Собрание сенсорные методы
консультация по логопедии

Василовская Зинаида Викторовна

Собрание сенсорные методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_sensornaye_metody.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я, Василовская Зинаида Викторовна, учитель – логопед у ваших ребят.  Тема родительского собрания «Развитие сенсорных способностей с помощью традиц и нетрадиц методов».  Я хочу остановиться и более подробно рассказать о приемах и методах моей работы на  логопедических занятиях с обучающимися ТМНР.

Основа логопедической работы с обучающимися с ТМНР — это комплексный подход, направленный на социализацию детей доступными для них средствами коммуникации.

Для создания индивидуальной программы в начале и в конце учебного года нашими специалистами проводится диагностическое обследование всех обучающихся. После получения необходимых данных выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на включение модально-специфических стимуляций: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вибрационной, вестибулярной, соматической.

Логопедическая работа с детьми  имеет ряд особенностей:

Затруднена диагностика при первичном обследовании - отмечается сложность  установления эмоционального контакта, мала вероятность раскрытия всех возможностей ребёнка и, в то же время, возможна их переоценка.

Все этапы работы занимают более длительное время, её эффективность обычно невысока, возможна потеря детьми приобретённых навыков, материал усваивается неравномерно, всё это напрямую зависит от возможностей детей.

Отмечается отсутствие мотивации к обучению или её низкий уровень, а также сложность или невозможность произвольного сосредоточения ребёнка на предлагаемых заданиях.

Одной из основных задач учителя-логопеда является запуск речи либо коррекция звукопроизношения (подготовка органов артикуляции к воспроизведению звуков, постановка звуков, автоматизация и их дифференциация).

Это кто? киса. Киса говорит мяу. Скажи мяу.

Такой подход не работает. Почему? Потому что речь – это не просто набор слов и звуков. Это сложная система, которая требует развития многих навыков у ребенка: внимания, памяти, мышления, восприятия.

Чтобы ребенок начал говорить, это не нужно просто повторять слова, но и понимать их смысл, уметь соединять их в предложения, уметь выразить свои мысли и чувства. Это возможно только при комплексном подходе, который включает в себя игры, упражнения, взаимодействие с окружающим миром.

      Учитывая особенности обучающихся школы, на коррекционно-логопедических занятиях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, применяются специальные методы и приёмы, создаются специальные условия, предполагающие включение различных анализаторов.

     Учащиеся с ТМНР с трудом контактируют со взрослыми, не умеют действовать по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется играм и упражнениям, направленным на развитие сотрудничества с педагогом.

     На этапе зрительной стимуляции педагог формирует у обучающихся с ТМНР умение устанавливать визуальный контакт; рассматривать своё отражение в зеркале; показывать части лица на другом человеке, дотрагиваться до своих губ, щёк, грудной клетки, носа и произносить при этом медленно и чётко звуки, цепочки звуков, слова с различными модуляциями голоса.

     Для воздействия на слуховой анализатор педагог помогает учащимся развить умение концентрировать внимание, реагировать на окружающих, смотреть в сторону говорящего, слушать обращённую к нему речь, дотрагиваться до партнёра, а также дифференцировать акустические раздражители, например, слушая подражательные звуки и голоса животных, показывать соответствующую картинку. 

     В основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной – лежит целостное восприятие предмета. Это не просто его узнавание, а создание полноценного образа, учитывающего все свойства предмета (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.), который необходимо закрепить и сформировать на его основе представления. У учащихся с ТМНР зачастую зрительные образы (если они имеются) существуют отдельно от слова, а слово – вне связи со зрительным образом. Такое слово не вызывает у ребенка никакого представления и является   “пустым”, не отнесенным, поэтому  работа на логопедических занятиях направлена на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становление речи. Работа над восприятием и развитием речи сливается в единый процесс. Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а потом дать слово. Учитель-логопед предлагает выбрать по образцу один из двух предметов, не говоря: “Дай шар”, а говоря: “Дай такой же” – и показывая шар-образец, что заставляет учащегося гораздо внимательнее смотреть на образец. Затем обучающемуся озвучивается нужное слово в форме, закрепляющей результат действия самого учащегося: “Верно, я показала шар, и ты дал мне шар. Это шар”.

      Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета, образное представление о нем, но и дает возможность вызвать данный предмет, его свойство или отношение в памяти ребенка. Этому способствуют игры “Лото с называнием”, “Чего не стало” и т.д.

     С развитием зрительного восприятия имеет много общего и развитие тактильно-двигательного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. У учащихся с ТМНР нет стремления к тактильному обследованию предметов, они самостоятельно не овладевают ощупывающими движениями. Получив задание  опознать предмет на ощупь, учащийся неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. По этой причине на логопедических занятиях проводится серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия, осуществляющегося путем ощупывания предмета и обведения его по контуру. У обучающихся формируется умение определять знакомые предметы на ощупь, выбирать на ощупь предметы по образцу, при этом закрепляя названия предметов, форм, величин.

     Одной из задач логопедического воздействия на учащихся с ТМНР является накопление пассивного словарного запаса. Учитель-логопед обучает соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (мяу – кошка, бух – упал). В процессе выполнения упражнений в пассивный словарь  обучающегося вводятся названия предметов, которые ребёнок часто видит. Формируется представления о том, что каждый предмет, каждая часть тела имеет своё название.  Демонстрацию сопровождаем вопросами, например: что это? Это – палец. Где дом? Вот дом.

     Учитель-логопед помогает учащимся начать понимать названия действий, которые ребёнок, совершаемые ребёнком или знакомыми ему людьми; названия некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко и т.д.).  При формировании умения понимать и выполнять простые поручения расширяется представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия (будем играть, рисовать, спать, гулять, пить т. д.). В то же время обучающиеся продолжают учится  различать слова с противоположным значением (возьми – не бери, можно - нельзя).

     На начальных этапах становления речи при её системном недоразвитии первостепенное значение приобретает обучение детей установлению грамматической связи между предметом и его действием. Обучающиеся учатся анализировать картины, отражающие знакомый сюжет (дети играют, бабушка кормит цыплят), составлять предложения, объединяя их в короткий рассказ. Детей, с которыми удалось добиться вербальной речи, педагог обучает ситуативному общению, создавая различные социально-бытовые ситуации для закрепления речевых навыков, навыков альтернативной коммуникации: налаживания контактов между сверстниками и взрослыми, выражения своих желаний, просьб, обращения за помощью.

Одно из немаловажных этапов занятия является развитие мелкой моторики. Развитие моторики- начинать с ладони, кисти. Работаем с предметами. Пальцеходы, колечки – пирамидки, стучалки, пальцевые раскраски, сквиши, жмялки, кидалки, дартс, переливалки, пересыпалки, кукольная посуда, рисование ладошками, рвалки из бумаги.

     Коррекционное обучение охватывает широкий диапазон уровней речевого развития, опирается на поэтапность усвоения учащимися речевой функции и учитывает взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Родительское собрание "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект родительского собрания на тему:  "Новые методы и технологии в обучении младших школьников" позволит ознкакомить родителей обучающихся с введением инновационных технологий ...

План-конспект родительского собрания"Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе. Его основная цель :знакомство родителей с новыми методами и технологиями обучения. Учитель в краткой обзорной форме рассказ...

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР (метод сенсорной интеграции)

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Сегодня все больше рождается детей с отклонениями в развитии. Сенсор...

Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому

Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

План-конспект родительского собрания "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

Конспект родительского собрания в 1-4 классе. Знакомство родителей с новыми методами и технологиями в обучении....