ПРОЕКТ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА "Коммуникативные игры. Как способ развития речи у детей 2- 3 класса"
методическая разработка по логопедии

Юрченко Ирина Федоровна

Проект учителя- логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект130 КБ

Предварительный просмотр:

СОГ БОУ «Гагаринская школа- интернат»

Проект

"Коммуникативные игры.

Как способ развития речи у детей 2- 3 класса»

Подготовила учитель- логопед: Юрченко Ирина Фёдоровна

Гагарин

 2023 г

Введение

      В последние годы  отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.  При нарушении связной речи часто отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Для гармоничного развития ребёнка необходимо комплексное воздействие на речевые и личностные сферы. Использование коммуникативных игр в обучении  позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Актуальность   проекта определена необходимостью личностного развития младшего школьника  через развитие речи в процессе использования коммуникативных игр. Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Цели и задачи проекта

Цели:

Развитие  речи и профилактика речевых нарушений через общение в процессе игры. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми.

Задачи:

- активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй ;

- дать элементарные сведения о культуре общения  через коммуникативно – речевые ситуации, игры и упражнения;

- стимулировать развитие диалогической и монологической речи;

- развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;

- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через игру;

- углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

-совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди учителей  и родителей.

Участники:

учащиеся 2 -3 классы школы ,  учитель-логопед, учитель начальных классов, педагог психолог, родители.

Приёмы:

- наглядный (использование картинного материала);

- словесный (дидактические упражнения);

- игровой создание игровых ситуаций, развитие мелкой моторики, динамические паузы).

Методы и формы работы:

-дискуссия, обсуждение, беседа;

-двигательные упражнения;

-рисунок;

-игра;

-драматизация (разыгрывание различных ситуаций);

-работа в парах;

-работа в малых группах

Обеспечение проекта:

-видео и аудио-треки;

-картотеки игр и упражнений;

-наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски;

-технические средства – компьютер, проектор;

-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц (2 раза в неделю)

Основная часть.

I Этап. Подготовительно-информационный.

Диагностический этап: Обследование ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок, Обследование зрительного и слухоречевого внимания, памяти.

1. Календарно-тематическое планирование на месяц.

 Подгрупповые занятия.  Всего - 8 часов ( 2 раза в неделю).

Тема занятия

Цели и задачи

Игры и упражнения

Дата

По плану

По факту

1

Различение гласных звуков и букв.

Закреплять понятия "гласные -согласные",различать гласные буквы и звуки, определять последовательность и место звука в слове.

Д/И и упражнения:

"Угадай слово", "Найди место звуку", "Собери цепочку", "Найди себе пару".  

04.10

2

Одежда.Обувь.

Головные уборы

Расширять словарь по теме. Правильно согласовывать слова в речи. Образовывать относительные прилагательные.

Д/И"Опиши предмет", "Одень товарища", "Один-много", "Что из чего", "Собери чемодан".

06.10

3

Звук и буква Л

Закреплять правильное произношение звука Р словах,фразах. Определять место звука в слове,развивать фонематическое восприятие.

Д/И "Найди картинку","Эхо, звуковое лото, игра "Договори фразу", Логоритмика.

11.10

4

Дикие животные.

Расширять и систематизировать словарь по теме, закреплять правильное употребление падежных окончаний, развивать связную речь. составлять описания по схеме.

Логоритмика.      Д/и "Кто где живёт",  лото- "Дикие животные", игра "Опиши и расскажи",        игра-пантомима-"Покажи и отгадай"

13.10

5

Домашние животные и их детёныши.

Расширять словарь по теме. Правильно согласовывать слова в речи, составлять распространенные предложения. Учиться составлять рассказ-описание.

Д/И "Домашние животные", "Загадай загадку",  лото- домашние животные, игра-пантомима-"Покажи и отгадай".  

18.10

6

Звуки Л-Ль в речи.

Закреплять правильное произношение звуков в связной речи. Развивать силу голоса, интонацию. Учиться работать коллективно.

Д/И "один - много". Игра “Скажи наоборот”

«Большой-маленький»

20.10

7

Осенние приметы

Расширять и обогащать словарь, по теме,образовывать родственные слова, составлять связный текст по серии картинок.

Серия картинок по теме для коллективной работы. Логоритмические упражнения.

