Использование скороговорок для тренировки и развития речевого аппарата.
статья по логопедии (3 класс)

Булгакова Елена Анатольевна

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы  вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Как необходимо развивать ребенка физически, так же необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_skorogovorkah.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование скороговорок

для тренировки и развития речевого аппарата.

Учитель-логопед: Булгакова Елена Анатольевна

«МБОУ Умётская агроинженерная школа»

        Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы  вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Как необходимо развивать ребенка физически, так же необходимо развивать и его речь, с самого раннего возраста. Ведь речь формируется не сама по себе, а под влиянием речи взрослых, в процессе общения. И от того, как мы построим общение с малышом, будет во многом зависеть насколько успешным, он станет в будущем.

          В последнее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, с которыми ребенок и родители не могут справиться самостоятельно, им требуется помощь специалиста.  Таким специалистом является – логопед. На логопедических занятиях  часто  используют скороговорки, которые считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения); способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной речи.  Как же это происходит?

         Логопед показывает образец говорения, вычленяет нужный звук в скороговорке, выделяет его интонационно, заинтересовывает красотой и скоростью говорения. Точные и выразительные жесты  помогают почувствовать ритм и темп говорения (например, длительно произносимому звуку соответствует длительное движение руки, короткому - наоборот).

         Особенностью в подготовке речевого аппарата, при работе с группой детей, является одновременное включение в процесс говорения всех участников группы в течение трех минут от начала на каждом занятие.

         Систематическая работа над развитием речевого аппарата способствует увеличению скорости говорения детей. Ребенок, который приготовил к работе речевой аппарат, говорит уверенно, не боится сложных для произношения звукосочетаний, слов, предложений.

         Учитель-логопед, работая над тренировкой и развитием речевого аппарата у ребёнка должен включать следующие моменты:

- подготовка и включение в работу всех отделов речевого аппарата;

- проведение специальной дыхательной гимнастики;

- развитие фонематического слуха;

-уточнение и постепенное коррегирование артикуляции звуков;

- снятие страха перед произнесением трудных и громоздких слов;

- обеспечение благоприятного эмоционального настроя.

          Все занятия проводятся в игровой форме. На начальном этапе работы логопеда незаменимым материалом являются скороговорки, считалки, чистоговорки. Скороговорка – это и интеллектуальная и артикуляционная игра, правила которой требуют точного воспроизведения слов. Ребенок скороговорку повторяет со слуха, поэтому ее сначала заучивают (произнеси несколько раз вслух, затем про себя), а только потом быстро произносят вслух. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов, причем она не повторяется, в этом секрет звучания множества скороговорок. Каждая из скороговорок решает задачи – языковую, артикуляционную, смысловую, - предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, ритм, свою мелодию.

       Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

         На  занятиях я использую следующие  этапы работы со скороговорками:

1.Выбираем скороговорку.

2. Произносим  скороговорку очень медленно и чётко несколько раз, разбивая на слоги. Цель данного этапа – правильно выучить скороговорку. Обращаю внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения

3. Учимся делать всё то же, но в беззвучном режиме,  работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

4. Чтение скороговорки шёпотом. Звуки тихие, но чёткие.

5. Проговариваем скороговорку вслух, но не очень быстро.

6. Когда текст выучен и проработан, можно произносить его с разной интонацией, в разных стилях (как стихотворение - плавно и выразительно; потом продемонстрировать скорость речи; затем спеть фразу).

         При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов нам помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки;  загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

        Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Скороговорки на свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ)

1. У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

2. Оса боса и без пояса.

3. Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.

4. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.

6. Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.

7. Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

8. Евсей, Евсей, муку просей.

9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Скороговорки на шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч)

1. Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

2. У Маши на кармашке маки и ромашки.

3. Шли 40 мышей, несли 40 грошей.  2 мыши поплоше несли по 2 гроша.

4. У мосточка под кусточком 2 лисички, 2 сестрички.

5. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

6. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

7. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Скороговорки на звуки Р, РЬ:

1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

2. Карл у Клары украл кораллы,  Клара у Карла украла кларнет.

3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.

6. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!

Скороговорки на простые звуки Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф

1. Булку, баранку, батон и буханку  пекарь испек спозаранку.

2. Фаня в гостях у Вани.  У Вани в гостях Фаня.

3. Водовоз вез воду из-под водопровода.

4. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит

Скороговорки для отработки Л, ЛЬ

1 Вы малину мыли ли?  Мыли, но не мылили.

2. Коля колья колет.  Поля поле полет.

3. У елки иголки колки.  Иголки колки у елки.

4. Милый, милый Михаил, мыться с мылом не любил. Говорил: «Не надо мыла! Я без мыла очень милый!»

5. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, - искала булавку весь день.

       Обучающий процесс провожу в игровом порядке. На своих занятиях использую  игры, которые помогают  ребёнку  быстрее освоить технику проговаривания скороговорок. Например:

1.Игра в суфлёра

       Суть этой игры заключается в том, чтобы малыш шепотом смог произнести скороговорку, не «потеряв» ни одной её буквы или звука. Следите за силой звуков, которые произносит малыш: они должны быть разборчивыми для вас на расстоянии 2-3 метров от него.

2.Читаем по губам

       В этой игре один человек беззвучно произносит скороговорку, а другой по движению его губ должен определить, какую именно скороговорку он прочитал. Меняйтесь с ребёнком местами: пусть он и угадывает, и сам произносит слова.

3.Актёрское мастерство

       Выбрав одну скороговорку, предложите ребёнку по-разному произнести её несколько раз. Пусть он сначала прочитает её тихо, затем громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением. Предложите ему менять речевую интонацию и темп, прочитав скороговорку от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя». Это игровое упражнение способствует не только лучшему запоминанию и проговариванию скороговорок, но и учит малыша владеть своим голосом, это правильный путь для развития его индивидуальности.

4.Игра в мяч

      Это методика разучивания скороговорок базируется на игре с мячиком, когда малыши хором и по слогам проговаривают скороговорку и перебрасывают друг другу мяч на каждом слоге. Можно разнообразить этот игровой процесс, снабдив мячиком каждого малыша, чтобы он подбрасывал мяч вверх, произнося каждое слово в скороговорке.

5.Игра на результат

     Условием такой игры является, например, чёткое и правильное проговаривание одной скороговорки 3-5 раз подряд. Поощрение ребёнку при выполнении условий игры вы можете продумать самостоятельно.

          Таким образом в процессе систематической работы по развитию речевого аппарата ребенок научится слушать и слышать слово, интонационно выделять нужный звук в слове, уверенно говорить, кроме того происходит интеллектуальное развитие, ребенок приобщается к искусству говорения, соблюдая законы языка. Знание скороговорок расширяет представление ребёнка о своем языке, его истории, культуре и традициях.

         Литература:

1.Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся произносить звуки. Веселая школа. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014г.

2.Репина З.А., Буйло В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литур, 2002.

3.Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.

http://womanonly.ru/deti/maminy_sekrety/skorogovorki_dlja_razvitija_dikcii

http://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/_skorogovorki-dlja-razvitija-rechi-i-dikcii.php

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/09/rol-skorogovorok-v-razvitii-rechi-detey-metodika-raboty-so

http://kinder-online.ru/detskie_skorogovorki_2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.

Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...

Игры для развития речевого аппарата

Игры, которые  можно проводить на уроках литературного чтения....

Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе

В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата

Приёмы развития полноценного навыка чтения. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата...

Упражнения направленные на развитие речевого аппарата

Упражнения направленные на развитие речевого аппарата...

Работа по развитию речевого аппарата дошкольников и младших школьников

Методические рекомендации по развитию речевого аппарата у дошкольников и младших школьников на занятиях....