 24.09.2022,

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598),

-  Адаптированной основной общеобразовательной программой вариант 6.2 (на 5 лет обучения),

- нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

- Федеральной образовательной программой основного общего образования (утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 года № 993,

-  Устав образовательной организации,

- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова, 1996 г.)

-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами».

При составлении программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» использованы методики Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, Е.В.Новиковой, Т.Б.Филичевой, Е.М.Мастюковой, М.В.Ипполитовой, А.В. Ястребовой, Р.И.Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н.Садовниковой,   Т.П.Бессоновой, В.К. Воробьевой.

  1. Принципы построения программы

Коррекционно-развивающая работа строится на следующих принципах:

  • принцип системности – коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка.
  • принцип единства – отражает целостность процесса оказания помощи.
  • деятельностный принцип –  определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
  • принцип возрастания сложности –  заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
  • объем и степень разнообразия материала –  во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития. Учет уровня речевого развития каждого обучающегося.
  • учет эмоциональной сложности материала –  чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  • принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
  • принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие школы и семьи.

1.5. Планируемые результаты коррекционно-логопедического курса

В результате обучения дети должны овладеть определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, ожидается расширение и уточнение их лексикона, совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей, развитие связной речи и коммуникативных навыков.

 Результативность данного направления предполагает реализацию усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях в зависимости от первоначальной степени тяжести речевых нарушений и компенсаторных возможностей ребенка с целью максимальной адаптации, и дальнейшей социализации в обществе.

2. Содержательный раздел

  1. Принципы логопедической работы

В процессе логопедической работы по профилактике нарушений устной и письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:

  • принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
  • патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы;
  • принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
  • принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
  • принцип системности – методика профилактической работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы;
  • принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля);
  • онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
  • общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

  1. Коррекционно-логопедическая работа

Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи обучающимся с НОДА в практическом использовании языка как средства общения.

Коррекционно-логопедическая работа на всех уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом и т.д.)  предлагает решение следующих задач:

  • развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых к сложным формам);
  • развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
  • количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
  • качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
  • формирование культуры речи;
  • развитие слогового анализа и синтеза;
  • усвоение обучающимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений
  • обогащение фразовой речи обучающихся.

  1. Методы и приемы логопедической работы

         Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.

Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

 Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

- пассивная гимнастика.

 2.4.  Содержание коррекционно-логопедического курса, форма организации и основные виды деятельности

   Содержание курса «Речевая практика» имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.

   Работа по развитию всех компонентов речи строится с учётом возрастных особенностей, речевого развития обучающихся и носит многоплановый характер.

   Логопедическая работа включает в себя:

  • Обследование уровня и качества речевого развития всех обучающихся в начале и в конце учебного года.
  • Проведение групповых логопедических занятий в рамках внеурочной деятельности.
  • Вовлечение родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребёнка в домашней обстановке.
  • Ведение документации и учёта посещаемости детей групповых логопедических занятий.

        Логопедическая работа строится с учетом степени системного речевого недоразвития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

Занятия с учителем-логопедом проводятся 1 раза в неделю.

Форма занятий: групповая.

2.4.1 Тематическое планирование коррекционного курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1-4 классов

1 класс (первый год обучения)

Тема

Содержание занятия

Дата

1, 2

Обследование

Обследование

3

Осень

Формирование нормативного словаря (словаря существительных по теме); обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом

4

Овощи

Расширение знаний детей об особенностях различных овощей; формирование навыков словообразования

5

Фрукты

Активизация словаря по теме; формирование навыков словообразования; согласование числительного с существительным

6

Сад-огород

Развитие лексико-грамматических категорий ;согласование существительных и с прилагательными и глаголами; закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из

7

Лес. Деревья, кустарники

Активизация словаря по теме; формирование навыков словообразования; употребление имени существительного в родительном падеже множественного числа; закрепление употребления предлога «В»

8

Грибы

Расширение знаний детей об особенностях различных грибов; формирование умения согласовывать имена существительные с глаголами; упражнение в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже

9

Ягоды

Развитие лексико-грамматических категорий; согласование имён существительных  два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных  в родительном падеже

10

Перелетные птицы

Образование и употребление приставочных глаголов; закрепление употребления в речи простых предлогов: на-в; в- из; упражнение детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных

11

Мебель

Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; умения подбирать глаголы к существительным по теме; закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже

12

Посуда

 Развитие умения подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнение в образовании прилагательных от существительных  и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды

13

Мой дом

 Образование и употребление сложных слов; упражнения в подборе действий, соответствующих назначению комнат

14

Домашние животные и птицы

Образование притяжательных  прилагательных; расширение словаря антонимов; развитие  навыков словообразования и словоизменения

15

Зима

 Образование однокоренных слов; умение  подбирать имена существительные к глаголам; закрепление умения правильно употреблять предлоги

16

Зимние забавы

Закрепление умения употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; умения подбирать родственные слова; умения образовывать глаголы прошедшего времени

17

Зимующие птицы

Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным ;образование прилагательных и существительных с помощью  суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением

18

Дикие животные зимой

Обучение образованию притяжательных прилагательных; закрепление умения подбирать прилагательные к существительным

19

Транспорт

Обучение образованию приставочных глаголов движения; закрепление умения употреблять имена существительные в форме косвенного падежа

20

Семья

Умение  подбирать противоположные по значению слова; закрепление знаний о родственных связях; развитие понимания логико- грамматических конструкций

21

Профессии

Обучение  называть профессии по месту работы или роду занятия; закрепление употребления существительных в творительном падеже; упражнение в образовании существительных множественного числа родительного падежа

22

Комнатные растения

 Употребление глаголов в прошедшем времени; закрепление  умения подбирать сходные и противоположные по значению слова

23

Рыбы

Активизация словаря по теме. Формирование навыков словообразования

24

Человек в обществе

 Дифференцирование глаголов совершенного и несовершенного вида, образование возвратных глаголов; закрепление умения образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развитие словаря антонимов

25

Наша пища

Упражнение  в употреблении различных форм имени существительного; закрепление навыка правильного использования в речи простых и сложных предлогов

26

Наша армия

Образование прилагательных от существительных; закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными

27

Весна

Упражнение  в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; классификация времен года; проговаривание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа

28

Мамин праздник

Преобразование имен существительных мужского рода в имена существительные женского рода; упражнение в подборе родственных слов; упражнение в подборе признаков к предметам

29

Одежда. Обувь. Головные уборы

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными

30

Наша страна. Мой родной край.

Знакомство детей с флагом, гимном и  гербом России;  образование прилагательных от существительных; развитие умения согласовывать слова в предложении

31

Насекомые

 Преобразование глаголов единственного числа в множественное число; развитие умения употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа

32

Лето

Образование и употребление прилагательных в сравнительной степени; закрепление  умения образовывать глаголы в прошедшем времени; развитие словаря синонимов

33, 34

Обследование

Обследование

1 класс  (второй год обучения)

Тема

Содержание занятия

Дата

1,2

Обследование

Обследование

3

Осень

Подбор признаков к предмету, действий к предмету;

упражнение в подборе слов и составлении предложений по картинкам; расширение словаря по теме

4

Овощи

Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа; формирование навыков словообразования; составление загадок о овощах с помощью наглядных моделей (опорных таблиц)

5

Фрукты

Использование простых распространённых предложений при ответах; образование относительных прилагательных; образование уменьшительно- ласкательных форм существительных;  составление сложносочинённых предложений с союзом а

6

Сад-огород

Расширение знаний детей об особенностях различных овощей и фруктов; расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени; составление предложений с заданным глаголом

7

Грибы

Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными;  согласование  существительных  с глаголами единственного и множественного числа; употребление существительных в творительном падеже множественного числа; составление предложений по картинке

8

Ягоды

Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным; упражнение в употреблении предлогов и имён существительных в различных падежах. Составление предложений с различными предлогами

9

Перелетные птицы

 Формирование навыков словообразования. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных, образование слов приставочным способом. Составление предложений с различными предлогами

10

Мебель

Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи; упражнение  в образовании прилагательных от существительных ; составление предложений по сюжетной картинке

11

Посуда

Сопоставление сходной посуды (тарелка – блюдце, чашка – кружка, кувшин - бутылка) по плану;

составление предложений с заданным словом;

распространение предложений определёнными определениями; составление сложноподчинённых предложений с  союзами если, когда

12

Мой дом

Образование относительных прилагательных;

образование сложных слов;  образование притяжательных прилагательных; расширение словаря антонимов; развитие навыков словообразования и словоизменения; составление  предложений по картинке

13

Домашние животные и птицы

Образование существительных множественного числа, притяжательных прилагательных  и их практическое употребление в речи