25.10

8

Дифференциация звуков и букв.

Закреплять умение находить заданный звук в слове, определять последовательность звуков в слове, развивать навык звукового анализа и синтеза.

Д/И "Собери слово", "Собери цепочку из слов". Коллективная игра "Живое слово".

27.10

2.Модель взаимодействия с другими педагогами.

 Достижение эффекивности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса, а также за счет совместного решения образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Это взаимодействие между :  учителем - логопедом;

учителем начальных классов;

педагогом-психологом;  

 родителями.

 Формы взаимодействия учителя - логопеда и педагога-психолога:

- совместная диагностика детей на разных возрастных этапах,

- создание развивающей среды,

- построение индивидуальных маршрутов развития детей,

- планирование и проведение совместной работы с родителями.

Формы взаимодействия учителя - логопеда и учителя начальных классов:

- формирование необходимых знаний, развитие речи путём накопления, обогащения, активизации словаря,

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения,

- закрепление навыков пользования активной речью.

 Формы взаимодействия учителя - логопеда и родителей:

1. Информационное:
- знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
- знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

2. Образовательное:
- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
- формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

3. Методы и формы работы:

-дискуссия, обсуждение, беседа;

-двигательные упражнения;

-рисунок;

-игра;

-драматизация (разыгрывание различных ситуаций);

-работа в парах;

-работа в малых группах

II Этап. Практический - познавательный.

1. Особенности речевого развития учащихся.

Учащиеся 2-3 классов ( 8-9 летнего возраста )  имеют в основном нерезко выраженное  ОНР III уровня.

     Отличительной особенностью детей с ОНР этого уровня является нарушение формирования навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы, фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой стороны речи.

В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный подбор слов.

Дети этого уровня речевого развития  используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа, смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже, склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода, неправильные падежные окончания слов женского, ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов, ошибки в беспредложном и предложном управлении, неправильное согласование существительного и прилагательного.

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, незначительно нарушена. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных . Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

2. Перечень методик коммуникативного развития.

1.Обучение в сотрудничестве, работа в парах.

2. Коммуникативная компетентность.

3. Работа с художественной литературой.

4. Занятие искусством, самодеятельностью.

5. Посещение театров.

6. Диалог: взрослые –дети.

7. Метод создания воспитывающих ситуаций - ситуация свободного выбора.

8. Метод коммуникативного тренинга: ролевые игры, выполнение заданий по заданным правилам – вступать в общение в коллективе.

9.Метод творческого поиска- эмоциональное переживание, сопереживание. Умение слушать собеседника.

При планировании занятий с детьми для :

I этапа используются пособия: Глинка Г.А, Ефименковой Л.Н, Мисаренко Г.Г.

 II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.Лалаевой

III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Планирование осуществляется на основе научно-методических разработок учителей-логопедов:

Садовниковой И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников”

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”.

3. Картотека коммуникативных игр для младших школьников

Процесс адаптации ребенка в условиях школьного образовательного учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры. С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Можно выделить 4 вида использования коммуникативных игр, которые направлены на формирование умения активно слушать, умения сотрудничать, умения высказываться, умения правильно перерабатывать информацию. 

Игры представлены по 4 направлениям:

Умение активно слушать

Доминирующая образовательная задача: развитие внимания к партнеру, слухового восприятия,  наблюдательности
1.«Расследование»
Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические 
способности, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная 
занавеска.
Ход игры:

Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание.
Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать,
кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить, как можно больше
его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.). Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.
Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.

II. Умение сотрудничать.   Доминирующая образовательная задача: развитие умения слышать, понимать друг друга, воспитание доверительного отношения друг к другу

2. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого
человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Учитель даёт задания:

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь
руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
-снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
-ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями, опустите руки.

3.“Клеевой ручеёк”

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само-и
взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем
общаешься.
Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том,
что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Подняться и сойти со стула.

Проползти под столом.

Обогнуть “широкое озеро”.

Пробраться через “дремучий лес”.

Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

4.«Лебедь, рак и щука».

Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине,
соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу
ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть
соперника на свою сторону. Необходимо смотреть, чтобы дети не нанесли себе травмы.

