Упражнения для логопедической работы. Коррекция дисграфии.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Каногина Людмила Александровна

Логопедические упражнения на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложения

Логопедические упражнения на уроках русского языка и чтения

Вот некоторые приемы и упражнения.

1. Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.

2. Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.

• На что похожи звуки?

• Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).

• Шутки-чистоговорки.

Ло-ол-ор — у Ромы топор; ло-ло-ро — у меня перо; ал-ал-ар — в бане пар; ла-ал-ал — темный подвал; ли-ри-ли — купили сухари; ри-ли-ли — улицу мели; ле-ре-ре — метель в декабре; ер-ре-ле — катались на осле.

• — Послушайте предложения и запомните.

Суп надо солить. На пол не надо сорить.

А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь. Суп надо... На пол не надо...

Так же прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак.

• Игра «Не торопись, подумай, что не так».

Серый вол (волк) голодный в лесу ходит злой, голодный.

У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.

3. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

Предложение.

• Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов.

• Выделите предложение с определенным количеством слов из текста.

• Поднимите карточку (табличку) — цифру, соответствующую количеству слов предъявляемого предложения.

• Покажите схему предложения, соответствующую этому предложению.

Слово.

• Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных.

А ...А, У ...А

• Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.

• Вставьте нужный слог. (Ка...даш, ...рандаш.)

• Изменяя один звук слова, составьте цепочки слов. (Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сор, сом.)

• Составьте слова из букв одного слова. (Машина — шина, Маша, ниша.)

• Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова.

Па-р, па —рк, па — ром, па — руса

• Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

• Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков (слогов) в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

• Выделение из предложения, рассказа слова с заданным звуком.

• Игра «Лото» («Определите первый звук в слове»). Учащимся раздаются карточки с предметными картинками, их названия начинаются с различных звуков. У детей фишки с буквами. Необходимо закрыть фишкой то слово, которое начинается с этой буквы. Побеждает тот, кто правильно закрыл фишками все карточки. Можно изменить задание (звук на конце слова, в середине).

4. Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.

• Измените слова по образцу. Листья клена — кленовые листья.

Улицы города — ...

Лист капусты — ...

• Подставьте по очереди слова в предложение.

Я налью молоко в стакан из... (миска, бидон, кувшин, графин).

• Составьте словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков.

• Составьте предложение, меняя одно слово или добавляя.

На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая, стройная ель. На широкой поляне стоит высокая, стройная ель и т.д.

5. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

• Найдите неправильно написанную букву (о, с, а, э, е).

• Отгадайте, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрывается листом бумаги.)

• Прочитайте слоги так, чтобы получилось слово

бе ли над мо цикл по жамопись то ло ба жусажа си ня

• Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой.

Кот — кол, мука — муха, следы — слезы и т.д.

• Наращивание слов. То-сто-стол— столб-столбик

• «Буксир». Дети следят за чтением  учителя, читающего в разном темпе.

• «Эхо». Ученики читают вслед за  учителем.

• «Жужжащее чтение». Чтение одновременно с  учителем.

Упражнение 1.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.

Упражнение 2. 
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на 
о.

Упражнение 3.
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!

Упражнение 4
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв 
о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.

Упражнение 5. 
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.

Упражнение 6.
Игра «Повторяй за мной» (развитие внимания).
Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши или по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно  ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движения, выбывает из игры.

Упражнение 7.
Игра «Оркестр» (развитие активного внимания).
Выбирается  ведущий. Он находится в центре круга. Каждый из детей выбирает себе какое-нибудь слово и по команде начинает произносить его одновременно со всеми без остановки, пока ведущий не скажет «Стоп!». Задача ведущего -  услышать и запомнить все произнесенные слова и повторить их.

Упражнение 8.
Графический диктант. Можно проводить с целью дифференциации смешиваемых звуков, которые ребенок должен выделить из насыщенного звукового ряда: слово, фраза, текст.
Перед детьми ставится задача: определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий [з] и глухой  [с]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой. 
Предложение: «В сосновом лесу смолистый запах» - будет выглядеть так: 
«- сс с сс з».

Упражнение 9.
Игра «Иностранные слова».
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:

Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)

Упражнение 10.

Игра «Внимательные глазки».
Детям предъявляется запись на доске или на карточке фрфефчфкфаф и задание:
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи! ( Речка.)

Игры со звуками

«Добавь звук»

Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:

Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

Вставьте в слово после первого звука Л:

Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,

Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …

Вставить в слово после первого звука Р:

Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,

сок - …, койка - …, мак - …

«Отними звук»

Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,

зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

«Кто больше?»

Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.

Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:

В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине – миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.

За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.

Аналогично можно играть и с другими звуками.

