Публикация
проект (1 класс)
Развитие лексико-грамматических категорий у обучающихся младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексико-грамматические категории младших школьников | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексико-грамматических категорий у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, у которых имеются недостаточное психическое и речевое развитие. Нормальное когнитивное формирование и устойчивое когнитивное развитие являются важными предпосылками для нормального развития языка.
Особое значение в логопедии приобретает проблема сложного дефекта, где нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития.
Проблема языковых нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно у детей с задержкой психического развития, становится одним из актуальных вопросов логопедии.
Пробелы в познавательной деятельности могут негативно повлиять на процесс развития речи, включая приобретение смысла речи, языковых средств и формирование языковых обобщений.
Лексико-грамматический строй речи играет значительную роль в формировании правильной связной устной и письменной речи. Неполное грамматическое оформление речевых сообщений может затруднить их понимание слушателями. Овладение лексико-грамматическим строем является неотъемлемой частью овладения ребенком речеязыковой системой родного языка.
Лексика представляет собой набор слов, описывающих предметы, явления, действия и особенности действительности. Грамматический строй включает систему взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях. Развитие лексики и грамматики играет ключевую роль в развитии мышления, устного общения, планировании деятельности, самоорганизации и построении социальных отношений.
Формирование лексико-грамматического строя языка у ребенка происходит спонтанно, через извлечение языка из фактов воспринимаемой речи. Педагогическое воздействие на процесс развития личности должно учитывать естественное овладение языком и тенденции обучения. Развитие различных аспектов языка происходит неравномерно и асинхронно, что требует учета специфических особенностей на каждом этапе развития.
Следовательно, формирование лексической и грамматической сторон речи у детей имеет важное значение для развития понимания, мышления, общения и успешной социализации. Развитие словарного запаса и грамматически правильных выражений тесно связано с другими компонентами речи и психическими процессами.
Онтогенез словарного запаса у детей определяется развитием понимания действительности и требует комплексного подхода к обучению и коррекции языковых нарушений
Согласно исследованиям, важными факторами для развития языка у детей, включая обогащение словарного запаса, являются речевая деятельность взрослых и общение с ребенком. Порядок усвоения грамматических форм слов зависит от их семантической функции и частоты использования в речи окружающих. Дети обычно приобретают наиболее часто употребляемые формы в первую очередь.
У детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточная сформированность грамматического строя речи, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.
В школьном возрасте эти нарушения становятся более заметными, особенно при овладении письменной речью.
Младшие школьники с задержкой психического развития часто имеют трудности с использованием антонимов и синонимов, а также с обогащением словаря.
Для предотвращения нарушений лексико-грамматического строя у детей необходимо проводить систематическую логопедическую работу.
Это может включать в себя индивидуальные занятия с логопедом, игровые методики, разнообразные упражнения по обогащению словарного запаса и развитию грамматических навыков. Важно также создать благоприятную речевую среду для ребенка, где он будет иметь возможность практиковать и улучшать свои языковые навыки.
Список литературы
- Рахмакова, Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова Москва, 1987. – 121 с.
- Тригер, Р. Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи / Р.Д. Тригер, 1987. – 94 с.
- Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы / А.А. Хохлова. – Санкт - Петербург, 1999. –22 - 46 с.
- Вильшанская, А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития / А.Д. Вильшанская. – Москва, 2004. – 25 с.
- Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии / С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2006, – № 3. – 6-15 с.
- Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – Москва: Владос, 2004. – 303 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Публикации
Публикации разных лет...
Свидетельства о публикациях в сети Интернет
Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...