5. «Веселая сороконожка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Выполняется под весёлую музыку.
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше.
Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка
впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он
направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение
сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно
справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят
усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
6. «Газета»

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка.
Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее.
Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать
на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно
обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде.
Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После
того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их
расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

7. “Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

8. «Поймай хвост дракона»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

III. Умение высказываться.  Доминирующая образовательная задача: умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам

9. Игра – приветствие « Микрофон».

Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на день.

10. «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и
коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети
должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель,
литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.
Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация –
соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

11. «Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнёрах и ситуациях общения. Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с
закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со
словами:
Позвони, мне позвони,

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может небыль.

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать
сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

12. «Подарок на всех»

Детям даётся задание: “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех

13.«Я - режиссер».

Детям предлагаются пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»...Обсуждается смысл пословиц. Затем детям предлагается стать театральными режиссерами: разыграть любую пословицу как маленький спектакль средствами пантомимы. (Необходима предварительная беседа о функциях режиссера.) Пример: в мини-спектакле «Семь раз отмерь, один раз отрежь», пофантазировав, можно действовать с предметами (укоротить длину рукавов, штанин), сопровождая процесс выразительной пантомимой.

Спектакль-пантомима дает возможность провести с детьми викторину «Какую пословицу мы разыграли?» Можно разыгрывать пословицы, в которых упоминаются предметы одежды, например: «Встречают по одежке, а провожают по уму», «Работать спустя рукава» и т.д. Правильно определить пословицу, наряду со средствами пантомимы, детям поможет пропевание отдельных реплик. Также возможно музыкальное сопровождение: дети сами выбирают инструменты, подходящие для их мини-спектакля, и музыкально оформляют «спектакли».

IV. Умение правильно перерабатывать информацию.  

Доминирующая образовательная задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения
14. «Ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

Два мальчика поссорились – помири их.

Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят
твоей группы – попроси его.

Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,
помириться с ним.

Ты пришёл в новый класс – познакомься с детьми и расскажи о себе.

Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у
библиотекаря.

Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.
Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища.

Ребёнок плачет – успокой его.

К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою
комнату и свои игрушки.

Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или
бабушке.

Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя
схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как
нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

15.«Пресс-конференция»
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например:
“Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В
цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому
будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы
детей.

4. Фронтальное логопедическое занятие по теме:

           "Звуки Л-Ль в речи."                              

( подгрупповое логопедическое занятие для младших школьников 1 класс)

   Дата проведения : 20.10.2022г.

   Продолжительность : 40 мин.

   Цель: автоматизировать звук  Л в словах, словосочетаниях, предложениях;

             развивать связную речь учащихся.

  Задачи:

коррекционно-развивающие:- корригировать произношение; корригировать и развивать связную устную речь ( обогащение активного словарного запаса,  развитие   монологической речи через формирование связного высказывания); корригировать речевое дыхание; корригировать и развивать зрительное восприятие; корригировать и развивать слуховое восприятие; развивать общую и мелкую  моторику  (формирование умения  согласовывать речь с движением,  развитие ритмичности, плавности движений) ; развивать память, внимание, логическое мышление (установление логических и причинно-следственных связей).

образовательные: расширять словарь по теме "Овощи-фрукты"; совершенствовать навык словообразования; учить правильно согласовывать разные части речи в предложении; закреплять навык чтения.

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в сотрудничестве со сверстниками: воспитывать нравственные качества (взаимопонимание, трудолюбие, усидчивость).

Материал : 

демонстрационный - игрушка-мельница, схемы для  описания предметов, схемы слов, серия картинок "Сбор урожая".

Раздаточный - предметные картинки, таблички с именами, Д/И "Что где растёт", мяч.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

I. Орг.момент

Организовать детей,настроить на работу.Создать благоприятный психологический климат.

Игра:

"Микрофон".

Педагог предлагает детям  сказать слова приветствия и  пожелания друг другу. Каждый высказавшийся садится на своё место.

II-1

Проверка домашнего задания.

Проверить как усвоен материал предыдущих занятий,выяснить насколько скорригировано произношение звука Р в разных позициях слова.

Игра:

"Подбери слово".

Педагог проверят у детей домашнее задание и просит назвать слова со звуком Л в определенной позиции, опираясь на схемы слов.

II-2

Актуализация знаний.

Актуализировать знания по теме: "Овощи-фрукты", закрепить правильное произношение звука в словах.

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к занятию.

