Оказание помощи детям, испытывающим трудности формирования зрительного компонента чтения
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Чичиланова Татьяна Геннадьевна

Данная презентация раскрывает особенности функциональной системы чтения, трудности технического и смыслового компонентов чтения, общую характеристику и этапы коррекционно-педагогической работы, знакомит коллег с программно-методическими материалами О.А. Ишимовой " Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы". Поможет логопедам- практикам в работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оказание помощи детям, испытывающим трудности формирования зрительного компонента чтения (из опыта работы) Учитель-логопед Чичиланова Татьяна Геннадьевна АНОО ШКОЛА «ВЕКТОР» г.о . Мытищи

Слайд 2

Функциональная система чтения ( П.К.Анохин , Л.С.Выготский , А.Р.Лурия , Л.С.Цветкова ) РЕЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Слайд 3

ЧТО НЕ СФОРМИРОВАНО ЦЕЛЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ АВТОРЫ Традиционное Устная речь Коррекция и развитие компонентов устной речи Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных речевой недостаточностью В.К.Воробьева О.Е.Грибова Л.Н.Ефименкова Р.П.Лалаева Г.Г.Мисаренко И.Н.Садовникова и др. II. Зрительные функции Создание условий для успешного овладения зрительными компонентами чтения Предупреждение и преодоление нарушения чтения, обусловленного несформированностью зрительных компонентов чтения О.Б.Иншакова А.Н.Корнева М.Н.Русецкая О.А.Ишимова Направления в коррекции нарушения чтения

Слайд 4

Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение» разработаны О.А. Ишимовой . Целевая аудитория – обучающиеся с несформированностью преимущественно зрительных функций, определяющих нарушения технической стороны чтения.

Слайд 5

Общая характеристика коррекционно- педагогической работы ЭТАПЫ ТЕМЫ ДИАГНОСТИКА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Этап 1. Коррекция нарушения технического компонента чтения 66 4 Создание предпосылок успешного формирования первоначального навыка громкого чтения (вслух) как предупреждение нарушения его технического компонента. Постепенный переход к более крупным ОПЕЧ (буква-слог, слог-слово, подготовка к переходу от громкого чтения к молчаливому чтению (про себя ) Этап 2. Коррекция нарушения смыслового компонента чтения 33 2 Овладение наиболее совершенным и социально значимым видом чтения- молчаливым чтением. Формирование читательских умений: извлекать и обрабатывать необходимую информацию из текстов, определять в них основную и второстепенную информацию, воспринимать различные стили текстов

Слайд 6

Операции обучения аналитико-синтетическим методом: определение букво -звуковых соответствий; слогослияние ; воссоздание звукового облика целого слова.

Слайд 8

Трудности технического компонента чтения УРОВЕНЬ ОПЕЧ СТУПЕНЬ ЧТЕНИЯ ОПЕРАЦИЯ ТРУДНОСТИ ЗАДАЧИ 1 Буква Побуквенное чтение (непродуктивный способ) Определение букво -звуковых соответствий Трудности в восприятии и запоминании букв, обозначающих звуки Запоминание, быстрое и правильное узнавание печатных букв . Развитие фонематического восприятия. Формирование графического образа печатной буквы. Упрочение звуко -буквенных связей. Развитие зрительных (гностических) функций 2 Слог Послоговое чтение (непродуктивный способ) Слогослияние Процесс узнавания букв при чтении затрудняется их соседством с другими буквами. Стойкая неспособность овладеть навыками слогослияния Овладение навыком соединения букв в слоги разного типа ( слогослияние ). Последовательность отработки разного типа слогов: СГ, ГС,ССГ,СГС,СГСС,ССГС. Развитие фонематического восприятия. Формирование звуко -буквенного синтеза . Развитие зрительных (гностических и моторных ) функций

Слайд 9

Трудности преимущественно смыслового компонента чтения УРОВЕНЬ ОПЕЧ СТУПЕНЬ (СПОСОБ) ЧТЕНИЯ ОПЕРАЦИЯ ТРУДНОСТИ ЗАДАЧИ 3 Слово Чтение словами (продуктивный способ) Воссоздание звукового облика целого слова. Становление целостного приема чтения Трудности в соединении слогов в слово. Ошибочная смысловая догадка. Трудности в понимании прочитанного Развитие лексико-грамматических компонентов устной речи. Развитие связной речи 4 Группа слов Чтение группами слов (продуктивный способ) Быстрое узнавание слов и объединение их в предложение. Синтетическое (целостное) чтение Ошибки в прочтении окончаний слов. Ошибочная смысловая догадка. Трудности понимания прочитанного Формирование лексико-грамматических представлений. Развитие связной речи. Работа с текстом

Слайд 10

Первый этап коррекционно - педагогической работы

Слайд 11

Устно - речевые Операциональные (начальные действия, входящие в состав чтения как деятельности) Функциональные - развитие фонемного анализа и синтеза; - развитие фонематического восприятия; - коррекция звукопроизношения - опознание буквы в связи с ее фонемой; - перевод зрительных образов печатных букв в звуки; - определение букво -звуковых соответствий; - узнавание буквы в контексте слога - развитие зрительных процессов: гностические функции моторные функции Предпосылки для предупреждения трудностей формирования первоначального навыка чтения

Слайд 12

Задачи коррекции и развития зрительных гностических функций : развитие произвольного и зрительного внимания (удерживание и переключение ); развитие навыков зрительного анализа и синтеза; развитие зрительной памяти.

