Социализация детей в школе
методическая разработка по логопедии

Юрченко Ирина Федоровна

Социализация детей в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_v_shkole.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

СОГ БОУ «ГАГАРИНСКАЯ ШОЛА – ИНТЕРНАТ»

Деятельность учителя-логопеда

в области социализации учащихся

Подготовила учитель-логопед: Юрченко И.Ф.

2023г.

На протяжении всей коррекционной работы в нашей школе создаются условия для социализации детей с нарушениями речи. В настоящее время контингент детей в нашей школе достаточно разнообразен по уровню речевого развития. Нарушение речи – одна из причин, мешающая социализации ребёнка.

Прежде, чем преступить к работе по коррекции речевых нарушений у детей, провожу обследование каждого ребёнка, опираясь на технологию Грибовой, собираю анамнез, беседую с родителями и педагогами школы. Все данные заносятся в речевую карту ребёнка. Затем на основе полученных данных обследования совместно с педагогом – психологом интерната составляем социальный паспорт на каждого ребёнка.

Такая система работы помогает мне определить цели и задачи коррекционной работы. При проведении диагностики нами проводится обследование детей младшего школьного  возраста, имеющих нарушения речевого развития, по трем параметрам процесса социализации – самооценкасоциальный статус в группе и усвоение социальных норм. При изучении процесса социализации используется следующая методика:

Методика «Лесенка» (Щур В.Г.)

Цель: исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.

Возраст применения: с 7лет.

Процедура проведения: Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и дают инструкцию.

ИНСТРУКЦИЯ:

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».

Примечание к инструкции.

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1

2

3

1

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка.

2

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка младшего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Качественный анализ методики.

  1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
  2. Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
  3. Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  4. Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует: об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»); о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).

Качественные результаты деятельности.

Количество испытуемых-30 учащихся

Первичная диагностика (количество детей)

Заключительная диагностика

(количество детей)

Неадекватно завышенная самооценка

2

2

Завышенная самооценка

7

5

Адекватная самооценка

14

20

Заниженная самооценка

8

4

 Результаты исследования показывают, что дети, имеющие нарушения речи испытывают определенные трудности в усвоении социальных норм, приводит к затруднению процесса общения, к нарушению связей с социальным окружением, культурой, как одними из главных источников развития.

Далее нашем детском саду для социализации детей с нарушениями речи я стараюсь создавать определённые условия для того, чтобы ребёнок мог постепенно, плавно входить в среду сверстников, мог спокойно общаться с детьми и взрослыми:

• Занимаю позицию сотрудничества, помогая тем самым детям пережить реальность освоения мира, построить в нём свои отношения с другими людьми;

• Среда логопедического кабинета и группы наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными и подобранными с чёткой целью, социальны при первом же приближении;

• Провожу индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, направленные на устранение речевых нарушений;

• Провожу совместные мероприятия с педагогом – психологом, музыкальным руководителем, воспитателем :

- Включение детей в театрализованную деятельность;

- Совместные занятия;

- Участие в развлечениях, утренниках;

- Проведение экскурсий в школу и т. д. ;

• Оказываю консультации и провожу занятия по коррекции речи на консультативном пункте ДОУ;

• Просвещаю учителей и родителей, организую совместную деятельность по вопросам социализации ребёнка с речевыми нарушениями;

Данная работа по социализации проводится логопедом, учителями воспитателями, педагогом - психологом и родителями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.

В результате моей многолетней практики при систематическом индивидуальном подходе, при использовании специальных коррекционных приёмов и методов работы, во взаимосвязи с родителями, учителями, другими узкими специалистами, у моих воспитанников формируется красивая и грамматически правильная речь. Именно такая речь позволяет пройти этап социализации в младшем школьном возрасте, затем в школе, а также достичь результатов в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы

Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Самооценка и социализация детей младшей школы

Центральным моментом социализации детей, младшей школы, является социальное познание, понимание социальной ответственности и социальных предписаний.Научение происходит как в школе, во время общения с ...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"

В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...