Дидактические игры и упражнения по формированию суффиксального словообразования с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов .
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Подборка дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста по формированию суффиксального словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл суффиксальное словообразование30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию суффиксального словообразования с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов .

Дидактическая игра «А что у Вас?»

Цель. Упражнять детей в использовании уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ИК-.

Оборудование: карточки с изображением одних и тех же предметов разного размера (большие и маленькие) паровоз ,пароход, самолет, абрикос, ананас, виноград, зуб, хвост, бант, мост, топор, ключ, слон.

Материал. Карточки с изображением предметов разной величины (большие, маленькие).

Содержание игры. Логопед показывает карточки с изображением больших предметов.

Логопед: У меня паровоз! А у вас?

Ребенок: У меня паровозик!

Логопед: У меня пароход!

Ребенок: У меня пароходик!

Логопед: У меня самолет!

Ребенок: У меня самолетик!

Затем составляются пары картинок по принципу: большой – маленький.

Дидактическая игра «День рождения кукол».

Цель. Упражнять детей в использовании уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ИК-.

Материал: Две куклы большая и маленькая, карточки с изображением одного предмета разной величины: стол ,бант, мяч, лист, шарф, шар, зонт, ключ, ананас, торт.

«К нам в гости пришли две куколки, Маша и Машенька. Как вы думаете, какую куколку как зовут? Сегодня у них день рождения. Они хотят, чтобы вы, дети, подарили им подарки. Но Маша любит, чтобы подарки были большого размера, а Машенька любит подарки маленького размера».

Выполняя игровое действие, дети сопровождают их словами:

Этот подарок для Маши (Машеньки), я дарю ей зонт (зонтик).

Логопед: какие вы ребята молодцы, одарили наших куколок. Я тоже приготовила для вас подарки ( поощрение детей наклейками).

Дидактическая игра «Помоги Мурзику».

Цель. Упражнять детей в использовании уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ИК-.

Материал: картинки ( кот, хвост, глаз, нос, ус, лоб, живот, куст, зонт, фонарь, шар, кирпич)

Это кот Мурзик. Он принес картинки.

Мурзик потерял способность называть слова по доброму, ласково. Давайте поможем Мурзику вспомнить ласковые слова. Показывая картинки, кот Мурзик «называет» их, а дети должны назвать ласково, используя существительные с суффиксом ИК-.

За каждое слово кот Мурзик вручает фишки.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Оборудование: карточки (стакан, диван, стул, помидор, лимон, апельсин, камин, шкаф, чемодан, блин, трамвай)

Содержание игры: логопед достает из коробки и показывает предметы, игрушки, спрашивая:

- Можно ли сказать ласково? (стульчик).

Предложить детям называть показываемые предметы, игрушки ласково, используя суффикс -ЧИК-, следить за его чётким произношением. За правильное ласковое слово дети получают красный кружок. Выигрывает тот, у кого их больше. Затем дети с закрытыми глазами достают самостоятельно из коробки карточку, и называют его ласково.

Дидактическая игра «День рождения Матрешек».

Цель: Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса –чик-

Материал. Две матрешки (большая – Машенька, маленькая – Дашенька), предметы, игрушки двух размеров - большой, маленький или карточки (, стакан, стул, диван, кувшин, чемодан, флакон, альбом, апельсин ).

Содержание игры. Логопед показывает двух матрешек сестричек. Одна большая - Машенька, другая маленькая -Дашенька. У них день рождение. Надо подарить им подарки. Но Машенька любит подарки большие, а Дашенька - маленькие. Логопед даёт образец:

«Машенька, поздравляю тебя с днём рождения, дарю тебе кувшин», «Дашенька, поздравляю тебя с днём рождения, дарю тебе кувшинчик».

Дидактическая игра «Парные картинки».

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Материал. Карточки с изображением предметов разной величины (альбом, блин, налим, балкон, флакон, коридор, мотор, светофор, кувшин, шлем, узор, апельсин, помидор). Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание, правильно назовёт предметы (существительным с суффиксом -ЧИК- и без него.

Содержание игры. 1 вариант: Детям раздаются картинки с изображением больших по размеру предметов. Логопед предлагает назвать их, а потом найти парные картинки с изображением меньших по размеру предметов. 2 вариант: У логопеда карточки с изображением предметов большого размера, а детям раздаются карточки маленькие. Показывая карточки, логопед говорит: Я буду показывать вам большие карточки, и тот у кого такая же карточка маленького размера называет ее ласково.

Игра «Волшебный сундучок».