«Чем отличаются слова»

Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

«Придумай словечко»

Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

«Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.

Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а»  БАРАНКА.

Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ  «к», «о», «т».

Деление слов на слоги

«Прошагай слово»

Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

«Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК,

измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ.

«Собери слово»

Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов.

Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА

«Найди слог»

Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

«Ударный слог»

Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ

Упражнение 1.Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень – два пня – пять пней.

один олень - … - …: один щенок - … - …:

одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:

одна доска - … - …: один львенок - … - ….

Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.

олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …

аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:

алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …

Упражнение 3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Кругый стол, моякига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня

Упражнение 4. Прочитайте ряд слов и запишите как запомнили.

фартук краска струйка

пальма костер кольцо стакан

верблюд журнал ветер шляпа

журавль портфель окно лодка фонтан

Упражнение 5. Соберите из слогов слова и запишите их.

Муш, кор, ка: маш, ро, ка: трол, бус, лей ви, град, но:

кар, ка, тош: ди, ста, он: ка, гуш, ля ка, буш, ба

Упражнение 6.Составьте предложения из слов.

Бежал, широкой, по, улице.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Старой, под, грелась, рысь, сосной.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ

Задание 1. Прочитай в таблице сначала все слоги, составленные из строчных букв, а потом все слоги, составленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам слева направо.

КА

ми

та

ЗЯ

СУ

ву

ДО

фи

РЫ

па

ШО

ЛА

су

ты

бо

де

ри

ЖУ

дэ

ха

ку

не

КИ

ку

ПИ

ма

ча

вы

ДО

де

не

ГО

ЛО

пи

су

ШИ

МО

му

ТЕ

ки

ра

ЦЕ

зи

ПЕ

фы

ЦУ

се

ха

бо

Задание 2. Не считая буквы в словах, определи, какие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.

КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА

ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП

ЛЕТО КИТ КНИГА

Таблица букв

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза.

Выполнение:

1) в таблицах найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву, прочитай шепотом полученное слово;

2) найди клетку с нужной буквой и запиши число, записанное в ней.

Таблица 1

*

1

ж

2

л

3

е

4

м

5

в

6

р

7

г

8

я

9

У

10

3

11

10

12

е

13

Ц

14

б

15

ч

16

ъ

17

д

18

0

19

и

20

9

21

н

22

Ф

23

с

24

ш

25

т

26

Щ

27

к

28

ы

29

ь

30

э

31

п

32

а

33

й

34

X

35

!

36

Таблица 2.

с

1

Ф

2

н

3

и

4

о

5

*

6

э

7

п

8

А

9

й

10

X

11

б

12

ж

13

л

14

!

15

е

16

м

17

В

18

Р

19

г

20

я

21

У

22

3

23

ю

24

ш

25

т

26

Щ

27

к

28

ы

29

ь

30

?

31

ё

32

ц

33

ч

34

ъ

35

д

36

Расшифруй фразу:

таблица 1: 20, 6, 25, 10, 26, 28, 10, 20, 6, 24, 4, 7, 30, 13,11.

таблица.2: 4, 18, 25, 22, 26, 28, 22, 4, 18, 1, 16, 19, 30, 32, 23.

Составь слова по таблице букв:

Т. 1 (веселый) — 6, 4, 24, 13, 3, 29, 34.

Т. 2 (смешной) — 1, 17, 16, 25, 3, 5, 10.

Корректурная проба

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза.

Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу.

Зачеркни букву м, прочти полученную фразу:

м

м

и

м

м

в

м

ш

У

т

к

у

м

м

м

м

м

м

м

м

и

м

м

м

м

м

м

м

м

в

с

е

Р

ь

ё

3

м

м

м

м

м

м

Тарабарские стихи (для детей с угадывающим чтением)

Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, чувства ритма.

Выполнение: внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение.

Басик, басик, мролудачйк?

Ку ридфосатокурачик,

Мок фасотки сто курачик,

При ли мосик — залудачик.

Подсчитай, возьми, сложи

Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.


Выполнение: назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку); запиши ее, прочитай полученное слово. (ОЛЕНЬ)

газель

бегемот кукла заяц хлеб белка ель

3 5 1 3 3 3

бегемот

бабочка петух книга обезьяна мышь волк кот

1 2 4 3 1 2 3

мартышки

морковь шар грибы утка рыба машина кружка флажки

1 2 2 2 2 3 1 3

лягушки

телевизор яблоко груша лук шарф белка лиса

3 1 1 2 1 4 2

Поставь по порядку

Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.

Выполнение:

1) поставь слоги по порядку, назови полученное слово;

2) составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку.

Составь из букв названия овощей.

