Игра как способ развития эмоциональной сферы и речи ребенка- аутиста по АООП НОО
статья (1 класс)

Кузнецова Ольга Харитоновна

 В данной статье представлен материал из опыта работы с ребенком -аутистом по АООП НОО с РАС. Ребенку-аутисту нужно всё:  услышать звуки музыки, пение птиц, журчание воды, увидеть какие  краски нас окружают, как происходит смешивание цветов, попробовать на вкус и запах ощутить свойства, форму, размер  предмета,  прикоснуться, сделать движение. Дидактический материал, игрушки, барабан, металлические  деревянные ложки, бубен, дудочка, гармошка, кубики, пластилин, краски, карандаши, музыкальные песенки из мультфильмов - всё это постоянно используется на уроках с таким ребенком. Главная задача для учителя и родителей – поддержка активности, поощрение и  дальнейшее развитие. Благодаря коррекционным  играм у ребенка развиваются умственные действия, речь, мелкая моторика,  эмоциональная сфера.                

                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sposob_razvitiya_emotsionalnoy_sfery.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

               Игра как способ развития эмоциональной сферы и речи ребенка- аутиста по АООП НОО, вариант 8.3, 1 класс (третий год обучения)

                                          Учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ пос.Комсомольский

                                                                                        Кузнецова Ольга Харитоновна  

                                               

          В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в которую входит ФГОС НОО с РАС. Он  представляет  свои варианты АООП НОО, которые дифференцируются по содержанию образования и  по срокам обучения детей с РАС (8.1-8.4)

      Вариант  8.3 - предполагает, что  обучающийся с РАС с  осложненными  УО, обучаясь по АООП  получает образование к моменту завершения школьного обучения  в более пролонгированные сроки постепенное включение  в образовательный процесс за счет обучения в двух первых доп классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.

      Мы в этом году заканчиваем  1 класс (третий год обучения)

     Впервые познакомившись, я узнала, что мальчик  (с мамой)  любит играть в настольные игры, но эмоционально неустойчив, бывает вспыльчив.

     Я поставила цель – установить контакт, т е привлечь его внимание, интерес, чтобы  возникали новые приятные эмоции, настроение, что влияет на  его дальнейшее развитие.  Играя с ребенком в  игры, мы учим его  радоваться.

       По характеру мальчик добрый, проявляет радость при встрече, тактильный ребенок: часто обнимает учителя, берет за руку. Ситуации успеха вызывают положительные эмоции. 

       Каждый урок начинаем с небольшой игры- разминки. Любой урок у нас интегрированный – математика и ручной труд, речевая практика и музыка, чтение и рисование,  т к мальчик не может сосредоточенно работать даже 5 минут.

       Ребенку-аутисту нужно всё:  услышать звуки музыки, пение птиц, журчание воды, увидеть какие  краски нас окружают, как происходит смешивание цветов, попробовать на вкус и запах ощутить свойства, форму, размер  предмета,  прикоснуться, сделать движение.

       Обучение навыкам чтения, счета, письма через игры на развитие речи, внимания, памяти, мышления.  

По серии картинок мы развиваем внимание.  

– Посмотри, я рисовала  львят, но что-то они у меня не получились одинаковыми. Помоги мне.

Задание с мухой  никак не получалось, т к мальчик путался с пространстве, но сейчас заметны улучшения.

      Знакомство с цифрами мы проводили с помощью стих. С.Маршака «Веселый счет», пластмассовые образцы, обводили, печатали на компьютере, работа с корректурными таблицами .

Рисование пальцами очень нравится, рассматривали кляксы и сами их делали, ходили в гости к краскам и смешивали краски.

         Речевая практика и музыка   - игры  со звуками ( барабан, металлические,  деревянные ложки, бубен,   дудочка, гармошка), проговаривание чистоговорок, скороговорок, цикл стихотворений «Игрушки»А. Барто, потешек, песенок, прослушивание сказок и обязательно работа руками через рисование красками, карандашами.

        Просмотрев мультфильм и прослушав песенки, ребенок начинает их сам подпевать- «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»

Решение примеров в книге- раскраске.

          По чтению и письму при изучении букв  - занимательный материал – диск про буквы, картинки На что похожа буква – рисуем ее, складываем из палочек, зовем играть маму:  А – его буква,  М – мамина буква,  П – папина буква, потом их надо подружить, соединяем, прочитаем и напечатаем. На следующий урок в корректурной пробе  даю на восприятие несколько  изученных букв.

         Ручной труд - игры с кубиками, пластилином, скомканная бумага, мальчик хорошо вырезает.

         Любимая игра-песенка «Бабушка- миллионерша», песенка «Почему на голове не растут цветочки?» привлекают ребенка. Сначала я  пою самостоятельно, показывая  движения. Второй раз ребенок включается в движение, а когда запомнит текст, то я во время пения дает ребенку возможность петь  слова, строчки. Ребенку это нравится, мама находится рядом, тоже запоминает это и потом дома продолжают. А чтобы получить приятные эмоции, мы эту песенку научим и бабушку. Вот она обрадуется! Такая  речевая и эмоциональная активность очень  полезна.

        Огромную  помощь оказывают родители. Семья полная, для мальчика созданы условия для учебной деятельности, родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Подготовкой к школе в домашних условиях занималась мама, отрабатывается изученный с учителем материал урока, участвует  в каждом проведении урока.  Домашнее задание – повторить игру, закрепить эти знания.

              Главная задача для учителя и родителей – поддержка активности, поощрение и  дальнейшее развитие. Он такой ребенок, что его не «купишь» конфетками (не любит, а еще аллергик), поэтому за каждую работу -  поощрение «смайлики», «капельки», «облачки». Работу подари  маме, бабушке.

             Благодаря таким играм личность ребенка развивается – а именно развиваются умственные действия, речь, мелкая моторика,  эмоциональная сфера.                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Делимся опытом: Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" (руководитель кружка "Волшебная страна" Володина М.П.)

Статья " Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством художественного слова" - это возможность и желание поделиться опытом с коллегами и рассказать о том, чем я занимаюсь, что приносит радость мне...

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы

Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько...

доклад на тему: "Игра и упражнение -как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"

доклад на тему : Игра и упражнение как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена тем, что информационное общество требует от подрастающего поколения  развитых навыков работы с информацией. Это требование нашло отр...

Дидактическая игра, как условие для развития эмоциональной сферы у детей с ОВЗ

У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка. Данная работа посвящена технологиям ф...

Роль игры в развитии эмоциональной сферы обучающихся детей с ОВЗ

Невозможно переоценить роль игры в развитии всех сторон личности. В статье кратко рассматриваются вопросы влияния различных видов игр на эмоциональную сферу детей с ОВЗ....

Программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) «Коррекция и развитие эмоциональной сферы» 1 – 4 классы .

Программа разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».Основная цель данной программы -  способствовать психическом...