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Материал: картинки с изображением предметов: заяц, палец, мизинец, журнал, огурец, пенал, костер, узор, газон, вагон, костюм, трамвай, рукав.

Дидактическая игра «»Волшебная палочка.

Цель: Закрепить навык словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Содержание. Ребята, мне удалось встретиться с феей, и она одолжила нам свою волшебную палочку. Но без вашей помощи она работать не будет. Давайте все вместе с помощью волшебной палочки сделаем из обычных слов слова с уменьшительно-ласкательным значением. (альбом, блин, налим, балкон, флакон, мотор, светофор, кувшин, шлем, узор, апельсин, помидор).

Рассказ про синичку.

Цель. Научить детей на слух вычленять из речи слова с уменьшительным значением. Тренировать в словообразовании с суффиксом –к-.

Ребята, послушайте сказку про синичку, запоминайте все ласковые слова. Кто больше слов вспомнит, тот победит.

Жила-была синичка, любила она полакомиться семечком подсолнуха, который рос рядом с крылечком. А под крылечком жила собачка Жучка, не любила собачка птичек. Села птичка на подсолнух, как вдруг Жучка как залает. Услышала хозяйка, выглянула в окошко и говорит синичке, лети на окошко, я тебе в блюдечко много семечек насыплю.

Динамическая пауза. Игра с мячом .

Цель. Упражнять детей в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксом –к-.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок говорит его ласково и наоборот.

Дидактическая игра «Ласковое эхо».

Цель. Научить детей способам словообразования существительных с использованием продуктивного суффикса –к-

Материал. Картинки (лапа, яблоня, туча, лошадь, полоса, шуба, береза, корова, синица, страница, капля, рубаха, бумага, собака, птица, река, крыльцо, кольцо, блюдце)

Содержание. Логопед: Ребята, Незнайка заблудился в волшебном лесу. Для того чтобы ему найти дорогу домой нужно правильно назвать все слова ,которые ему встретятся на пути, самое главное называть все ласково.

Динамическая пауза.

Логопед: - Пойдём дальше мы играть, упражнения выполнять. Дети встают и выполняют упражнения под спокойную музыку. Логопед даёт инструкцию, используя уменьшительно – ласкательные слова: - Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем. - Ручки плавно поднимаем и спокойно опускаем.

- Ножки по одной сгибаем и к животику поднимаем.

Логопед: Молодцы ребята! Садитесь на свои стульчики , поиграем в еще одну игру.

Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот».

Логопед объясняет правила игры «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем наоборот, логопед говорит про маленькие, а дети про большие.

Динамическая пауза «Ласковая эстафета».

Дети передают друг другу флажок произнося слово с уменьшительно-ласкательными суффиксами . Тему для выбора слов предлагает логопед. Это могут быть фрукты, овощи, мебель, животные и т.д.

Игра «Ласковые имена»

Цель. Научить детей образованию ласкательных собственных имён существительных мужского и женского рода на -а, я с помощью суффиксов -ОЧК -, - ЕЧК -.

Содержание игры. Логопед предлагает детям встать в круг. Дети водят хоровод, поют:

Потом поочерёдно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.

Дидактическая игра «Две подружки -ОЧК- И –ЕЧК».

Цель. Дать детям понятие о способе образования имён существительных женского рода с помощью суффиксов -ОЧК-, -ЕЧК-, различать их на слух в словах.

Материал. Куклы -ОЧК-, -ЕЧК-, картинки (ленточка, звёздочка, тумбочка, мордочка, лапочка, булавочка, булочка, лампочка, чашечка, ложечка, книжечка, бумажечка).

Содержание игры. Логопед рассказывает: «Жили-были две волшебницы. Одну звали -ОЧК-, а другую - ЕЧК-.

-ОЧК- дружила с девочками, в именах которых слышалось её имя. Назовите её подружек (Леночка, Зиночка, Ниночка, Клавочка).

-ЕЧК- дружила с девочками, в именах которых слышалось её имя. Назовите её подружек (Анечка, Олечка, Санечка, Танечка).

-ОЧК- и её подружки хотят, чтобы вы им показали картинки, в названии которых слышится её имя».

Дети находят картинки, называют их, кладут около волшебниц (ленточка, звёздочка, тумбочка, мордочка, лапочка, булавочка, булочка, лампочка).

Затем дети находят картинки и для волшебницы -ЕЧК-( чашечка, ложечка, книжечка, бумажечка)

Дидактическая игра: Помоги Гному и Гномику разложить свои игрушки.