14

Зима

Образование и употребление родственных слов  к словам зима, снег, лёд, холод, мороз; подбор однородных сказуемых к слову снег; понятие многозначности слова идёт; усвоение переносного значения слов; составление предложений по опорным картинкам

15

Зимние забавы

Образование качественных прилагательных; закрепление умения  подбирать прилагательные к существительным; слова -признаки, слова –действия; закрепление предлогов при составлении предложений

16

Зимующие птицы

Употребление предлогов в, к, на, над, под, из, от, перед; согласование существительных с числительными;

образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

образование приставочных глаголов; употребление глаголов – антонимов; образование сложных прилагательных путём сложения (длиннохвостый, крас-ногрудый); составление предложений с этими словами

17

Дикие животные зимой

Образование притяжательных прилагательных; закрепление практического употребления в речи  предлогов; образование названий детёнышей, самок диких животных суффиксальным способом; подбор родственных слов к слову медведь; подбор и употребление синонимов; распространение предложений однородными определениями

18

Транспорт

 Образование приставочных глаголов движения; употребление несклоняемых существительных метро, такси; образование сравнительной степени прилагательных (больше, выше, быстрее); усвоение категорий   Р. п. существительных «Без чего не бывает»; составление предложений по двум опорным словам и предлогу

19

Семья

Усвоение категории Тв. п.  с предлогом с  «С кем ты живёшь?»;изменение лица глагола с 1-го на 3-е; обогащение речи антонимами; образование сравнительной степени прилагательных; составление описания своей внешности с помощью вопросов логопеда

20

Профессии

 Называние профессии по месту работы или роду занятия;  образование относительных прилагательных; образование названий профессий суффиксальным способом стёкла вставляет – стекольщик; подбор и употребление синонимов; подбор действий к предметам; закреплять употребление существительных в творительном падеже; составление предложений с заданными словами

21

Комнатные растения

 Употребление глаголов в прошедшем времени; закрепление умения подирать сходные и противоположные по значению слова;  выделение из текста однокоренных слов; составлять  предложения о растении по схеме

22

Рыбы

Активизация и расширение словаря по теме; формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Составление распространенных предложений по образцу

23

Наша армия

Расширение и активизация словаря по теме. Закрепление умения образовывать и употреблять в речи существительные в форме дательного падежа.

Формирование умения грамматически правильно строить предложения

24

Весна

Закрепление знаний об изменениях в природе весной; Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам). Закрепление умения в подборе и использовании антонимов;

Развитие диалогической речи

25

 Мамин праздник

Развитие словаря прилагательных, словаря по теме; самоконтроля за речью. Составление предложений о маме.

26

Человек в обществе

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида, образование возвратных глаголов; закрепление  умения образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов; составление распространенных предложений

27

Наша пища

Образование приставочных глаголов совершенного вида; образование относительных прилагательных;

развитие диалогической речи, составление нескольких предложений по заданной теме

28

Хлеб-всему голова!

Расширение знаний о значении хлеба в жизни человека; составление предложений по вопросам; составление сложносочинённых предложений с союзом а

29

Одежда. Обувь. Головные уборы

Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных. Образование сложноподчинённых предложений с союзами если, ко

30

Наша страна. Мой родной край.

Расширение представления о России, активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина — Россия»; составление высказываний на тему «Город – в котором я живу»

31

Насекомые

Расширение словаря по теме, закрепление употребления имён существительных в родительном падеже.  Построение предложений с  существительными и предлогами в косвенных падежах

32

Лето

 Расширение словаря по теме; образование сложных глаголов будущего времени «Что ты будешь делать летом?»; подбор признаков к слову лето; составление предложений по картинке

33,34

Обследование

Обследование

2 класс

Тема

Содержание занятия

Дата

1,2

Обследование

Обследование

3

Осень

Пересказ рассказа  Н. Сладкова  «Осень на пороге» с использованием картинок

4

Овощи

Пересказ описательного рассказа о овощах с опорой на схему

5

Фрукты

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

6

Сад-огород

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

7

Грибы

Пересказ сказки «Боровик, лисички и опята» с опорой на предметные картинки

8

Ягоды

Пересказ рассказа Я.Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок

9

Перелетные птицы

Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

10

Мебель

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

11

Посуда

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

12

Мой дом

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа

13

Домашние животные и птицы

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

14

Зима

Составление рассказа «Наступила зима..» по сюжетной картине

15

Зимние забавы

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

16

Зимующие птицы

Употребление предлогов в, к, на, над, под, из, от, перед; согласование существительных с числительными;

образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

образование приставочных глаголов; употребление глаголов – антонимов; образование сложных прилагательных путём сложения (длиннохвостый, крас-ногрудый); составление предложений с этими словами

17

Дикие животные зимой

Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк»

18

Транспорт

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

19

Семья

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин

20

Профессии

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

21

Комнатные растения

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

22

Рыбы

Пересказ рассказа Сутеева «Как я ловил рыбу»

23

Наша армия

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

24

Весна

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

25

Мамин праздник

Составление описательного рассказа о маме

26

Человек в обществе

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

27

Наша пища

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

28

Хлеб-всему голова!