Слайд 13

Задачи коррекции и развития зрительных моторных функций: развитие точных прослеживающих движений глаз; формирование зрительно-пространственных представлений; развитие зрительно-моторных координаций.

Слайд 14

Направления работы по формированию зрительно-моторных функций: р азвитие зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова буквы, обозначающей данный звук ); р азвитие зрительной памяти (сравнение, сопоставление и нахождение одинаковых букв ); р азвитие образной памяти (создание ассоциативных и смысловых звуко - буквенных связей ); р азвитие глазодвигательной активности (расширение зрительного поля ); р азвитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова и определять его место ).

Слайд 15

* Нахождение и подсчет частоты встречаемости заданной буквы в ряду букв ; * Дописывание недостающих деталей буквы ; * Составление букв из частей ; * Нахождение двух одинаковых букв ; * Узнавание , нахождение и закрашивание заданной буквы среди других букв на буквенном поле ; * Выкладывание букв из счетных палочек ; * Дорисовывание буквы, чтобы она стала частью какого-либо предмета ; * Запоминание и перечисление по памяти нескольких изображений в ряду (цветовых, предметных и геометрических изображений, букв ); * Нахождение названных букв, слога, слова в таблицах. НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ :

Слайд 16

* Чтение слогов и слов, расположенных в виде восьмерок ; * Последовательная смена движений глаз при чтении цепочек слогов, слов ; * Добавление части слова. НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ:

Слайд 17

Рабочая тетрадь для детЕЙ , испытывающиХ трудности зрительного запоминания и воспроизведения образа печатной буквы ( зрительный компонент чтения) О.А.ИШИМОВА «ЧТЕНИЕ ОТ БУКВЫ К СЛОГУ И СЛОВАМ» Тетрадь-помощница

Слайд 18

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ БУКВ о пределяется их графической особенностью (наличием или отсутствием осевой симметрии) изучение симметричных букв как наиболее простых для узнавания; изучение несимметричных букв. 1. Буквы вертикально и горизонтально симметричные 2. Буквы вертикально симметричные 3. Буквы горизонтально симметричные 4. Б уквы асимметричные Буквы в задания не включались О,Н,Х,Ж,Ф А,Т,Л,М,Д,П,Ш Е,С,В,К,З,Ю,Э И,Р,У,Я,Ы,Ь,Г,Б,Ч,Й,Ц,Щ,Ъ,Е Ь и Ъ

Слайд 19

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 10 тематических занятий 6 групп симметричных букв 4 группы асимметричных букв 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 О Ф Х А М Т Н П Ш Л Д Ж Е С В Ю К З Э И У Ы Р Г Б Ч Ц Щ Я Е

Слайд 20

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ: Многократное повторение внутри каждой группы. 2. Поиск буквы с последующим называнием: - поиск заданной буквы на буквенном поле; - закрашивание клетки с буквой в определенный цвет. 3. Подсчет количества букв: - графическая маркировка букв (круг, квадрат, треугольник ); - определение количества повторов буквы. 4. Наблюдение за пространственным расположением элементов буквы. 5. Включение буквы в контекст слога или слова.

Слайд 21

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ- ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ (ЭТАП СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ) О.А.ИШИМОВА «ЧТЕНИЕ ОТ СЛОГА К СЛОВУ» 2- 4 классы Тетрадь-помощница

Слайд 22

ОСОБЕННОСТИ ТЕТРАДИ : и спользование открытых слогов типа согласный + гласный СГ ( Закон открытого слога В . В. Иванов , Л . В. Щерба); с пециальный подбор двубуквенных слогов с учетом сочетаемости фонем внутри слога; и спользование слов, имеющих в составе только открытые слоги типа согласный + гласный СГ; с логовой анализ слов в соответствии с правилами слогоделения ( сонорная теория Р . И. Аванесова); о тбор лексического материала с учетом частотности слов (« Частотный словарь» С . А. Шаров , О.Н. Ляшевская ) 25 слов в каждой группе 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа высокочастотные слоги среднечастотные слоги низкочастотные слоги

