Способы развития фонематического слуха
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Данная статья и рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы развития фонематического слуха ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Гиззатуллина Диляра Зуфаровна МОУ «Кунашакская сош»

Слайд 2

Что же такое фонематический слух? Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Умение слышать каждый звук в слове, способность четко отделять его от рядом стоящего, знание из каких звуков состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте. Нарушение же фонематического слуха, проявляющееся как различные проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям овладеть словарным запасом и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Слайд 3

Довольно часто родители замечают, что ребенок не может отличить один звук от другого, «говорит на своем языке», Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет их с ошибками. Если такое происходит часто, то можно говорить о несформированности фонематического слуха, а значит, как можно раньше необходимо приложить усилия для его развития. Первой ступенью на пути решения данной проблемы является, конечно же, обращение к логопеду. Если в своем заключении специалист упоминает о нарушении фонематического слуха, то следует перейти ко второй ступени – его развитию. Развивать – значит не только посещать занятия логопеда, но и играть с ребенком вне занятий – в транспорте, в очереди в магазине и поликлинике, на детской площадке! Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания: умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Слайд 4

Слуховое внимание можно развивать в домашних условиях используя следующие игры: - «Какие звуки нарушают тишину» - помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их (скрипнула дверь и пр.). Можно придумывать различные задания: сгруппировать звуки по их громкости (назови самые тихие); за определенное время назвать наибольшее количество звуков; угадать «что звучит» (в какой комнате работает телевизор, скрипнула дверь или паркет и др.) - «Назови звуки леса, улицы и пр.» - вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали. - «Жмурки с колокольчиком» - с завязанным глазами нужно найти источник звука.

Слайд 5

Для развития фонематического слуха можно поиграть в такие игры - «Эхо» - взрослый обсуждает с ребенком что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к словам и стихотворным строчкам. - «Перевозим грузы» - в игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин.

Слайд 6

- «Путаница» - взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр. - «Третий лишний» - ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп). - «Цепочка» - называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

Слайд 7

В заключение хотелось бы добавить, что необязательно превращать эти игры в полноценные занятия – пусть будет весело и интересно. Начинать, конечно же, нужно с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям, не перегружать ребенка и вовремя заканчивать игру. Соблюдая эти простые правила вы поможете не только сформировать фонематический слух у ребенка, но и поспособствуете развитию внимания, памяти и воображения.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....