кровомь (морковь)

суткапа (капуста)

кул (лук)

ероцуг (огурец)

дропоми (помидор)

славек (свекла)

вытак (тыква)

чакокаб (кабачок)

Памятка для учителей начальной школы по специфическим логопедическим ошибкам

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

• пропуски букв и слогов - «трва»(трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);

• перестановки букв и слогов - «оако» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натушила» (наступила);

• недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание слов лишними буквами или слогами - «тара-ва» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова - «Наотух» (наохоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «с пеки» (с пенка);

• слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «Виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).

• неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

• замена одной буквы на другую - туки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан)? «шапоги» (сапоги);

• нарушение смягчение согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

^ 2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:

• аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.

Двуязычные дети могут оцениваться по тем же критериям, с учетом особенностей их родного языка. На начальном этапе освоения русского языка занятия по предмету лучше оценивать в устной форме. Дети-билингвы, как один из вариантов, должны обучаться на начальном этапе русскому языку как иностранному в специальных группах не менее двух лет.

Нормативы оценок за письменные работы обучающихся 1—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки. В эту категорию входят дети, которые плохо владеют устной русской речью.

Помимо этого любое образовательное учреждение вправе решением педагогического совета освободить на тот или иной период обучения обучающегося (обучающихся), не владеющего плохо владеющего) устной русской разговорной речью, от отметочной фиксации достижений обучающегося по любому учебному предмету (предметам) на любом этапе (классе) обучения до языкового выравнивания (языковой адаптации).

Самой важной проблемой начиная с начальных классов, является преодоление дисграфии. А она как правило возникает при недостаточном развитии фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно- акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонематического распознавания.

СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ дифференцировки совершенствуются более успешно в том случае, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Программа общеобразовательной школы

Предусматривает аналогичную работу на класном уроке. Но, как показывает практика, большая часть этой работы проводится в 1 классе в течении добукварного периода и в 4 классе, когда дети выполняют письменный фонетический разбор. Во 2 и 3 классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.

В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения. При этом на лог. занятиях ребёнок проговаривает, а логопед «страхует» проговаривание ребёнка, т.е. повторяет за ним правильно;

включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

НАПРИМЕР: игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игра имеет несколько вариантов:

Учитель называет слово, предлагая ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определённый звук.

ПРОИГРАТЬ С ПЕДАГОГАМИ

Учитель называет слова, предлагая ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком (к), и топнуть, если он услышит слово со звуком (г).

Учитель произносит слоги, предлагая ребёнку хлопнуть себя по коленям, если он услышит слог па, и подпрыгнуть, если он услышит слог ба.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Игра с передачей меча «Мяч передавай- слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.

Мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова (весна-автобус-слон-нос-сова).

Кроме игр, модно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

*вставить пропущенные буквы в слова (ви..ка), (ди..ан) и т д.

*подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. НАПРИМЕР шуба, уши, кошка.

*выбрать из данных предложений слова с определённом количеством звуков;

*добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар, парк, паром, паруса);

* преобразовать слова различными способами:

- добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);

-изменяя один звук (сом_ сок-сук-суп-сыр);

-переставляя звуки (пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак);

*составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива-парк, ива, карп, парк, рак, Ира)

*составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр-комар).

Развитие языкового анализа и синтеза

Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания.

Составить предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.

Составить предложение с определённым количеством слов.

Увеличить количество слов в предложении.

Составить графическую схему предложения.

Составить предложение, соответствующее схеме.

Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

Выделить из текста предложения с определённым количеством слов.

Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.

Сигнальные карточки можно использовать на каждом уроке, при выполнении домашнего задания.

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество).

Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. (постоянно напоминаю детям).

РЕКОМЕНДУЮ УЧИТЕЛЯМ для групповой и индивидуальной работы использовать игры и упражнения:

*определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;

*записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов;

*определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (- -буз, ут- -, ка- - - даш);

*найти в предложении слова с определённом количеством слогов;

*составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка)

*выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив их в слова (улей, домик, машина, луна, жаба—У дома лужа);

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРЫ

«Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, дети считают, затем встают (например: Се-рё-жа, МА-ри-на).

Игра «Перевёртыши»

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому участнику.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай, кА; вес, на; кА, мыш; бан, ка; ни, тка; ра,но.

Таким образом. Завершая своё выступление хочу повториться, что всё таки одним из важнейших условий коррекционной работы, является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки со стороны учителя и учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ для занятий с обучающимися начальных классов (3-4 классы)

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и рече...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии и дизорфографии в условиях школьного логопункта.

Статья предназначена учителям начальной школы, учителям - логопедам школьного логопункта....

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Логопедическая программ "Коррекция дисграфии и дизорфографии у учащихся 4 класса"

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости учащихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ....