Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Семья.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

В конспекте подробно расписана деятельность педагога и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Семья

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья».

  1. Орг. момент

- К нам сегодня пришёл мальчик.

(Картинка мальчика). Его зовут Миша.

Он хочет поиграть с вами, познакомить вас со своей семьёй.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Это вся моя семья. 

  1. Введение в тему.
  1. Работа по картинке.

Рассматривание сюжетной картинки «Семья»

- Кого вы видите на картинке?

- Как вы думаете, кто самый старший в семье?

  1. Игра «Скажи какой?» (игра с мячом).

- Кто может сказать (как вы думаете), какая это семья?

- Предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене вашей семьи.

Дети встают в круг, педагог по очереди кидает каждому мяч, а ребёнок называет слово и кидает мяч обратно.

- Мама какая?

- Папа какой?

- Бабушка какая?

- Дедушка какой?

- Сестра какая?

- Брат какой?

  1. Развитие мимических мышц, психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок - улыбнитесь, а если это плохой поступок – сделайте грустное лицо.

- Сын полил комнатные цветы.

- Дочка съела всю кашу.

- Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

- Дети убрали игрушки на место.

- Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать?

- Сын подрался во дворе.

- А как надо играть? А если вам, что-то не нравится?

- Дочка помыла посуду.

- Мальчик вытер пыль.

  1. Игра «Предлоги»

(беседа по сюжетной картинке)

- Где сидит дедушка?

- Где сидит бабушка?

- Папа стоит перед диваном?

- Кошка сидит на стуле?

- Где висит картина?

- Где сидят дети?

- Где стоит Миша?

  1. Физминутка.

Устала наша бабушка,

Присела на порог:

«Куда пропал, куда пропал,

Куда пропал внучок?»

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала,

Пошла вокруг да около

Искать внучка сначала.

  1. Игра «Чьи это вещи?» (работа по презентации).

- Миша, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.

- Чей это платок?

- Чье платье?

- Чьи это игрушки?

- Чьи туфли?

- Чьи очки?

- Чья удочка?

  1. Игра «Положи на место»

- Куда уберём одежду?

- Куда поставим игрушки?

- Куда положим учебник?

- Куда поставим туфли?

  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для языка

- Мама испекла блинчики.


- Мама испекла пирожки с разной начинкой: «пирожок с капустой».

«пирожок с брусникой»

  1. Итог.

- С кем сегодня мы познакомились?

- Какое у вас настроение?

- О чём мы говорили на занятии?

- Какие из игр вам запомнились и понравились больше всего?

Отгадайте загадки:

Свяжет носочки и сварит обед,

Знает варенья старинный рецепт,

Часто печет пироги и оладушки,

Наша хорошая, добрая… (бабушка).

– Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно. (папа)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка

Моя старшая (сестренка)

Вот веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Загибают по очереди все пальчики, начиная с большого.

Хлопают в ладоши.

Образовывают притяжательные прилагательные, согласовывают их с существительными в роде.

Я вижу Мишину маму, бабушку, сестру.

Я вижу Мишиного папу, дедушку, брата.

Я думаю, дедушка самый старший в семье

Подбирают прилагательное к существительному.

Дружная, большая, крепкая, настоящая.

Ответы детей.

Выполняют упражнение.

хороший поступок - улыбаются, плохой поступок – делают грустное лицо

Ответы детей.

Ответы детей. (извиниться)

Ответы детей. (дружно)

(надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Составляют предложения с предлогами по сюжетной картинке.

Дедушка сидит на диване.

Бабушка сидит в кресле.

Нет, папа стоит за диваном.

Нет, кошка сидит около стола.

Картина висит на стене. Картина висит над диваном.

Дети сидят за столом.

Миша стоит около дивана.

Выполняют движения.

стоят в кругу

приседают

берутся за голову, раскачивают из стороны в сторону

встают

идут по кругу

Образовывают притяжательные прилагательные, согласовывают их с существительными в роде, числе, падеже.

бабушкин платок

мамино платье

сестрины игрушки

папины туфли

дедушкины очки

папина удочка

Одежду уберём в шкаф.

Игрушки поставим на полку.

Учебник положим в портфель.

Туфли поставим на полку для обуви.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти - десяти»).

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу.

Поднять и свернуть в трубочку язык - Поднять кончик языка за нижними зубами.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) «Разноцветный паровоз»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей, зрительно – моторной координации.Задачи:1. Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе прак...

Конспект открытого занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) «Петрушка»

Цель:Формирование ручных умений: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний и липучек....

Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.

В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....