Конспекты занятий учителя - логопеда
план-конспект по логопедии

Юрченко Ирина Федоровна

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса.

Тема. Парные согласные Ж-Ш.

Цель:

Учить различать парные согласные.

Задачи:

1.Развитие фонематического слуха.

2..Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.

3..Развитие навыка слогового анализа, грамматического строя речи.

4..Обогащение словарного запаса.

5.Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Оборудование: лексический материал: скороговорки, пословицы; раздаточный материал; буквы Ж и Ш; карточки; предметные картинки: жираф, шакал.

Ход занятия

I..Оргмомент. Повторение изученного материала.

- Дети, давайте назовем слова, которые начинаются со звуков

Б, д, т, п, г, с, к, з.

1.Запишите буквы парами:

Б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с.

- Что это за буквы? Какие звуки они обозначают? (Согласные)

- Почему мы их записали парами? (Потому что они парные согласные.)

(Дети отвечают.)

2.Расшифруйте заколдованные слова:

    Ж,  ф,  а,   р,  и            Ш,  к,  а,  л,  а

(жираф, шакал)

Логопед выставляет картинки с изображением жирафа и шакала.

- Какие первые звуки  в этих словах? (Ж, Ш)

- А, что это за звуки? Какие они? Гласные или согласные?

- Что их объединяет?   (Они парные)

- Кто догадался, какая тема нашего занятия? (Парные согласные Ж-Ш.)

На доску выставляется тема занятия:

Парные согласные Ж-Ш

II. Основная часть.

  Задание 1.Пальчиковая гимнастика.

                   

    Шарик                                                            Лошадка          

Надуваем быстро шарик.                                                У лошадки вьётся грива,  

Он становится большой.                                                 Бьёт копытами игриво.

Вдруг шарик лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

        

       Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Задание 2. Назови картинки. Выдели звук «Ж» или «Ш». Запиши букву.  Определи  место звуков «Ж» и «Ш» в словах:

         

 Задание 3.. Прочитай слоги:

ша-шо-шу-ши-шэ                              жа-жу-же-жо-жи

шо-шэ-ши-ша-шу                              жи-же-жо-жу-же

ша-шо-шу-ши-шэ                              жи-жу-же-жо-жа

шо-шэ-ши-ша-шу                            же-жу-жи-жо-жа

Задание 4.. Прочитай и запомни чистоговорки:

 Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу — молока несу... (ежу).

Ша-ша-ша — у Оли два карандаша,

Шо-шо-шо — мы читаем хорошо.

жи-жи-жи – в лесу живут ежи,

жа-жа-жа – нашли в лесу ежа,

жу-жу-жу – молоко даем ежу.

Задание 5. Прослушать слова. Смысл каких слов вам не понятен? Какие звуки мы слышим в каждом слове?

ШАГ, ШАР, ШОК, ЖУК, ШУМ, ШИК, ШОВ, ШЁЛ, ЖИЗНЬ, ШАЛЬ,

- Давайте их запишем. Букву Ж подчеркнем одной чертой, а ш – двумя.

- Давайте запишем графическую схему некоторых слов.

ШИРЬ, ЖАРА, ШИТЬ, НОЖ, МУЖ, ЖИРАФ, ШУМ, ЗАЖИМ, ДУШ, ТУШЬ, ПОЖАР, МЫШЬ.

Задание 6. Зачеркни букву «Ш», подчеркни букву «Ж»:

Ш В О А Ж Р Н М Е Ш Ч И В К Ж Н А О Л Д Ш Н Т Ы Ж Е Ц Н Ж Я С И К Ш А Е Ч Ж В Ы Д О Щ Ш Д Т С Н Ж Ы Ф Д В Ш В Ф Р С Ж Т К Д Ж Б З В Ш Д И Е О Ш Ф Ы Ж Ь К Ш Ю Е Ж О А В Ф Ш Ы ВА Ж П Р О Ш Л Д Ж Э Я М Ч Ж И Ц

( 11 букв Ш,  13 букв Ж.)

Физминутка.

Вот мотор включился (Вращательные движения руками перед собой)

Пропеллер закрутился,

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись (Поочередное поднимание колен)

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут (Покачивание руками, разведенными в стороны)

Приготовим парашют.