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин

29

Одежда. Обувь. Головные уборы

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных карти

30

Наша страна. Мой родной край.

Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин

31

Насекомые

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

32

Лето

Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине

33,34

Обследование

Обследование

3 класс

Тема

Содержание занятия

Дата

1,2

Обследование

Обследование

3

Осень

Составление рассказа  по картинке «Осень»

4

Овощи

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

5

Фрукты

Пересказ рассказа Толстого Л.Н. «Косточка» по серии сюжетных картин

6

Сад-огород

Составление описательного рассказа по схеме о фрукте и овоще в сравнении

7

Грибы

Пересказ рассказа КатаеваВ. «Грибы» по серии сюжетных картин

8

Ягоды

Пересказ рассказа В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»

9

Перелетные птицы

Пересказ рассказа Соколова-Миткова И.С. «Улетают журавли» по опорным картинкам

10

Мебель

Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» по опорным картинкам

11

Посуда

Пересказ сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации

12

Мой дом

Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

13

Домашние животные и птицы

Составление рассказа «Неудачная охота» По серии сюжетных картин

14

Зима

Составление рассказа « Пришла зима» по предметны картинкам

15

Зимние забавы

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

16

Зимующие птицы

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

17

Дикие животные зимой

Пересказ рассказа Г. Скрибицкого « Митины друзья»

18

Транспорт

Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий

19

Семья

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

20

Профессии

Пересказ сказки «Две косы»

21

Комнатные растения

Составление описательного рассказа о комнатном растении по картинке

22

Рыбы

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

23

Наша армия

Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин

24

Весна

Пересказ рассказа Г.А Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий. Составление описательного рассказа с опорой на схему

25

 Мамин праздник

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

26

Человек в обществе

Составление рассказа «Человек» по серии картин

27

Наша пища

Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

28

Хлеб-всему голова!

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин

29

Одежда. Обувь. Головные уборы

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок

30

Наша страна. Мой родной край.

Пересказ Рассказа Баруздина С.А. «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц

31

Насекомые

Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему

32

Лето

Составление рассказа «Как я проведу лето»

33,34

Обследование

Обследование

4 класс

Тема

Содержание занятия

Дата

1,2

Обследование

Обследование

3

«Как птицы помогали саду»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

4

«Как птицы помогали саду»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

5

«Как птицы помогали саду»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

6

«Как Мурка за мёдом ходил»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

7

«Как Мурка за мёдом ходила»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

8

«Как Мурка за мёдом ходила»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

9

«Как познакомились кот и ёж»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

10

«Как познакомились кот и ёж»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

11

«Как познакомились кот и ёж»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

12

«Как медведь сам себя напугал»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

13

«Как медведь сам себя напугал»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

14

«Как медведь сам себя напугал»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

15

«Шар в окошке»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

16

«Шар в окошке»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

17

«Шар в окошке»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

18

«Водолаз и акула»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

19

«Водолаз и акула»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

20

«Водолаз и акула»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

21

«Как  медвежата трубу разбирали»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

22

«Как  медвежата трубу разбирали»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

23

«Как  медвежата трубу разбирали»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

24

«Как птицы филина приучили»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

25

«Как птицы филина приучили»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

26

«Как птицы филина приучили»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

27

«Михась – друг пограничников»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

28

«Михась – друг пограничников»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

29

«Михась – друг пограничников»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

30

«Как петух напал на медвежат»

Знакомство с рассказом. Составление рассказа с опорой на картинно-графический план

31

«Как петух напал на медвежат»

Восстановление картинно-графического плана. Запись  рассказа с опорой на план

32

«Как петух напал на медвежат»

Работа с деформированным текстом. Восстановление плана. Запись  рассказа без  опоры на картинно-графический план

33,34

Обследование

Обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» для 1 «В» класса на 2023-2024 учебный год

Цель:обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.Задачи:формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем мн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для 2 класса на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе«Математика» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана в соответствии с требованиям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...