Статья "Трудности чтения. Механизмы нарушений (нейропсихологический подход)"
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Зубцова Тамара Николаевна

В статье  описаны трудности чтения и механизмы нарушений с нейропсихологической точки зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности чтения. Механизмы нарушений (нейропсихологический подход).

Чтение –это одна из сложных и значимых форм высшей деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции:

-обогащение человека знаниями;

-углубленное понимание прочитанного материала;

-воссоздание опыта;

-изменение взглядов;

-стимулирование эмоционального, интеллектуального развития;

-формирование нравственной сферы;

- изменение поведения и многое другое.

Чтение является достаточно сложным и познавательно-коммуникативным процессом вхождения ребенка в социокультурное пространство через освоение информационных потоков.

Под успешным чтением мы будем называть:

-грамотное чтение (без ошибок, с употреблением правил);

-беглое чтение (быстрый темп, словами, группами слов);

-осознанное чтение (понимание смысла прочитанного);

-выразительное чтение (интонационное чтение, с соблюдением знаков препинания).

Строение процесса чтения

В чтении можно выделить два основных уровня:

-сенсомоторный уровень (скорость, точность, объем и восприятие);

-семантический уровень (понимание значения смысла).

На каждом из этих уровней наблюдаются разнообразные нарушения.

Основные проблемы в овладении техническими и смысловыми компонентами.

Трудности освоения техникой чтения

1.Трудности усвоения образа буквы –ребенок не может запомнить алфавит, не может соотнести образ буквы с ее звучанием.

Механизмы нарушения:

-недостаточность энергетического обеспечения деятельности,

-недостаточность переработки зрительной информации,

-недостаточность переработки слуховой информации,

-недостаточность переработки кинестетической информации.

2.Трудности слияния слогов- слияние букв в слог затруднено, часто побуквенное чтение.

Механизмы нарушения:

-непонимание принципа  (м-а – М-А отрабатывается  на материале)

-кинестетическая проблема (сложно довольно быстро перейти на другую артикулему)

-неправильное речевое дыхание (в ненужный момент вдыхать или выдыхать – поэтому слить вместе в слог).

3.Зеркальность- (при чтении закрытых и открытых слогов ( слог «на» читает как «ан»).

Механизмы нарушения:

- несформированность правильной стратегии работы с информацией (слева направо и сверху вниз);

-недостаточность переработки зрительно-пространственной информации.

4.Трудности слияния слогов в слово-

1)Трудности при присоединении согласного к открытому слогу (ко-л, по-л);

2)Дифференцировка с гласными слогов 1-го,2-го рядов при чтении (смягчение согласных);

3)Трудности при чтении слогов со стечением согласных («п-р-и»- чтение отдельно букв);

4)Чтение сложных слов (при чтении многосложных слов ребенок переходит к послоговому или побуквенному чтению);

Механизмы нарушения:

- недостаточность серийной организации движений и действий;

- недостаточность возможностей целостного восприятия.

5.Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения- дети читают слова, но они в предложение не связываются, нет интонационного  выделения конца предложения. Если ребенка просят повторить прочитанное, то у него возникают трудности повторения (читает слово за словом).

Механизмы нарушения: 

-трудности запоминания;

-трудности серийной организации речи на уровне предложения.

6.Скандированное чтение (ребенок читает без интонации, читает равноударно, часто не замечая знаки препинания)

Механизмы нарушения:

- недостаточность неречевой слуховой переработки (ребенок будет путать не фонемы языка, а какие-то другие звуки, которые к речевым звукам не относятся);

- недостаточность ритмико-мелодических компонентов речи (ребенок не может отстучать никакой, даже самый простой ритм. Часто такая недостаточность ведет к недостаточности ритмико-мелодических компонентов речи, то есть речь самого ребенка малоинтонационна, он сам говорит скандированно, равноударно, монотонно).

- недостаточность серийной организации (ребенку довольно сложно переключаться с одного слога на другой и тд).

Трудности понимания (смысловая сторона)

1.Не может понять и повторить слово (не понимает что значит слово, не может поставить в слове ударение).

2.Не может вычленить  непонятные слова из группы слов.

3.Понять смысл короткого предложения и повторить его.

4.Не может ответить на вопросы по прочитанному предложению.

5.Сделать вывод из прочитанного.

6.Понять смысл кроткого текста.

7. Ответить на вопросы по прочитанному тексту.

8.Пересказать текст своими словами.

9. Понять скрытый смысл текста.

10. Не может выделить главную мысль текста.

 

11.Угадывающее чтение (ребенок начинает читать, не дочитывает и пытается догадаться, что это за слово. Читает не в той форме, в результате этой ошибки читает другое слово, которое зрительно похожее на слово в тексте).

Механизмы нарушения:

-несформированность функций произвольной регуляции (программирования, регуляции и контроля);

- недостаточность целостной стратегии переработки информации.

Чтобы работа над трудностями чтения была наиболее продуктивной, необходимо четко понимать причины вызывающие те или иные трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Нейропсихологический подход в практике педагога дополнительного

Установление причин детской дезориентации...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического  развития вызваны неврологическими проблемами. Такие  нарушения  с...

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данном материале представлен опыт  учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций при преодалении дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов...

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данной статье представлен опыт учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов....

Нейропсихологический подход как здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи

Нейропсихологический подход как  здоровьесберегающая технология при коррекции нарушений процессов чтения и письма у младших школьников с системным недоразвитием речи....