Толчок, прыжок (Прыжок вверх, руки в стороны)

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись (Приседание, руки в стороны)

Дети мягко приземлились.

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

- Ребята, злой колдун заколдовал слова. Но мы с вами их расколдуем, потому что мы добрые волшебники.

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

 Задание 8. Повтори скороговорку:

 Шапкой Сашка шишку сшиб.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

 Задание № 10. Запиши прилагательные:

Напиток из брусники – (какой?) ___________________    

Пирог с яблоками – (какой?) ______________________

Кисель с клубникой – (какой?) ____________________

Сок из слив – (какой?) ___________________________

III.Итог занятия.

- С какими звуками и буквами мы сегодня работали?

- Как называются эти согласные? (Парные.)

- Вы хорошо поработали на занятии. Я вами довольна!

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5

Задание 7. Прочти зашифрованные слова:

А

Ж

П

Р

О

А

Ш

К

У

Т

К

К

О

Е

О

Р

Ш

4

3

1

5

2

5

1

4

2

3

1

7

2

4

6

3

5



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: " Автоматизация звука [ Л] в словах и предложениях"

Цели:

1) Развивать артикуляционную моторику через выполнение  артикуляционных упражнений.

2) Развивать фонематический слух.

3) Закрепить произношение звука  [л]   в словах и предложениях.

4) Развивать грамматический строй речи в процессе выполнения заданий.

5) Обогащать словарный запас.

6) Развивать общую и мелкую моторику.

7) Формировать контроль за собственной речью.

Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, мягкая  игрушка Лунтик, шкатулка с картинками, сигнальная карточка.

 

Ход занятия:

 

I. Организационный момент.

Логопед:- Сегодня к нам в гости пришел герой из мультфильма.

-Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты фиолетовый зверёк – детям маленьким дружок.

-Ты узнал, кто это?

Ребёнок: -Это Лунтик.

На стол выставляется мягкая игрушка Лунтик.

Логопед:-Ты знаешь , откуда он к нам прибыл?

Ребёнок: - С луны прилетел.

Логопед:- Он прилетел послушать , как ты произносишь звук «л» и поиграть с тобой в разные игры.

 

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: -С какого звука начинается слово Лунтик и луна?

Ребёнок: - Со звука [л]  

Логопед:- Лунтику очень грустно от того, что он не умеет его правильно произносить. Давай научим Лунтика! Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

 

III. Артикуляционная гимнастика.

 

Логопед:-Давай сначала сделаем зарядку для языка. В этом тебе помогут весёлые картинки, посмотри на них и делай так же. («Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Пароход гудит», «Улыбка», «Вкусное варенье»).

 

IV. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лунтику по схеме , как нужно правильно произносить звук [л]   .

Ребёнок: -При произношении звука [л]   губы в улыбке,  зубы разомкнуты,    кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: -Звук [л]  согласный или гласный?

Ребёнок: - Согласный.

Логопед: -Почему?

Ребёнок: - Потому  что во рту есть преграда.

Логопед: -Звонкий или глухой?

Ребёнок:- Звонкий.

Логопед: -Почему?

Ребёнок: - При произнесении звука [л]  горлышко дрожит.

Логопед: -Твердый или мягкий?

Ребёнок: -Твердый.

 

V. Развитие фонематического слуха.

Логопед:- А сейчас Лунтик даст тебе сигнальную карточку, надо будет поднять соответствующую карточку если в слове есть звук [л] .

Логопед произносит слова: лошадь, шуба, лопата, чайник, рыба, белка, рука, ласточка, жук, санки, молоток, дятел, лук.

Логопед: -Молодец, правильно.

 

VI Физ. Минутка.

Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать

(скачет на двух ногах)

И как пчелки полетать

(машет руками)

На цветочки тихо сели

(сесть на корточки)

Мы вздохнули и уснули

(руки под щеку)

- Молодец! Лунтик отдохнул и зовет тебя поиграть с ним.

 

VII Автоматизация звука [л]в словах.