Д/И " Что где растёт".

Педагог раздаёт детям по несколько предметных картинок с изображением овощей и фруктов. Просит детей назвать предметы, затем просит распределить на группы (поместить картинки в соответствующие корзинки).    

Динамическая пауза.

Развивать общую моторику, закреплять правильное произношение и согласование слов.

Игра: "Один-много".

(овощи-фрукты)

 Ребенок называет предмет  в единственном числе, бросает мяч товарищу. Ребенок называет предмет во множ.числе.

II-3

Изучение нового материала.

Обогащать словарь по теме, учиться правильно согласовывать имена существительные с именем прилагательным в роде, числе. Учиться отвечать на вопросы полным предложением. Закреплять правильное произношение звука Л .

Игра: "Опиши предмет".

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться описывать предмет

Для этого предлагается схема для описания овощей и фруктов. Дети описывают предмет по схеме.

II-4

Закрепление изученного материала.

Учиться правильно строить предложения, правильно согласовывая слова. Развивать воображение. Закреплять правильное произношения звука Л в предложениях.

Упражнение: "Отгадай загадку".

Педагог предлагает детям придумать загадку про предмет, не называя его, используя названия овощей и фруктов. Остальным детям предлагается отгадать эту загадку.

Речедвигательная гимнастика

Закреплять правильное произношение звука Л в чистоговорках. Координировать речь с движениями, развивать чувство ритма, память, внимание.

Проговаривание чистоговорок в сочетании с движениями

Педагог предлагает детям выполнять движения, проговаривая чистоговорки с произношением слогов и фраз.

II-5

Контроль знаний.

Развитие связной речи.

Развивать связную речь. Закрепить правильное произношение звука в речи. Учиться работать сообща. Развивать логическое мышление, восприятие, память, внимание.

Составление коллективного рассказа по серии картинок.

"Сбор урожая".

Педагог показывает детям слайды с сюжетными картинками. Задает вопросы по картинкам.

Затем педагог просит  расставить картинки по порядку и придумать связный рассказ.

Составляется коллективный рассказ.

III-1

Итог.Оценка.

Обобщить тему урока. Подвести итоги занятия. Учиться оценивать свою работу.  Оценить деятельность детей.

Подведение итогов занятия.

Опрос детей.

Оценка деятельности детей.

Педагог просит детей вспомнить какой звук отрабатывался на занятии, какие виды работ выполнялись, что больше всего понравилось.

Предлагает оценить каждого свою работу и оценивает деятельность каждого ребенка.

Педагог задает домашнее задание по пройденной теме

III-2

Домашнее задание.

Закрепить знания, полученные на занятии, дома.

Объяснение домашнего задания.

Вывод: На занятии учитывались индивидуальные особенности учащихся, поэтому целесообразным было использование таких приёмов, как разъяснение, рассуждение, обобщение.

Занятие способствовало развитию познавательных процессов: концентрации, устойчивости внимания (использовала различные наглядно-дидактические материалы, таблицы, схемы), способности к переключению (при переходе к следующему заданию); наблюдательности   к языковым явлениям, долговременной памяти; мышления (ответы на проблемные вопросы, высказывание детей своей точки зрения); воспитание мотивации к учению (различные виды деятельности). .Активизации умственной деятельности  и развитию коммуникаций детей способствовали выбранные учителем-логопедом игровые приёмы и правильно подобранный дидактический материал. Задания давала с учётом индивидуальных особенностей учащихся и с опорой на несколько анализаторов: зрительный,   слуховой, тактильный. На занятие использовала все виды речи: слушание, говорение, чтение, письмо. Развивала коммуникативную функцию речи, разбирала допущенные ошибки и их корректировала. Контроль осуществляла постоянно, через обратную связь и самоконтроль.

        Для достижения целей занятия использовались принципы: доступности, научности, наглядности, активности, сознательности, проблемности, системности и последовательности.

В ходе занятия были созданы условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся (обсуждение проблемных вопросов, ребята высказывали свою точку зрения, участвовали в дидактических играх.

        Смена видов деятельности была необходима для поддержания работоспособности учащихся, для реализации здоровьесберегающих принципов обучения.

         Ценность занятия в том, что учащиеся не боялись на занятии рассуждать и отстаивать свою точку зрения.                                

