Публикация
проект (1 класс)

Кемерова Гюльжана Руслановна

Развитие лексико-грамматических категорий у обучающихся младшего школьного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Развитие лексико-грамматических категорий у детей младшего школьного возраста.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, у которых имеются недостаточное психическое и речевое развитие. Нормальное когнитивное формирование и устойчивое когнитивное развитие являются важными предпосылками для нормального развития языка.

Особое значение в логопедии приобретает проблема сложного дефекта, где нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития.

Проблема языковых нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно у детей с задержкой психического развития, становится одним из актуальных вопросов логопедии.

Пробелы в познавательной деятельности могут негативно повлиять на процесс развития речи, включая приобретение смысла речи, языковых средств и формирование языковых обобщений.

Лексико-грамматический строй речи играет значительную роль в формировании правильной связной устной и письменной речи. Неполное грамматическое оформление речевых сообщений может затруднить их понимание слушателями. Овладение лексико-грамматическим строем является неотъемлемой частью овладения ребенком речеязыковой системой родного языка.

Лексика представляет собой набор слов, описывающих предметы, явления, действия и особенности действительности. Грамматический строй включает систему взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях. Развитие лексики и грамматики играет ключевую роль в развитии мышления, устного общения, планировании деятельности, самоорганизации и построении социальных отношений.

Формирование лексико-грамматического строя языка у ребенка происходит спонтанно, через извлечение языка из фактов воспринимаемой речи. Педагогическое воздействие на процесс развития личности должно учитывать естественное овладение языком и тенденции обучения. Развитие различных аспектов языка происходит неравномерно и асинхронно, что требует учета специфических особенностей на каждом этапе развития.

Следовательно, формирование лексической и грамматической сторон речи у детей имеет важное значение для развития понимания, мышления, общения и успешной социализации. Развитие словарного запаса и грамматически правильных выражений тесно связано с другими компонентами речи и психическими процессами.

Онтогенез словарного запаса у детей определяется развитием понимания действительности и требует комплексного подхода к обучению и коррекции языковых нарушений

Согласно исследованиям, важными факторами для развития языка у детей, включая обогащение словарного запаса, являются речевая деятельность взрослых и общение с ребенком. Порядок усвоения грамматических форм слов зависит от их семантической функции и частоты использования в речи окружающих. Дети обычно приобретают наиболее часто употребляемые формы в первую очередь.

У детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточная сформированность грамматического строя речи, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

В школьном возрасте эти нарушения становятся более заметными, особенно при овладении письменной речью.

Младшие школьники с задержкой психического развития часто имеют трудности с использованием антонимов и синонимов, а также с обогащением словаря.

Для предотвращения нарушений лексико-грамматического строя у детей необходимо проводить систематическую логопедическую работу.

Это может включать в себя индивидуальные занятия с логопедом, игровые методики, разнообразные упражнения по обогащению словарного запаса и развитию грамматических навыков. Важно также создать благоприятную речевую среду для ребенка, где он будет иметь возможность практиковать и улучшать свои языковые навыки.

Список литературы

  1. Рахмакова, Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова Москва, 1987. – 121 с.
  2. Тригер, Р. Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи / Р.Д. Тригер, 1987. – 94 с.
  3. Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы / А.А. Хохлова. – Санкт - Петербург, 1999. –22 - 46 с.
  4. Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития / А.Д. Вильшанская. – Москва, 2004. – 25 с.
  5. Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2006, – № 3. – 6-15 с.
  6. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – Москва: Владос, 2004. – 303 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...