Логопед: -Лунтик на полянке нашел шкатулку. В ней много картинок. Сейчас мы с ними поиграем.

1 Игра  «Назови ласково».

Логопед: -Лунтик любит, когда слова произносятся ласково. Называй картинку, а потом это слово скажи ласково.

Ребёнок четко называет картинки: ложка – ложечка, лапа – лапка, белка – белочка, лук – лучок, лодка – лодочка, , лошадь – лошадка, булка – булочка, вилка – вилочка, халат – халатик.

Логопед:- А эти картинки Лунтик приготовил для другой игры.

 

2 Игра  «Один – много».

Логопед: - Я называю один предмет, а ты много таких же предметов: лось – лоси, лампа – лампы, лопата – лопаты и т.д.

 

3.Прямой счет от 1до 10 со словами лампа, ласточка: 1 лампа, 2 …, 3…, 4…, 5… и т.д.

 

4.Игра «Подбери нужное слово»

Логопед: - Лунтик просит подобрать к словам нужные картинки:

                 Сладкая…           спелый…            злой…

                 Голубое…           веселая…           желтая….

Логопед: - Лунтику очень понравилось, как ты выполнял задания.

 

VIII. Автоматизация звука [л] в предложениях.

Логопед: -Лунтик очень хочет научиться  составлять предложения. Давай научим его составлять предложения с парами слов.

 

1. Игра  «Придумай предложения».

Пары слов: Мила – лодка, Луша – ложка, Володя – велосипед, Лунтик – луна.

(ребёнок составляет предложения) .

Примерные ответы детей:

Мила плывет на лодке. Луша ест кашу ложкой и т.д.

Логопед:- Лунтик прочитал предложения, но ничего не понял. Давай исправим ошибки в них.

 

2. Игра «Исправь ошибку».

Халат надел маму.

Молок пьет Мишу.

Ладони вымыли Аллу мылом.

На белке сидела ёлка.

У голубого платья есть кукла.

Лук полол Клаву.

(ребёнок исправляет предложения).

 

IX. Развитие мелкой моторики.

-Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Лунтика. Давай соберем её.

(ребёнок выполняет задание).

- Молодец! Лунтик очень доволен и дарит тебе эту фотографию.

 

X. Итог занятия.

-Наше занятие подошло к концу. Лунтику очень понравилось с тобой играть. Ты хорошо работал. У тебя все получилось!

 



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса

Тема: Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях

Цель: Автоматизация звука Л

Задачи:

1.        Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях.

2.        Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л.

3.        Учить детей воспринимать и проговаривать двух-, трехсложные слова с одним стечением согласных в начале, середине и в конце слова.

4.        Формировать умение использовать в речи слов со звуком л в вопросительных и восклицательных предложениях.

5.        Формировать навык фонемного анализа слов со звуком л в начале слова, в середине и в конце.

Оборудование: запись «звуки леса»; картинки с изображением леса и лося; загадка о лосе; предметные картинки со звуком л на прямоугольниках (кирпичиках) 7 шт (стул, пчела, тарелка, лодка, клубника, дятел, слон) и 3 картинки без звука л (машина, книга, мяч), и на больших треугольниках (крыша) 2 шт для постройки дома со звуком л и без звука л (лось, заяц) ;  предметные картинки со звуком л, в начале слова, в середине и в конце слова (лампа, луна, булавка, иголка, стол, осёл, дом, кот, собака).

Речевой  материал:

•        Слова со звуком л в начале, середине и в конце слова для развития фонематического восприятия.

•        Слоговые ряды для автоматизации (Ли, лэ, ла, ло, лу, лы. Ла–ла–ла, ло–ло–ло, лу–лу–лу, лы–лы–лы, бал–вал–дал, зол–кол–мол, гул–дул–мул, мел–пел–сел, вил–мил–пил, выл–мыл–ныл).

•        Стечения согласных для автоматизации (кли–клэ–кла, кло–клу–клы, слу– слы–сло, гла–гло–глу–глы, зла–зло–злу–злы, бла–бло–блу–блы, фла–фло–флу–флы, пла–пло–плу–плы, хла–хло–хлу–хлы).

