Конспект логопедического занятия по теме "Дикие животные и их детёныши"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Занятие для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_i_ih_detyonyshi.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Дикие животные и их детёныши.

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детёныши».

  1. Орг. момент.

- Сядет тот, кто вспомнит и назовёт дикое животное (папу, маму или детёныша).

  1. Введение в тему. 

- Мы отправимся в поход! В поход надо взять …(рюкзак). Что же лежит в нашем рюкзаке? (Еда: молоко, мёд, грибы, ягоды, мясо, морковь, капуста, яблоки).

  1. Игра «Прогулка по лесу».

- И вот идём мы с вами по лесу, а там…

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками! Кто это?

- Чем накормим ежа?

- Отправились мы дальше, а к нам из-за кустов выходит

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут её…

-Правильно! Чем лисичку-сестричку угостим?

Идём дальше, и видим мы вот кого:

Не мышь, не птица.

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

-Чем белочку накормим, ребята?

- Белку покормили и пошли дальше. И тут из-за деревьев…

Хищник-ворище,

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами щёлк!

Кто это?

- Надо нам волка угостить, задобрить, чтобы она нас не съел! Чем же?

- Идём дальше, а на встречу:

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

- Надо и зайчика угостить! Чем?

- Пошли дальше, и вдруг видим:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

- А медведя чем угостим?

- Догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

  1. Игра «Чьи лапы?»  

Предъявляются изображения животного, но видны только конечности; остальная часть картинки закрыта белым листом. Проверяем! (изображение открывается полностью).

- Вам нужно отгадать животное по его лапам! Чьи это лапы?

  1. Физминутка

- Долго мы по лесу ходили, устали. Надо нам отдохнуть, размяться! Сейчас все встали и превратились в зайцев!

- Зайцы скачут  

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок!

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка! Раз, два, три!

Головою три кивка! Раз, два, три!

Молодцы!

  1. Игра «Исправь ошибку»

(развитие фонематического слуха и восприятия)

- Назову слова, где спряталась ошибка! Найдите её:

У лисы – лисёнки;

У медведя – медвежики;

У ежа – ёжики;

У белки – бельчонки;

У зайца – зайчики;

У бобра – бобрёнки.

  1. Артикуляционная гимнастика

Маленькая веселая белка

Спала в теплом дупле

Потом она проснулась

Радостно улыбнулась

Белка выглянула из дупла

Быстро поглядела по сторонам

Белка была очень аккуратная, она умылась

Почистила зубки

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

Язычком белка цокала

Грибы собирала

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

  1. Словесная игра «Где моя мама?»

 (На доске висят картинки диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей). 

- Животные гуляли на полянке.

- Лиса гуляла с кем?

- Волчица бежала с кем?

- Белка прыгала с кем?  

- Медведица играла с кем?

-Зайчиха гуляла с кем?

-Бобриха плавала с кем?

-Лиса позвала кого?

-Волчица позвала кого?

-Белка позвала кого?

-Зайчиха позвала кого?

-Ежиха позвала кого?

-Бобриха позвала кого?

- И вдруг детеныши потерялись. Помогите им найтись.

Вот лисёнок, его мама — лиса… (и т. д.). 

  1. Динамическая пауза (под музыку леса)

- Однажды, олениха с оленятами, зайчиха с зайчатами и другие животные собрались на водопой. И мы с ними тоже пойдем.… Становитесь в круг скорей…

- Как-то раз лесной тропой                                    

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,                      

За мамой лисицей крался лисенок,                    

За мамой ежихой катился ежонок,                    

За мамой медведицей шел медвежонок            

За мамою белкой скакали бельчата                  

За мамой зайчихой – косые зайчата,  

               

Волчица вела за собою волчат                          

Все мамы и дети напиться хотят.                      

                                                                

  1. Пальчиковая гимнастика «Зайкины прятки»

- Первый зайчик под листочком,

А второй забрался в бочку.
Третий заинька косой
Сидит тихо за сосной.
На пеньке сидит четвертый.
Пятый на бревно залез,
С бревна спрыгнул и исчез.

  1. Работа в тетради.

В тетради обводят и заштриховывают диких животных.

  1. Игра: Какой? Какая? 

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

-Молодцы, хорошо описали диких животных, а сейчас с вами превратимся в диких животных и походим как они.

  1. Физкультминутка:

У нас славная осанка

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко. Как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчище

И как заинька трусишка

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

III. Итог

- Что мы делали на занятии?

- С кем познакомились, повстречались в лесу?

- Что узнали нового? А чем угощали зверей?

Игра «Четвёртый лишний»

- волк, белка, лиса, кошка (домашнее животное);

- ёж, комар, олень, белка (насекомое);

- лиса, медведь, заяц, дятел (птица);

заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).

Ответы детей.

Ответы детей.

Ёж

Я накормлю ежа яблоком, грибами, напою молоком.

Лиса

Я угощу лису мясом.

Белка

Я накормлю белку орехами, грибами.

Волк

Я угощу волка мясом.

Заяц

Я накормлю зайца капустой, морковкой

Медведь

Я угощу медведя мёдом, ягодами/малиной, мясом.

Образовывают притяжательные прилагательные.

Медвежьи

Беличьи

Лисьи

Волчьи

Заячьи

Дети выполняют упражнения

Руки у груди

Прыжки на месте

Прыжок в сторону

Присесть

Выпрямиться

Наклон, выпрямиться

Наклон, потянуться

Хлопки

Кивки

На слух воспринимают деформированные слова.

Выполняют артикуляционную гимнастику

Широко открыт рот, язык расслаблен.

«Лопатка»

Коснуться кончиком языка альвеол.

«Улыбка»

«Лопатка»

«Болтушка»

Круговые движения языка по губам

Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.

«Цоканье» в сомкнутые зубы

«Грибок»

Широко открыт рот, язык расслаблен.

Образовывают и употребляют творительный и винительный падежи множественного числа

С лисятами

С волчатами

С бельчатами

С медвежатами

С зайчатами

С бобрятами

Лисят

Волчат

Бельчат

Зайчат

Ежат

Бобрят

Дети делают движения согласно словам

Выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог.

Идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Крадутся на носочках.

Двигаются на присядках.

Идут вперевалку.

Двигаются прыжками.

Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.

Крадутся большими шагами.

Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают «лакательные» движения.

загибают большой палец
загибают указательный

загибают средний

загибают безымянный

загибают мизинец

разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки

В тетради обводят и заштриховывают диких животных.

Называют слова определения. Подбирают признак к существительному.

Дети выполняют движения согласно тексту

Находят лишнее слово, объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР) " Домашние животные"

Конспект логопедического занятия с группой учащимися 2 класса (НПЧ, ОНР)Тема «Домашние животные».Составление предложений и словосочетаний.Цель: развитие связной речи через составлени...

Конспект логопедического занятия "Домашние животные".

Конспект логопедического занятия "Домашние животные" , презентация "Будь осторожен". Конспект может быть использованн в начальной школе. Цель: развитие связной речи....

Конспект логопедического занятия по теме:«Животные Жарких стран»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жаркихстран».Задачи:1. Коррекционно-образовательные- активизация...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Дикие животные".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Дикие животные" разаботан для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Предполагается проведение подгруппового з...

Конспект логопедического занятия по теме: «Дикие животные»

Конспект логопедического занятия для начальной школы...