Вывод: Я считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, имело коррекционно - воспитывающее и коррекционно - развивающее значение.  Мне удалось решить поставленные задачи,  избежать при этом перегрузки и переутомления детей.  

5. Методики по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

"Скажи наоборот"

"Подумай и скажи"

"Составь

рассказ"

Развивать умение подбирать  и употреблять слова с противоположным значением.

Учиться устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, развивать связную речь.

Учиться правильно строить предложения, соединяя их в связный рассказ.

В процессе обучения ребенок учится подбирать слова-признаки, слова-действия противоположного значения и использовать их в разговорной речи.

Ребенок учиться подбирать слова по смыслу; строить распространенные предложения с союзом "потому что".

У ребенка обогащается словарь,  развивается связная речь, развивается навык согласования слов в предложении.

Обогащается словарь, в  связной речи правильно используются значения слов. Рекомендовано для детей 6-8 лет при недостаточной сформированности лексико-грамматического компонента.

В процессе этого упражнения расширился словарь и умение продолжить начатую фразу. Рекомендовано для детей младшего школьного возраста.

Рекомендовано использовать сюжетные картинки или серии картинок, а также картинки с проблемным сюжетом.

6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОНР III уровня.

 Ф.И.О................., ученик 2-го класса.

Цель: коррекционная логопедическая работа.

Задачи:  развитие артикуляционной моторики; формирование правильного произношения; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие языкового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического компонента речи; развитие связной речи.

Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.  Коррекционная работа осуществляется через индивидуальные занятия.  Количество и продолжительность индивидуальных  занятий от 20 до 30 минут 2 раза в неделю.

Содержание индивидуальных занятий:

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, силы голоса.

2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко- слоговых сочетаниях;  вызывание и постановка отсутствующих звуков и коррекция искаженных звуков;  первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

3. Развитие мелкой и крупной моторики.

4. Обогащение словаря по лексическим темам ("Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Продукты питания", "Дикие и домашние животные" ит.д.)

5. Развитие грамматического строя по лексическим темам.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.

8.Заключение и рекомендации:  по истечении первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития и  определения дальнейшего плана обучения.

7. Рекомендации для педагогов:

- соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам;

- следить за правильным произношением звуков детей-логопатов;

- использовать упражнения на развитие фонематического слуха,  

  предупреждая этим возникновение дисграфии;

-  учитывать возрастные особенности детей;

-  осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной  

   деятельности;

- предъявлять программные требования с учетом возможных

 специфических (речевых) ошибок;

- учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать  

  доступный материал;

- широко использовать наглядность, игровые приемы.

Рекомендации для родителей - необходимо  активно привлекать  к работе родителей, чтобы  способствовать повышению компетентности родителей и повышению результативности обучения.

Содержание коррекционной работы предполагает:

- консультации для родителей;

- лекции по вопросам характеристики речевого нарушения;

-  индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

 - проведение практических тренинговых занятий по коррекции речи;

- контроль выполнения домашних заданий.

 III этап Заключительный

-подведение итогов работы над проектом;

-проведение сравнительной диагностики;

-разработка буклетов;

-распространение опыта работы перед сотрудниками СОГ БОУ «Гагаринской школы- интернат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Мнемотехника – наиболее эффективный способ развития речи детей

Мнемотехника-наиболее эффективный способ для развития речи детей любого ДОУ, а также учащихся младших классов. Использование педагогом мнемотаблиц позволяет ребенку быстро и легко запоминать текст....

Игры для развития речи у детей с ОВЗ на уроках.

На уроках развития речи при изучении темы «Времена года» или на обобщающем уроке этой темы можно использовать дидактическую игры...

«Дидактическая игра как способ развития внимания у детей младшего школьного возраста». (методическое пособие)

Пояснительная записка.Решающее значение в развитии ребёнка младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний ,умений и навыков .Но совершенно особое место в жизни ребёнка з...

Статья "Использование мнемотехники как дополнительного способа развития речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, часто сталкиваются с такой проблемой, как запоминание обучающимися стихов, песен, ролей во время подготовки к мероприятиям...

«Дидактические игры как способ развития мелкой моторики и сенсорики в обучении детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

VIII-е дефектологические чтения«Актуальные проблемы психолого-педагогическогосопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья»презентация выступления...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»

Консультация для родителей на тему:  «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»...