•        Слова  для автоматизации слов со звуком л (лось, лодка, стул, пчела, тарелка, луна, клубника, дятел, слон)

•        Слова для работы над фонемным анализом и синтезом слов (лампа, луна, булавка, иголка, стол, осёл).

•        Предложения для автоматизации звука л и отработки вопросительной и восклицательной интонации

План-конспект занятия.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глаза и послушайте, куда мы с вами попадем.

 Звучит запись «звуки леса».

Куда же мы с вами попали?  (В лес).

- Правильно в лес. Но это не простой лес, а сказочный: здесь все животные умеют разговаривать как люди. Послушайте пожалуйста загадку о том, с кем мы сейчас познакомимся.

2.Сообщение темы занятия.

- Ребята, послушайте, пожалуйста загадку.

Загадка.

Бесстрашен могучий лесной богатырь.

Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длинны.

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное …        (Лось.)

На доске вывешивается картинка лося.

- Назовите, пожалуйста, первый звук в слове лось. Правильно, это звук л.

3. Артикуляционные подготовительные упражнения.

Логопед: А давайте покажем лосю, как мы умеем работать язычком: «Улыбка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Болтушка», «Барабан», «Накажем непослушный язык», «Пароход гудит», «Грибок», надувание щек, выдыхание воздуха через щеки с прикушенным широким языком.

4. Характеристика звука Л.

- Расскажите лосю, звук л какой?

(согласный, звонкий, твердый.)

Когда мы произносим его, то:

—губы раскрыты, принимают положение последующего гласного,

—зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,

—кончик плотно поднят к верхним зубкам,

—боковые края языка опущены, пропуская  воздушную струю,

—корень языка поднят.

5. Развитие фонематического слуха.

- Давайте с вами поиграем, я буду называть разные слова, а вы будете хлопать только тогда, когда услышите в слове звук л: корова, торт, лак, снег, лес, пила, лампа, кастрюля, лужа, лодка, тарелка, санки, книга, поле, салат, лук.

- Молодцы, а теперь давайте усложним игру. Если в слове звук л будет в начале слова, то вы будете хлопать, если в середине слова, то топать, если в конце слова, то вы будете хлопать себя по коленкам: ложка, палка, спал, скалка, локоть, лошадь, чулок, вал, болото, бал.

6. Автоматизация звука л в слогах.

Логопед: Давайте споем песенку для лося и жителей леса. Лэ, ла, ло, лу, лы. Ла–ла–ла, ло–ло–ло, лу–лу–лу, лы–лы–лы, бал–вал–дал, зол–кол–мол, гул–дул–мул, мел–пел–сел, вил–мил–пил, выл–мыл–ныл, кли–клэ–кла, кло–клу–клы, слу– слы–сло, гла–гло–глу–глы, зла–зло–злу–злы, бла–бло–блу–блы, фла–фло–флу–флы, пла–пло–плу–плы, хла–хло–хлу–хл        

7. Автоматизация звука л в словах.

 Логопед: Мы такую хорошую песенку спели для лося, а он грустный. А знаете почему? У него нет домика, где он мог бы жить. Вот кирпичики и крыша с картинками в которых есть звук л. Надо построить из них дом.

К доске выходят двое детей выстраивают дом, при этом, называя картинки, остальные дети повторяют за ними. Картинки: лось и заяц (в треугольнике); стул, пчела, тарелка, лодка, клубника, дятел, слон, машина, книга, мяч (в прямоугольниках).

8. Физминутка «Послушай, повтори, покажи»

- Сейчас я назову вам цепочку слов, вы должны ее запомнить, повторить и дотронуться до тех предметов, частей тела, которые будут названы (логопед произносит в разной последовательности слова: стол, пол, стул; волосы, глаза, ладони, лоб. Дети выполняют задание).

9. Фонемный анализ и синтез слов.

- А вы знаете ребята, что  лосёнок еще учится в школе, и им дали домой задание, разложить картинки со звуком л, в корзинки. Давайте поможем лосю.  

Сначала с детьми обсуждаются схемы, на которых звук л нарисован в начале слова, в середине и в конце. Затем, трое детей выходят к доске и выкладывают в корзинки-схемы, картинки со звуком л в начале слова, в середине и в конце( лампа, луна, булавка, иголка, стол, осёл, дом, кот, собака).

- Придумайте пожалуйста ещё слова в которых есть звук л в начале слова, в середине и в конце.

10. Предложения для автоматизация звука л

- Составьте, пожалуйста, предложения со словами, которые вы придумали.

Произнесите их со знаком вопроса, восклицания.

11. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Занятие с группой учащихся 1 класса

Тема. Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Цели:

- закрепление звука Л в слогах и словах;

- развитие общих речевых навыков;

- развитие мелкой моторики:

- формирование и развитие слухового восприятия;

- воспитание самоконтроля в речи учащихся.

Оборудование: индивидуальные зеркала, шапочки-цветы, шапочки-улитки, шапочки-пчелки; бумажные пчелки на нитка для поддувания; предметные картинки со звуками Л, ЛЬ в названиях предметов для игры «Улитки играют в прятки»; аудиозапись со звуками колокола, пения соловья, ржания лошади, аудиозапись музыки В.Моцарта «Маленькая ночная серенада».

Ход занятия

I.Оргмомент:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправляемся на луг.

II.Коррекция мелкой моторики пальцев рук:

-Посмотрите, какой красивый цветок вырос  на нашей поляне.

Давайте вспомним упражнение для пальцев про цветы:

Наши алые цветки     (соединяют чуть согнутые ладони – «бутон»)

Распускают лепестки   (разволят пальцы в стороны, запястья соединены – «раскрылся бутон»).

Ветерок чу3ть дышит (тихонько дуют на цветок)

Лепестки колышет (качают «цветком»)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки  (соединяют пальцы рук – вновь перед нами «бутон»)

Головой качают  (покачивают «бутоном» вправо-влево),

Тихо засыпают (сомкнутые соединенные ладони складывают в кулачки – «цветы спят»).

Утром ранним все цветки (вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «бутон» тянется к солнцу)

Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны – «бутон» расцвел).

III.Обучение элементам массажа:

- Ой, какие красивые цветы выросли на лужайке. Представьте, что вы тоже цветы.

На детей надевают шапочки-цветы:

Вы не дети, вы цветы

Небывалой красоты!

Вас все ценят, вас все любят – Насекомые и люди.

Представьте, что ваши головки это бутончики цветов.

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки, (постукивание лица подушечками пальцев)

А прожорливые мошки

Объедают понемножку. (пощипывание)

Мухи возле нас снуют

Больно крылышками бьют. (похлопывание).

Паутиной, как веревкой,

Нас паук опутал ловко. (провести пальчиками вертикальные и горизонтальные линии по лицу).

Вот как нас обидели

Разные вредители!

Но хозяюшка-пчела

Вредных мошек прогнала (разглаживание лица)

И за это пчелке в дар

Отдадим мы свой нектар.

- Вот мы с вами снова люди и продолжаем наше путешествие по лугу.

IV.Артикуляционные упражнения:

- Полюбовались красивыми цветами и отправляемся дальше.

Посмотрите, мы вышли к небольшому озерцу. А здесь живут цапля и лягушки.

Злая цапля по болоту

Каждый день шла на охоту. (прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопывать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук).

Всюду цапля клюв совала,

Жить лягушкам не давала! (вытянуть губы вперед «длинным клювом»)

И заплакали лягушки:

«Что же делать нам, подружки?» (обиженно оттопырить нижнюю губу)

Хватит хныкать и бояться,

Лучше будем улыбаться! (длительно удерживать губы растянутыми в улыбке)

Все, теперь нам цапли

Ни страшны ни капли!

И такие цапли

Не страшны ни капли! (чередование «улыбки» и «клюва»)

Где ты, цапля, выходи!

Мы тебя сейчас съедим! (пожевать язык, многократно произнося при этом слог «ла»)

Даже губки мы оближем,

Что стоишь? Иди поближе! (облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз)

От испуга цапля вдруг.

Завопила, как индюк. (быстрыми движения широким кончиком языка вперед-назад)

Крылья цапля распустила,

Замахала со всей силы. (помахать языком вверх-вниз)

И быстрее самолета

Улетала прочь с болота. (протяжное произношение звука Л).