Цель. Повторить словообразование существительных с уменьшитель-ласкательными суффиксами –чик-, -ик-, -к-. Сформировать представление о связи между размером предмета и его уменьшительным названием.

Материал. Два плаката с изображением двух коробок, большая и маленькая. Дети наклеивают игрушки из бумаги называя их сортируя по размеру. Большие в коробку Гнома, а маленькие в коробку к Гномику. (карандаш, ключ, слон, паровоз, самолет, зонт, шар, стул, чемодан, стакан).

Дидактическая игра «Прогулка в лесу».

Цель. Дать представление о способах образования уменьшительно- ласкательных существительных женского рода с суффиксом -ИЧК -.

Материал. Карточки (брусника, клубника, черника, земляника, лиса, птица, вода)

Содержание игры. Логопед предлагает детям прогуляться в Волшебном «Ласковом» лесу вместе с Незнайкой и рассказать ему какие ягоды там растут. Затем логопед рассказывает,что Незнайка встретил в лесу лисичку, погладил ее, а потом решил ягодки покушать, да ручки замарал, нужно их водичкой помыть. Да где не знает, хорошо ему птичка помогла.

Необходимо сделать акцент на ласковых названиях, побудить детей самостоятельно называть существительные с использование уменьшительно-ласкательного суффикса –ичк-.

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель. Дать представление о способах образования уменьшительно- ласкательных существительных женского рода с суффиксом -ИЧК -.

Материал. Две карточки, большего и меньшего размера с изображением одних и тех же предметов больших и маленьких размеров (коса-косичка, пуговица-пуговичка, лиса-лисичка, лук-луковичка, земляника-земляничка, рукавица-рукавичка, птица-птичка, синица-синичка)

Содержание игры. Дети из представленных картинок по заданию выбирают сначала большие картинки и называют их, затем маленькие и так же называют их. Логопед обращает внимание детей на соотношение размера и названия предмета.

Дидактическая игра «Волшебная шкатулка».

Цель. Дать представление о способах образования уменьшительно- ласкательных существительных женского рода с суффиксом -ИЧК -.

Материал: шкатулка, картинки с изображением предметов (луковица, яйцо, птица, брусника, гайка ,синица, пуговица, ножницы.

Содержание игры. Логопед достает из шкатулки карточки и называет их, дети должны изменить слова, назвав их ласково. С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –ичк-.

Дидактическая игра «Ласковые имена».

Цель. Обучение словообразованию существительных мужского и женского рода с использованием суффиксов –оньк- , -еньк-.

Содержание игры. Дети передают друг -другу флажок и называют имя ребенка ласково: « На Петенька флажок».

Дидактическая игра «Письмо Незнайки».

Цель. Обучение словообразованию существительных мужского и женского рода с использованием суффиксов –оньк-,-еньк-.

Материал. Кукла Незнайка, карточки со словами: киска, коза, кухня, лиса, яблоня, внучка, речка.

Содержание игры. Незнайка просит помощи у детей в написании письма для своих друзей. Но нужно слова писать именно так, что бы в них всегда в конце слышалось –оньк- или –еньк-. А как написать Незнайка не знает. Логопед читает слова, дети называют с помощью логопеда и самостоятельно.

Дидактическая игра «Подруженьки».

Цель. Закрепить навык образовании нарицательных существительных с суффиксами –еньк-, -оньк-.

Содержание игры. Логопед рассказывает рассказ и сопровождает его картинками. «Жили были две девочки, они дружили, а значит были подругами. А как же их можно назвать ласково? Подруженьки. И пошли они гулять по дорожке (дороженьке), шли они ногами (ноженьки), встретили по дороге они речку (реченьку), и у речке была подруга (подруженька)…..»

Словообразование имен существительных с помощью суффикса –ушк-

Цель. Познакомить детей со словообразовательной моделью при помощи суффикса –ушк-

Содержание.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Черной гривушкой потряхивает,

Все колечушки -то бряк, бряк, бряк! З

олотые они- звяк, звяк, звяк!

Дидактическая игра «Три брата УШК, ЮШК, ЫШК ».

Цель. Познакомить детей с менее продуктивными суффиксами –ушк-, -юшк-, -ышк-.

Материал. Три «домика», в каждом живет один из братьев. Карточки с изображением разных предметов. в домике ушк живут: коровушка, бабушка, соловушка; в домике юшк живут: дядюшка с хозяюшкой, зверюшки; в домике ышк: малышка, худышка. Слова для самостоятельной работы детей: бревно, стекло, гнездо, крыло, речка, сила, старуха, воля, горе, няня.

Содержание игры. Жили-были три брата УШК, ЮШК, ЫШК, каждый из них построил по домику и поселил в домике жильцов. Давайте посмотрим кто же там живет? Предложить детям найти домики для слов.

Дидактическое пособие для отработки суффикса –инк-.

Цель. Закрепить словообразование существительных со значением единичности с помощью суффикса –инк-.

Материал: карточки (контур бус, хлеб с икрой, кекс с изюмом), пластилин.

Содержание. Дети из пластилина катают шарики и налепливают их на контур внутри карточки. Необходимо заострить внимание детей, что маленькая частичка, от общего целого называется: от бус- бусинка, от икры- икринка, от изюма- изюминка

Дидактическая игра «Помоги Гномику».

Цель. Закрепить словообразование существительных со значением единичности с помощью суффикса –инк-. Побуждать детей самостоятельно образовывать слова со значением единичности.

Материал. Макет из картона: кастрюля, чайник, подушка, снежинка.

Рассказ про гномиков в произвольной форме. Гномика нужно накормить и сварить ему суп из гороха ( горошинка), заварить чай (чаинка), уложить гномика спать на пуховую подушку (пушинка).

Дидактическая игра «Изменялки».

Цель. Закрепление словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Содержание. Детям необходимо изменить предложения услышенные от логопеда так, что бы в предложении появились ласковые слова.

Синица сидит на ветке. (Синичка сидит на веточке.) Бабушка готовит суп. Маша сидит на скамейке. Заяц грызет морковь. И т.д.

Дидактическая игра «Кто самый внимательный?».

Цель. Закрепление словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Содержание. Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду показывать большие предметы (картинки, говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог показывает (произносит) ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку.

Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках, сказках.

Внимательно послушать и назвать ласковые слова.

1)Лисичка-сестричка

Пила всё водичку

В гостях у синички.

У маленькой птички.

2) Долго я слушал соловушку,

Пока не устала головушка.

Плавает плавно лебёдушка,

Вдаль улетает журавушка.

Сказка "Курочка Ряба".(произносите по 1-2 предложения и называете "ласковые слова").

Динамическая игра «Маленький Мук и Гулливер». (игра с мячом)

Цель. Дать понятие о соразмерности предметов.

Содержание. Встретились два сказочных героя. Маленький Мук и Гулливер. У каждого из героев был свой дом. Какой же дом был у Маленького Мука ? (Маленький.) А какой дом был у Гулливера? (Большой.) Так как сказочные герои были разного размера, то и все что их окружало тоже называлось по разному(необходимо назвать).

Дидактическое пособие «Домик и Домище».

Цель. Научить детей словообразованию при помощи увеличительного суффикса –ищ-

Материал. Два макета с изображением сказочных домиков (большой и маленький). Трафареты из картона двух размеров (куст, дверь, конура, тропинка, кирпич, труба, окно, трава, собака, замок)

Содержание. Подобрать трафареты к нужным домам и назвать их. (куст для маленького домика, а кустище для большого)

Дидактическое пособие «Паровозик».

Цель . Упражнять детей в употреблении уменьшительных и увеличительных суффиксов.

Содержание. Детям предлагается макет трех машин : грузовик, микроавтобус, седан. Дети помещают необходимую картинку нужного размера в автомобиль ( волчище поедет на грузовике, волк на микроавтобусе, а волчонок на седане и т.д.)

Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов

Цель. Закрепление словообразования уменьшительных и увеличительных суффиксов.

Содержание. Дети делятся на две команды, победившей команде Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Иванушка - Иван

рубашечка - рубашища

сапожки- сапожища

кармашек - карманище

ремешок- ремнище

топор -топорище

ручка — ручища

глазик - глазище

усики - усищи

голосок - голосище

носик - носище

силушка - силища.

Дидактическая игра «Копилка знаний».

Дети самостоятельно называют предметы по памяти (или то что видят в классе) с использование уменьшительных или увеличительных суффиксов. За каждое слово дети получают поощрение в виде наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

"Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

Методическая разработка (презентация) "Дидактические игры и упражнения занимательного характера в ГПД."

Занимательные упражнения помогут воспитателю ГПД наполнить досуг детей творчеством, радостью поиска открытий, создать атмосферу увлечённости, любознательности и положительных эмоций....

Дидактические игры и упражнения по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями

В данном материале описываются занимательные упражнения и задания по развитию навыков звукослогового анализа и синтеза. Данный материал будет полезен как школьным логопедам, так и дошкольным логопедам...