Слайд 23

ОСОБЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ: Группа заданий Цель Содержание Подготовка к занятию - у величение объема кратковременной памяти; - усиление концентрации внимания; - развитие процессов сопоставления, обобщения, группировки - стихотворный положительный настрой; - выкладывание букв из счетных палочек; - запоминание цветовых фигурных буквенных рядов из 7-9 элементов; - выкладывание буквенных рядов из 3-4 элементов - логические упражнения 1. «Цепочки слогов» - тренировка плавного произнесения нескольких слогов; - запоминание букв, входящих в состав слога - задание А- произнести слоги парами; - задание Б- произнести слоги группами; - задание В- произнести слоги на мотив песни 2. «Таблицы слогов» - тренировка узнавания, запоминания группы слогов с определенным буквенным составом. 3 уровня сложности с учетом количества в них слогов (от 9 до 25 слогов) - задание- читать в разных направлениях: по строчкам, по столбикам, по спирали, по диагонали сверху вниз и наоборот; - задание- быстро найти и показать в таблице слог, названный взрослым . 3. «Конструктор слогов» - запоминание слогов в составе слова; - подготовка к переходу от слогового чтения к чтению словами - задание А- добавить последний слог к началу названного слова, быстро найти и показать слог в таблице; - задание Б- показать все слоги названного слова; - задание В- плавно произнести слоги, которые показывает взрослый, узнать слово 4. «От слога к слову» - увеличение скорости и эффективности чтения слов - задание А- узнать слово по описанию, найти его, показать, произнести; - задание Б- прочитать слова, объединенные в группы с учетом их ритмической структуры; - задание В- читать ряды или группы слов с последующим их называнием по памяти 5. «Читаю я-читаешь ты» - развитие способности к зрительному анализу и синтезу - задание А- вставить пропущенные части выделенных слов в тексте; - задание Б- взрослый начинает читать текст, а ребенок «включается» только при прочитывании своих слов

Слайд 24

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ ГРУППАМИ СЛОВ. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С КОМПЛЕКСОМ ЗАДАНИЙ , СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ГРОМКОГО ЧТЕНИЯ О.А.ИШИМОВА «ЧТЕНИЕ. ЧИТАЮ СЛОВАМИ» Тетрадь-помощница

Слайд 25

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ: Отработка правильного проговаривания слов различной слоговой структуры с учетом их лексического и грамматического значения. Акцент на плавное и быстрое произнесение закрытых слогов и слогов со стечением согласных в составе слова. Работа по быстрому узнаванию слов (в отдельности, в контексте предложений ). Отбор лексического материала , включающего разножанровые тексты (хорошо знакомые детям слова, малознакомые и незнакомые ).

Слайд 27

ОСОБЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ: Группа заданий Цель Содержание Подготовка к занятию - увеличение объема кратковременной памяти; - усиление концентрации внимания; - развитие процессов сопоставления, обобщения, группировки - стихотворный положительный настрой; - выкладывание букв из счетных палочек; - запоминание цветовых фигурных буквенных рядов из 7-9 элементов; - выкладывание буквенных рядов из 3-4 элементов - логические упражнения 1. «Цепочки слов» - тренировка плавного произнесения нескольких слов - переход к более совершенному способу чтения-группами слов - задание А- произнести слова медленно и тихо; - задание Б- произнести, ускоряя темп и громкость; - задание В- произнести быстро и громко; - задание Г- произнести быстро и тихо 2. «Конструктор слов» - освоение чтения словами -подготовка к чтению группами слов - задание А- добавь недостающую часть к названному слову, найди и покажи часть слова в таблице; - задание Б- покажи все части названного слова 3. «Читаю я-читаешь ты» - развитие способности к зрительному анализу и синтезу - задание А- прослушать специально составленный и прочитанный взрослым стихотворный текст с одновременным слежением за каждым прочитанным словом; - задание Б- найти границы слов, написанных без пробелов и разделить их между собой вертикальными линиями; - задание В- взрослый начинает читать текст, а ребенок «включается» только при прочитывании выделенной части текста

Слайд 30

Список используемой литературы: 1.Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение: 1-4-е классы: программно-методические материалы: учебное пособие/ О.А. Ишимова , 6-е изд., стер.- Москва: Просвещение, 2023; 2. Тетради-помощницы для учащихся: Чтение. От буквы к слову. 1- 4 классы ( О.А. Ишимова ) Чтение. От слога к слову. 2- 4 классы (О.А. Ишимова ) Чтение. Читаю словами.2- 4 классы (О.А. Ишимова ) Чтение. Читаю и понимаю.2- 4 классы (О.А. Ишимова , С.А. С абельникова ) 3. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972; 4. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков. //Логопед.-2004.-№2; 5. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Новый частотный словарь русской лексики. - М.: Азбуковник. 2008

Слайд 31

Я знаю, Скоро по странице Порхать вы будете, как птицы! А. Усачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Учебно методическое пособие в помощь педагогу психологу. Программа формирования психологических компонентов школьной готовности у детей.

представлена программа, разработанная педагогом-психологом для комплексной подготовки дошкольников к школьному образованию. В программу включены задания по развитию произвольности поведения, познавате...

Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в учебной деятельности

В презентации предложен опыт работы учителя математики и педагога-психолога...

Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках

В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулиров...

«Оказание помощи детям в организации учебной работы дома»

Успешное обучение ребенка – это главнейшая цель не только его самого, но и родителей и, конечно же, педагогов. Для осуществления данной цели необходимо приложить максимум усилий со всех трёх сто...