V.Развитие силы выдоха

- Цапля улетела, а мы отправились дальше.

Кто это там летит? (Пчела).

Это же наша хозяюшка-пчела! У вас в коробочках лежал пчелки.

Достаньте их. Давайте подуем на пчелок, чтобы нашей хозяюшке-пчелке не было так одиноко летать.

VI.Автоматизация звука Л в чистоговорках.

Ла-ла-ла, вот летит пчела.

Лы-лы-лы, не боюсь пчелы.

Лой-лой-лой, вместе с той пчелой.

Лу-лу-лу, полечу на луг.

Дети хором повторяют чистоговорку.

VII.Темпоритмические упражнения:

-А на лугу то дождь, то солнышко. Погода все время меняется.

Дети изображают пчелок, которые летают по лугу.

Звучит мелодия В. Моцарта «Маленькая ночная серенада».

Когда музыка нарастает, то «пчелки» сидят дома – «идет дождь».

Когда заиграет ритмичная музыка, веселая – «выглядывает солнышко», «пчелки» летают по лугу.

VIII.Развитие слухового восприятия.

- Вот и закончился день на лугу. Наступает ночь. Послушайте, какие звуки можно услышать в это время..

Дети слушают записи: ржание лошадей, пение соловья, звон колокола. Определяют, что за звуки они слышали.

IX.Автоматизация звуков Л и ЛЬ в словах.

- Ночь прошла. Вновь выглянуло солнышко. На лугу начали появляться различные насекомые.

- Кого вы видите? (улиток).

_ Эти клопы решили поиграть в прятки. Назовите, где на лугу могут спрятаться улитки?

Дети переворачивают картинки, разложенные прямоугольником 3х4 на столе перед каждым ребенком и проговаривают, где могут прятаться улитки.

Например: под палочкой, за подсолнухом, в колосьях и т.д.

- А теперь назовите слова со звуком Л, потом со звуком ЛЬ.

Дети определяют в названии каких картинок находится нужный звук.

- Давайте мы с вами поиграем в игру «Улитки играют в прятки». Посмотрим, чья команда улиток победит.

Дети прячут по 3 улитки под тремя своими картинками. Затем по очереди предлагают убрать разные картинки друг другу.

Например: - Ваня, убери болото» и т.д.

Тот ребенок, который нашел улитку, получает право убрать еще одну картинку. Победит тот, кто первый найдет всех улиток своего соперника.

X.Итог.

- Вот и закончилось наше путешествие по лугу.

Какое настроение и какие эмоции вам пришлось испытать?

Дается оценка работы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии  с учащимися 2 класса

Темы:                                                                                                                                                                                  Логопедическая:

- развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.                                                                                                                   Лексическая: 

- Зима. Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь.                                                                       Цели:                                                                                                                                                                                                 1.Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;

2.Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;

3.Развивать слуховую память и слуховое восприятие;

4.Научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь;

5.Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова; 6.    Расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

 Оборудование: картинки, дидактический материал.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет: - последний месяц осени, - первый месяц зимы, - второй месяц зимы, - последний месяц зимы, - какое время года наступит после зимы, - первый месяц весны, - сколько месяцев длится зима.

II.Проверка домашнего задания.

 Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске.

Загадки:

 •    Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга)

•    Летом бродит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

•    Кто всех пугается, под кустом скрывается? (Заяц)

•    Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз)

•    У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)

III. Выделение мягких согласных из слов отгадок.

 Запись слов – отгадок с комментированием и проговариванием.

 - Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий. (Медведь) - Назовите последний звук в слове (ТЬ)

А как мы напишем слово? (Медведь)

Какую букву надо писать на конце слова? (Мягкий знак)

Почему? (Потому что последний согласный мягкий).

- Почему в этом слове после М-Е? (Слово записывается в тетради с проговариванием и комментированием.)

- Назовите слово с мягким согласным в середине слова. (Сосулька.)

 - Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ). Какой по счету этот звук? (5)

Какую букву надо писать после буквы Л? Почему?

 - Найдите слово с мягким согласным в начале слова. (Вьюга) Какой мягкий звук? (ВЬ). Сливается ВЬ с последующими звуками или разделяется в произношении: Вь-юга? (Не сливается) Какую букву надо писать после В? (Ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Почему? (ВЬ не сливается с Ю) Запись слова.

 IV.Сообщение темы урока. 

- Сегодня мы будем продолжать работать над словами, в которых пишется Ь.

V.  Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов.

1.  Развитие фонематического синтеза. Отгадайте слово по начальным буквам названий картинок: Листья (ЛЬ) Дерево (ДЬ) Индюк (И) Ножницы (Н) Ананас (А) Это слово: ЛЬДИНА

 2.  Развитие фонематического анализа

 а) Отгадывание слова.

 - Это слово – часть суток; чтобы узнать это слово, вы должны задать вопросы о звуках и буквах этого слова.

Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ)

 б)  Работа с цифровым рядом. У каждого ученика Цифровой ряд. Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему? Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ.

 в) Развитие позиционного анализа.

На доске картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь. Логопед предлагает назвать картинки:

 - Возьмите картинку, название которой состоит из одного слога (ЕЛЬ).

 - Какой согласный звук в конце слова?(ЛЬ).

- Как он обозначается на письме? (Буквами Л и Ь).

- Возьмите картинку, в названии которой звук ВЬ между гласными Е и Я (ДЕРЕВЬЯ). - Какую букву вы напишите перед Я? (Ь ) Какой это мягкий знак? (Разделительный) Что он показывает? (Что согласный ВЬ не сливается с гласной Я).

- Возьмите картинку, в названии которой после А слышится РЬ.

- Какую последнюю букву вы напишите в конце слова? (Ь) Почему?

 - Возьмите картинку, в названии которой У слышится перед ПЬ (Голубь) А какие буквы вы напишите в конце этого слова? (БЬ) Почему?

VI.  Работа со словосочетаниями.

 - О каком времени года вам напоминают слова: вьюга, метель, сосульки? (О зиме) После какого времени года приходит зима? (После осени)

А какому времени года уступает она свои права? (Весне) - Какие мягкие согласные слышатся в конце названий зимних месяцев? (РЬ, РЬ, ЛЬ)

- В декабре уже морозы, правда, не такие сильные, как в январе. Как можно по-другому сказать вместо МОРОЗЫ В ДЕКАБРЕ? (Декабрьские морозы) В слове ДЕКАБРЬСКИЕ после какой  буквы напишите Ь? (После Р). ЯНВАРСКАЯ – какие мягкие согласные звуки? (Их нет) Надо ли писать Ь после Р в слове ЯНВАРСКАЯ? (Нет) Почему ? (Р-твердый звук)

 - В феврале уже становится теплее, иногда бывают даже оттепели; как назвать ОТТЕПЕЛЬ В ФЕВРАЛЕ? (Февральская оттепель) В слове ФЕВРАЛЬСКАЯ пишется Ь? После какой буквы? (Л) Почему?

Запись родственных слов: ДЕКБРЬ-ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ-ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ-ФЕВРАЛЬСКИЙ.

VII.     Работа с текстом.

 - Известный русский поэт А. Блок написал очень красивое стихотворение о зиме. Оно написано на доске, но некоторые слова в нем зашифрованы. Их надо отгадать, и тогда мы сможем прочитать выразительно это стихотворение. На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы.

Снег да снежные узоры,

 В поле  в (5-2), разговоры,

В  п (4-4)  часов уж  т (4-2). Д (4-4)  — к(6-4), снежки, салазки: Вот она зима.

Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая – на каком месте пишется Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ) Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение.

 VII.  Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога

Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...

конспект подгруппового занятия учителя-логопеда

Методическая разработкаКонспект подгруппового занятия учителя-логопедапо коррекции общего недоразвития речи у обучающихся  1  класса с ОВЗ (адаптированная образовательная программа 4.1....

Конспект логопедического занятия учителя-логопеда

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия на тему: Развитие анализа и синтеза структуры предложения у учащихся 2 класса.Тема: Логопедическая – Развитие анализа и синтеза ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...